Найти тему

Администрация отказывает в заключении договора социального найма, ввиду отсутствия подписи пропавшего родственника бывшего супруга

В конце публикации выложу опубликованное и обезличенное решение суда по делу, в котором я представляла интересы Истицы. В решении меня, как представителя, в выигрышных делах не указывают. Это уже обычная сложившаяся практика.

Суть спора: обратилась женщина с просьбой составить иск и представлять интересы в суде первой инстанции с целью признания родственника бывшего супруга и отца дочери утратившим право пользования, ввиду невозможности заключения договора социального найма. Родственника бывшего супруга она не видела больше двадцати лет. В своё время она подавала заявление о розыске, но ей отказали ввиду того, что она не является родственницей. В суде представили все доказательства: постановление об отказе, заявление. Кроме того, к материалам дела изначально приобщалась выписка из реестра муниципальной собственности, из которой следует, что квартира муниципальная.

При рассмотрении настоящего дела суд привлек прокуратуру, незарегистрированного в квартире бывшего супруга в качестве третьего лица. Видимо суд надеялся, что бывший супруг представит "изобличающий отзыв" в отношении моей Доверительницы. В результате, отзыв бывший супруг представил в пользу Истицы. Несмотря на тщательное всестороннее изучение дела суд вынес решение в пользу моей Доверительницы.

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО11

при секретаре судебного заседания ФИО8,

с участием помощника прокурора г.о. <адрес> ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО4, 3-и лица: ФИО12, ФИО13», ФИО14, ФИО2, о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Красногорский городской суд <адрес> с иском, в котором просила признать ФИО4 утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> снять с регистрационного учета ответчика с указанного адреса.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что ФИО3 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в квартире по адресу: <адрес>, в которой по месту жительства также зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ дочь истца - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.р. и с ДД.ММ.ГГГГ дядя бывшего супруга истца - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.

Между ФИО4 и истцом родственные отношения отсутствуют.

ФИО4 не проживает в квартире с ДД.ММ.ГГГГ, коммунальные услуги не оплачивает, о его местонахождении неизвестно.

В настоящее время длительное отсутствие зарегистрированного ответчика препятствует в реализации жилищных прав истца по заключению договора социального найма в отношении спорного помещения, являющегося единственным и постоянным местом жительства ФИО3, в связи с чем, истец обратилась с иском в суд.

Истец, представитель истца, в судебном заседании исковые требования поддержали, просили признать ответчика утратившим право пользования жилым помещение и снять ответчика с регистрационного учета.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания извещены надлежащим образом.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещался надлежащим образом неоднократно по последнему известному суду адресу. Доказательства того, что данный адрес не является адресом постоянного места жительства ответчика, на момент рассмотрения дела, в материалы гражданского дела не представлено, также отсутствуют доказательства, подтверждающие уважительные причины не получения (невозможности получения) судебной корреспонденции по адресу постоянной регистрации ответчика (последнему известному адресу ответчика).

В силу ст. 118 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, статья 167 ГПК РФ предусматривает обязанность суда отложить разбирательство дела в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об извещении, а также в случае неявки лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, при признании причин их неявки уважительными. Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств дела. Данное полномочие суда, как и закрепленное ст. 118 ГПК РФ право суда считать лицо в упомянутых в ней случаях извещенным вытекают из принципа самостоятельности и независимости судебной власти.

На основании изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также учитывая, что ответчик неоднократно извещался о времени и месте рассмотрения дела по всем имеющимся в материалах дела адресам, о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, об изменении адреса места жительства суду не сообщил, суд полагает, признать ответчика в силу положений ст.ст. 118, 119, 167 ГПК РФ извещенным о времени и месте судебного заседания, и рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора который полагал требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 12 ГПК РФ, судопроизводство в РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности городского округа Красногорск.

В данной квартире зарегистрированы: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской справкой ФИО15» (форма №).

Согласно объяснениям истца, квартира передавалась по ордеру ФИО6 – бабушке бывшего супруга истца.

Как усматривается из ответов на запросы от ФИО16, документы по учёту жилищной площади ФИО17» на хранение в ФИО18 не поступали, в исторической справке части сведений о них не имеется и их местонахождение архиву неизвестно, ликвидационный, передаточный акт на хранение в ФИО19 также не поступал, ордера (корки ордеров) на предоставление жилплощади на хранение в архивный отдел Администрации не поступали.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. "а" п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

В связи с этим при рассмотрении настоящего спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.

Частью первой статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ и на момент предоставления жилого помещения) предусматривалось, что жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе ФИО7 народных депутатов.

Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР", утратившим силу ДД.ММ.ГГГГ, было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (пункт 20 Постановления).

Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до ДД.ММ.ГГГГ) является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от ведомственной принадлежности жилья.

В соответствии с положениями ст. 17 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.

Порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда был предусмотрен ст. 43 ЖК РСФСР, в соответствии с которой жилые помещения предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО7 народных депутатов, а в случаях, предусмотренных ФИО7, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего ФИО7 народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

Статья 10 ЖК РСФСР предусматривала, что жилые помещения предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; 8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Вместе с тем, собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является городской округ Красногорск, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исходя из положений п. 19 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования.

Согласно положениям п. 3 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения запроса органа регистрации прав направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.

Сведений об отнесении <адрес> по адресу: <адрес>, к служебным жилым помещениям <адрес> или к иным жилым помещениям специализированного жилого фонда г.о. Красногорск выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержит.

Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 21), разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, имеют право на заключение с ними договора социального найма.

То обстоятельство, что право собственности г.о. Красногорск зарегистрировано, документов подтверждающих, что жилое помещение отнесено к служебным жилым помещениям г.о. Красногорск или к иным жилым помещениям специализированного жилого фонда г.о. Красногорск в материалах дела не содержится. В этой связи при передаче в муниципальную собственность <адрес> по адресу: <адрес>, она утратила статус служебной и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Согласно положениям ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Истец просил признать ответчика утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.

В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Истец является владельцем жилого помещения на законных основаниях, в свою очередь, семейные отношения между сторонами отсутствуют, согласие нанимателя на проживание ответчика в указанном жилом помещении также отсутствует. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено, а судом не добыто, в связи, с чем исковые требования суд полагает подлежащими удовлетворению.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к ФИО4, 3-и лица: ФИО20, ФИО21», ФИО22, ФИО2, о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета – удовлетворить.

Признать ФИО4 (№) утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

Снять ФИО4 (№) с регистрационного учета по месту регистрации по адресу: <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                    ФИО23

Адвокат Кадушкина Регина Викторовна