В этом году перед Масленичной неделей во всемирной сети неожиданно начался массовый "славянский ликбез" и по чатам полетели посты, стикеры и анимашки с "истинным" названием Масленицы - Комоедица. Но никто не потрудился объяснить причину переименования этого праздника, хотя его обычаи и обряды мы пытаемся воспроизвести и в XXI веке. Интересно - почему? Ведь нет ни одного человека в России, и не обязательно исповедующего православную веру, кто бы ни знал, что в этот разгульный и весёлый праздник пекут блины, сжигают чучело и ходят в гости. Это - всем нам привычные обычаи. Но какие древние обряды скрыты в масленичном меню и о чём тайном и сокровенном могут поведать ритуалы, которые сегодня мало кто может объяснить? А мы - разберёмся!
Удивительный праздник Масленица - единственный из всех языческих, официально признанный православной церковью. Масленица наступает за неделю до Великого поста или за восемь недель до Пасхи и длится целых семь дней! Языческий праздник Комоедица действительно является предтечей праздника Масленицы, и название его поменялось после принятия христианства на Руси. Масленичная неделя - ещё не постная, но уже "ограничительная" по пище. Мясо в преддверии Великого поста употреблять уже нельзя, но яйца и молочные продукты ещё можно, поэтому второе название этой недели - мясопустая. Потому и Масленица - весне дорогу маслит, да блины хороши с маслицем!
И тем не менее, в главном моменте Комоедица и Масленица расходятся. Комоедицу славяне праздновали дважды - перед началом зимы, совершая ритуальное убийство медведя (подробнее - в статье "Зверь таинственный - медведь") и весной, встречая "воскресшие" тотемы после зимней спячки. Угощали звериных предков как раз блинами - символом солнца. К зиме - для "того света", чтобы подземный Навий мир освещать, а весной - чтобы жертву солнцу принести, повернуть его на тепло. В Белоруссии праздник встречи весны и сейчас называется Комоедица.
Так что, верить интернету в том, что Масленица и Комоедица - один и тот же праздник, нельзя. Общее у них - только поминально-жертвенные блины. Масленицу православная церковь "приурочила" к весенней Комоедице, но встреча весны здесь не при чем. Проводы зимы - вот что такое Масленица!
Поговорка "Первый блин комом" изначально звучала, как "кОму", причём под комами понимались все предки вообще - и звериные, и человеческие. До сих пор бабушки-старушки, угощая первым блином, приговаривают: "Первый блин - на помин". Древние славяне оделяли им нищих или отдавали птицам - донесут до Ирия, славянского Рая.
Откуда же берут начало языческие праздники? Для наших предков критическим временем суток всегда были полдень и полночь, а критическим временем года - смена сезонов. Об этом я уже писала в статье "Что скрывает Новый год?" В те далекие года люди считали, что подобные периоды связаны с негативной энергией космоса. Например, в полдень, какой бы срочной не была работа по посеву или уборке урожая, работать категорически запрещалось - иначе дух Полудницы накажет.
По той же причине отдыхали и в переломные моменты года. Позже это время стали наполнять веселым содержанием - своего рода древняя терапия души. Так вынужденно освобожденные от труда дни стали праздниками - праздными, нерабочими. Это всегда был праздник тела - обильная еда, физические нагрузки в радость - танцы, соревнования, кулачные бои. Церковь принесла свои праздники - праздники духа, но оставила языческую Комоедицу для постепенного вхождения в Великий пост. Помните: мясо уже нельзя, но "молочку" ещё можно!
Итак, Масленица - Сырная, Обжорная неделя. Слово "сыр" в его славянском значении надо понимать, как все сырые молочные продукты - творог, сметану, сливочное масло. Какие же блины без такого "сыра"?
Масленица - последний праздник зимнего цикла, это ИЗГНАНИЕ ЗИМЫ, а не встреча весны. Поэтому Масленица - самый спортивный праздник: люди демонстрируют старой зиме свою силу.
Кстати, на костре сжигают не Масленицу - такого божества у славян не было, а дух зимы и смерти - Морену. Отсюда все эти издевательские частушки, зиму надо как следует обидеть, чтобы ушла наверняка. На чучеле никогда не рисовали лицо - этот обычай ещё времён матриархата: изобразить божество было страшно, страшно не угадать истинный облик. Языческие божества не были ни добрыми, ни злыми, одинаково и наказывали, и награждали. Поэтому не рисовали рот - ещё проглотит. Не рисовали глаза - ещё сглазит. Лицо Морены могло быть только схематичным: нос - палочка, вместо глаз - угольки.
Праздник Масленицы идет по нарастающей - от "слабого" понедельника до "сильного" воскресенья.
Понедельник - ВСТРЕЧА. Цель - пробудить весеннее солнце для помощи себе. Начинают печь блины. В этот день в гости не ходят, но блинами друг друга угощают. А вот если вдруг заглянул незваный, нечаянный гость - это предвещало удачу вплоть до Нового года. Ведь, по поверьям, именно в первый день Масленицы ходит по домам бог Радогост. Отсюда и поговорка: гость в дом - бог в дом. Кстати, в этот день ребятишки подбрасывали первые блины к небу, чтобы солнышко покормить, а с ним и души умерших предков, обитающих в Ирии.
Вторник - ЗАИГРЫШ. Самый деятельный день - ходят по дворам, собирают тряпки для чучела, изготавливают его и устанавливают на Красной горке - месте, освобожденном от снега, где в воскресенье состоится гулянье. Там же строят и ледяные горы - лестницы в небо. Скатиться с них "на здоровье" хоть раз должен каждый - и старый, и малый. Строят и снежную крепость - дом зимы, поэтому в воскресенье его нужно обязательно взять, несмотря на настоящее сопротивление защитников. Все по-честному, без обмана. А ещё - обязательные качели, действующие по принципу "туда-сюда, обратно", магически способствуя деторождению. Поэтому детей на качелях не качали - всему своё время.
Среда - ЛАКОМКА. Пекли и блины, и блинные пироги из толстых дрожжевых блинов, тут уж в гости наведаться сам бог велел. Кстати, с этого дня разрешались и горячительные напитки, чтобы жир расщеплять из тяжелых, жирных блинов.
Четверг - РАЗГУЛ или Широкий. В этот день - сплошные гости и сплошная блинная еда.
Пятница - ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ. Кстати, к тёще на блины молодые ходили со второго года жизни, на первую Масленицу в жизни молодой семьи приходила сама тёща - устраивала блинный "экзамен" молодой хозяйке. Если блины юной жене не удавались, она получала прозвище "неудельная мозжуха"))) Кстати, если зятю не нравились тёщины блины, то он не выпивал предложенную чарку, а выплескивал ее содержимое теще под ноги. Вот уж позор так позор! Зато за вкусные - целовал в губы. Так-то!
Суббота - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ. Золовка - сестра мужа, и в этот день собирались в доме у самой старшей для восстановления мира в семье. Утром шли в церковь, ставили общую "мирскую" свечу Николаю Угоднику и молились о мире и ладе между родными. Субботний стол делали вскладчину: и золовке не накладно, и возможность свои блинные и кулинарные таланты показать.
Воскресенье - ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ, прощание с Масленицей, канун печального Великого Поста, который будет проходить в искреннем сокрушении о грехах. Начинали праздновать в полдень, когда солнце самое сильное, в зените.
В некоторых областях ещё в начале ХХ века "отмашку" празднику давал староста или другой уважаемый всеми мужчина, выходя к чучелу "обнажив срамны места, дабы зиму устрашить" - это один из самых древнейших обрядов, парный к обряду весеннего сева. Мужское семя - матери-Земле, а смерти-Морене - сами понимаете, что.
Праздник общий, но его главной движущей силой была молодёжь хороводного возраста, то есть на выданье. До самого начала гулянья, с утра и до 12 часов посещали ярмарки. Начинается действо с общего хоровода, смысл его в том, чтобы продемонстрировать зиме единство и многочисленность "племени". После первого хоровода - сигнал к началу спортивных соревнований. Тут и катание с гор, и перетягивание каната, и догонялки... Все должны активно двигаться - будить землю от зимнего сна.
Здесь же и обязательный Петрушкин театр. Петрушка - ритуальное существо, наш славянский трикстер, он горбатый и с большим носом. В горб он собирает зло, а нос - это фаллос, им Петрушка творит добро. И хотя в более поздние времена Петрушкин театр стал забавой для женщин и детей, разыгрывая бытовые сюжеты, изначально этот образ нёс в себе потаённый сакральный смысл, берущий начало из мифов о сотворении мира.
После спортивных состязаний наступает время взятия снежного городка. После победы нападавшие символично секут его защитников вицами - голыми прутиками. Наступает время второго хоровода - лирического. Это выборный хоровод - в нем складываются пары будущих женихов и невест. Помните, из детства: "Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!" Это оттуда, и в детсаду, конечно, такие обрядовые танцы совсем не к месту. В этом же хороводе, кстати, невестка, пропев особую частушку, могла пожаловаться на свекровь. Всенародное осуждение было гарантировано!
А потом начиналось стихийное и разудалое веселье "по интересам" с поеданием блинов в огромных количествах - Масленицу провожаем, и как иначе? Наконец, на закате солнца, чучело Морены сжигали. Солнце уходит и прах Зимы уносит с собой. Костёр окружал третий общий хоровод, уже не танцевальный, но поющий Масленице поминальные частушки. Золу от сожжённого чучела разбирали, веря, что её магическая сила - в плодородии. Весной её насыпят в первую вспаханную борозду и запекут в свадебные караваи...
Солнце село, и праздник кончился. Поют последнюю - разгонную песню о том, что Масленица всех обманула, привела Великий пост, дала редьки хвост. Это тоже ритуальное сожаление, без него одной чистой радостью можно прогневать богов. А так - крутится годовое колесо, и в своей черед снова наступит зима.
Так почему же Масленицу празднуют целую неделю? Дело в том, что чем сильнее солнце, тем меньше ему помогают. На Святки, когда оно слабое, "новорождённое" - две недели, на Масленицу - окрепшему - одну. На летнее солнцестояние - вообще ночью, да и хоровод ведут уже с правой ноги против часовой стрелки. Пора силу солнцу убавлять, а то весь урожай сгорит. А вот зимой и до Ивана Купалы хоровод водят с левой ноги и посолонь - по ходу солнца.
Вот такая она - знакомая незнакомая Масленица! А где блины - тут и мы!