Новая реальность для жителей Карелии.
На днях над Ленинградской областью в Тосненском районе был сбит украинский беспилотник. Похожая история в те же дни произошла и в Новгородской области. И буквально день через день приходят известия о том, что то в Белгородской области, то в Курской, то ещё ближе к подмосковному региону, силы противовоздушной обороны России уничтожают долетающие сюда беспилотные летательные аппараты. Украина старается переносить военные действия вглубь России. К тому же не в первый раз вторгаясь своими вооружёнными отрядами непосредственно в приграничные российские регионы. Чаще всего объектом вооружённых диверсий становятся районы Белгородской области.
Так со стороны Харьковской и Сумской областей была предпринята попытка прорыва на российскую территорию украинского подразделения спецназа численностью 70 диверсантов, на вооружении которых были пять танков, три самоходных артиллерийских установки, одна реактивная система залпового огня, десять бронированных машин, пикапы с крупнокалиберными пулемётами и т. д. Наша разведка вовремя обнаружила диверсантов и в результате обнаружения они были уничтожены. Прорыва врага на российскую территорию не случилось. И тут надо сказать, что границу российскую на Белгородчине охраняют не только профессиональные, пограничники, но и бойцы территориальной самообороны. И уже ясно, что участие местных жителей в защите своих земель укрепляет безопасность территории. От того роль участников территориальной обороны растёт, а численный их состав в приграничных районах прибывает.
Отряды добровольцев территориальной охраны, состоящие из местных жителей первыми появились в Белгородской области. Произошло что из-за острой необходимости, возникла потребность в патрулировании приграничных посёлков.
Так возникли - сначала стихийно - отряды дружинников, которые потом назовут отрядами народной самообороны. И параллельно с этим государство, понимая необходимость узаконивания военизированной общественной самоорганизации, начало создавать в регионах, прежде всего в приграничных, отряды (батальоны) территориальной обороны.
В феврале 2022 года Россия начала специальную военную операцию и уже в середине октября того же года президент страны Владимир Путин подписывает указ о создании территориальной обороны в четырёх новых регионах России - в Луганской, Донецкой народных республиках, в Херсонской и Запорожской областях. Объяснялось это тем, что здесь было объявлено военное положение и возникла потребность вовлечения гражданского населения в территориальную самооборону (формировались штабы территориальной обороны). Но в том же президентском указе уже закладывались нормы о среднем уровне реагирования на военные угрозы, то есть элементы самообороны загодя создавались и в (пока) невоюющем приграничье, на территориях объективно попадающих в прифронтовую зону. Речь шла о Белгородской, Воронежской, Курской, Ростовской областях, Краснодарском крае, Крыме с Севастополем. Но не только, регионы Центрального и Южного федеральных округов включались в зону с уровнем повышенной готовности к военным действиям. Имелись в виду и долетающие сюда украинские дроны и диверсии, организуемые гражданами России, завербованными украинскими спецслужбами. Военного положения на данных территориях не вводилось, но организационные структуры территориальной обороны формировались. Тероборона формировалась из добровольцев. В её подразделения вступали местные жители, которые по мере необходимости должны были привлекаться к охране своих поселений.
В Карелии, при том что республика наша приграничная, до последнего времени не возникало необходимости формирования отрядов территориальной обороны. Но ситуация прямо на глазах меняется, и не к лучшему, и похоже на то, что мы подходим к моменту когда вопросы нашей готовности бороться с вражескими беспилотниками, содействовать работе армейским подразделениям, становятся актуальными.
Финляндия, вступив в НАТО, тем самым сделала наш регион прифронтовым. Именно поэтому на территории республики начинается восстановление подразделений Ленинградского военного округа, а в приграничных районах Карелии пора уже формировать организационную и военно-техническую территориальную оборону. Наподобие той, что с осени 2022 год действует в Белгородской области.
Финны нам уже угрожают. Чем? Своей активной подготовкой к боевым действиям против России. Только за последние недели на территории Финляндии проведены были два военных учения. Одно в районе Хельсинки и в Финском заливе, когда разыгрывался сценарий с блокадой Финского залива. Не трудно догадаться, что страны Прибалтики и Скандинавии отрабатывали тактику блокирования единственной балтийской водной артерии из Санкт-Петербурга. Балтийское море, после вступления Финляндии и Швеции в НАТО, стало внутренним морем Североатлантического военно-политического альянса. Теперь это реальность.
В ходе другого учения армия Финляндии отрабатывала оперативное развёртывание своих воинских подразделений по тревоге и прибытия их в кратчайшие сроки к месту инсцинируемых боёв с противником. Понятно, кто имелся в виду. Тренировка проходила на удалении 10 километров от Российско-финляндской границы.
После чего почти сразу финские лётчики стали отрабатывать приёмы воздушного боя и бомбометания на полигоне Сотинпуро (к слову, это не так уж и далеко находится от хорошо известного в Карелии финского города Йоэнсуу). И это было третье учение подряд за несколько недель. Настораживающая интенсивность подготовки к войне.
Собственно потому и не совсем уж надуманной кажется мысль о пользе формирования территориальной обороны в Карелии. Похоже, уже пора.
Анатолий Цыганков