Найти в Дзене
Прикосновения

«Однажды я врезал режиссеру за домогательства». Сергей Никоненко - о конфликтах на съемках, советских секс-скандалах и встречах с великими

16 апреля народному артисту России Сергею Никоненко исполняется 83! Сергей Петрович Никоненко как герой русской народной сказки Колобок. Чтобы взять у него большое, обстоятельное интервью, нужно очень сильно постараться. А главное запастись терпением. Потому что даже если ты его «поймал» и уговорил встретиться, после пятого или шестого вопроса он обычно говорит: «На сегодня хватит. Остальное - в следующий раз!» А «следующий раз» может случиться через год или два. Потому что он то на съемках, то на гастролях, то просто не берет трубку. И ищи ветра в поле. Например, на публикуемое ниже интервью ушло 8 лет. Уговаривать я его начал в 2006-ом, а готово оно было только в 2014-ом. Пришлось встречаться трижды. Предлагаю самые яркие фрагменты разговоров с Сергеем Никоненко (продолжение, начало «Говорухин разбился вместо нас с Люсей Гурченко» здесь https://dzen.ru/a/ZCa3KriMrFk5Nsqh). «НА НАШИ СПЕКТАКЛИ ЛОМИЛАСЬ ВСЯ МОСКВА» - Сергей Петрович, в прошлый раз вы рассказывали, что со школы были зав

16 апреля народному артисту России Сергею Никоненко исполняется 83!

Сергей Никоненко. Фото из открытых источников
Сергей Никоненко. Фото из открытых источников

Сергей Петрович Никоненко как герой русской народной сказки Колобок. Чтобы взять у него большое, обстоятельное интервью, нужно очень сильно постараться. А главное запастись терпением. Потому что даже если ты его «поймал» и уговорил встретиться, после пятого или шестого вопроса он обычно говорит: «На сегодня хватит. Остальное - в следующий раз!» А «следующий раз» может случиться через год или два. Потому что он то на съемках, то на гастролях, то просто не берет трубку. И ищи ветра в поле. Например, на публикуемое ниже интервью ушло 8 лет. Уговаривать я его начал в 2006-ом, а готово оно было только в 2014-ом. Пришлось встречаться трижды.

С. Никоненко. Фото из открытых источников
С. Никоненко. Фото из открытых источников

Предлагаю самые яркие фрагменты разговоров с Сергеем Никоненко (продолжение, начало «Говорухин разбился вместо нас с Люсей Гурченко» здесь https://dzen.ru/a/ZCa3KriMrFk5Nsqh).

«НА НАШИ СПЕКТАКЛИ ЛОМИЛАСЬ ВСЯ МОСКВА»

- Сергей Петрович, в прошлый раз вы рассказывали, что со школы были завзятым театралом. Тогда почему окончили ВГИК – институт кинематографии?

- Вообще-то я после школы рабочей молодежи сразу поступал в четыре театральных вуза Москвы. Особенно хотел учиться в «Щуке», потому что это театральное училище было в пяти минутах ходьбы от моего дома. Но меня никуда не брали! Так что последняя надежда оставалась на ВГИК, который в те годы был не таким престижным, как потом, да и находился очень далеко. На троллейбусе номер 2 я целый час добирался до ВГИКа, и тогда мне казалось, что это целая вечность. И вот тут мне повезло, поскольку я попал на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой, которые уже в те годы были легендарными личностями. Когда я проучился у них всего два месяца, то понял, что должен быть благодарен тем четырем вузам, которые меня забраковали.

Хотя, конечно, я обожал театр! Видел некоторые постановки не по одному, а по 20 (!) раз. Особенно любил ходить на спектакли «Гостиница «Астория», «Гамлет»… Шикарные романтические костюмы, мощнейшие декорации. Потрясающе!

- Примеряли себя на роль Гамлета? Посещала мысль: «На месте этого актера должен быть я!»?

- Всего один раз – когда один артист играл молодого Гамлета, а самому было уже за сорок наверняка! И играл он плохо. Я тогда подумал: «Вот я бы это так сыграл!» И как раз возраст у меня был самый подходящий - лет 15-16. В то время я выглядел очень молодо. Лет до 18, если с девушкой шел в кинотеатр на картину «до 16-ти», я всегда паспорт при себе держал на всякий случай. Иначе не пускали! В 18 выглядел - на 14.

- Это что! Лариса Лужина мне рассказывала, как в курсовом спектакле во ВГИКе вы играли ее 6 летнего сына. Сергей Герасимов держался за живот, в зале стоял просто гомерических хохот...

- Она на всех творческих встречах это рассказывает. А вы знаете, что в те годы на наши студенческие спектакли вся Москва ломилась?! Слух мгновенно распространялся: мол, вот это обязательно надо посмотреть. Это сегодня во ВГИКе никогда никого не соберешь, а тогда… Чтобы вам была понятна творческая обстановка того времени… Во время Московского кинофестиваля в июле месяце, фестивальные фильмы иногда показывали во ВГИКе. Но показ начинался в 7 утра.

- И зал битком был?

- Би-ток!!! К девяти часам на лекции все приходили кто сонные, кто опаздывал. А здесь ты пришел без пятнадцати семь – и тебе сесть негде! (Смеется.)

И на наших студенческих спектаклях яблоку негде было упасть. Помню, в «Разбойниках» по Шиллеру Лариса играла Амалию, я - разбойника Шуфтерле, а Коля Губенко – замечательно играл Шпигельберга. Думаю, Коля Губенко начался именно с этой роли. Затем у того же режиссера – Куна Зикфрида – он сыграл Артура Уи. Играл просто гениально! Попасть было невозможно - сарафанное радио так работало!

С Ларисой Лужиной в студенческие годы. Фото из архива Л. Лужиной
С Ларисой Лужиной в студенческие годы. Фото из архива Л. Лужиной
С. Никоненко в молодости. Фото из открытых источников
С. Никоненко в молодости. Фото из открытых источников

ТАМАРА МАКАРОВА, ГУБЕНКО И САРДЕЛЬКИ

- Вашими однокурсниками во ВГИКе были Евгений Жариков, Галина Польских, Жанна Болотова, Жанна Прохоренко, та же Лариса Лужина... А почему ваш курс называли «Губенко - Никоненко». Губенко и Никоненко – были две «звезды» курса?

- Может, потому, что много работали, ведь Герасимов больше всего работоспособность ценил. Ну а когда много работаешь, то и результаты какие-то появляются. Откройте книжечку Натальи Волянской «На уроках режиссуры Герасимова. Записи занятий во ВГИКе». И вы все поймете: что, кто, где, куда. И почему «Губенко-Никоненко».

- А первое что приходит в голову – Губенко-Никоненко были любимчиками своих педагогов…

- У Герасимова не было любимчиков. Вы спросите любого его ученика, спросите Лужину. Она вам скажет: «Герасимов меня любил больше всех!» Сергей Аполлинарьевич умел это ощущение внушить, каждый считал себя его любимчиком. Он был великий - и педагог, и психолог!

А Тамара Федоровна была какова! Помню, говорит на одном из занятий: «Ребята, я наблюдаю, как вы в столовой кушаете. Это безобразно! Вы совершенно не умеете есть. Через год-два вы начнете сниматься, вас повезут за границу. И что – вы и там так будете есть?» Дает Володьке Буяновскому деньги: «Кастрюлю сарделек принеси. Сейчас будем все учиться!» Володя (Владимир Буяновский – умер в 1968 году в 27 лет, - авт.) нес кастрюлю, тарелки, вилки, ножи… Тамара Федоровна продолжала: «Коля Губенко, начнем с тебя». А Коля Губенко – круглая сирота, живет на одну стипендию - постоянно ходил полуголодный.

– То есть Тамара Федоровна подкармливала всех?

- Да! Только мы не сразу это поняли… Губенко и так старается, и эдак. «Не получается у тебя, Коля! Ты зажатый… Давай-ка еще!» И пока он не съест пять сарделек, она не успокоится. Потом вызывает следующего... «Вилку вот так надо держать!»

Правда, мне и Жене Жарикову сарделек не доставалось: она знала, что Женька в обеспеченной писательской семье жил, а меня дома накормят. Поэтому говорила: «Сережа Никоненко умеет правильно есть». А вот тех, кто в общежитии жил, тот же Буяновский, Жора Склянский, но в основном Коля Губенко – он был первый, кого ей накормить надо было.

- А Евгения Жарикова за что «Аленом Делоном» во ВГИКе прозвали? За внешность?

- Чего говорить, Жариков - красавец был! Вы посмотрите – не зря же Тарковский его взял в «Иваново детство».

-5
С. Герасимов и Т. Макарова. Фото из открытых источников
С. Герасимов и Т. Макарова. Фото из открытых источников

ГРАНДИОЗНЫЕ ЛЮДИ!

- Вы как-то признались: «Об одном жалею – что на моей раскладушке не оставили автографы, те, кто на ней ночевал: Николай Губенко, Геннадий Шпаликов, Эдуард Стрельцов...

- Не только… И Володя Качан, и Вадик Спиридонов, и прочие-прочие. Богемная жизнь у меня дома на Сивцевом Вражке была замечательной. Гитара, закуска, выпивка, все молодые, веселые. Кто-то зависал до утра, кто-то на несколько дней. Время за полночь, куда идти? Ложись!

Например, частым моим гостем был Вася Шукшин. Не могу сказать, что мы дружили. Все-таки он был старше меня на 12 лет, да, и на момент нашего знакомства - уже зрелый художник, он окончил ВГИК, когда мы только поступили. И именно поэтому в общежитие его уже не пускали, а собственным жильем Вася еще не обзавелся, хоть уже и стал довольно известным, снявшись в фильмах «Два Федора» и «Золотой эшелон». Когда из-за семейных неурядиц ему негде было ночевать, он приходил ко мне. Мы любили долго разговаривать, он был невероятно интересным человеком.

Помню, Никита Михалков как-то позвонил после развода с Настей Вертинской: «Можно я у тебя переночую пару ночей?» «Ночуй хоть три». Целых восемь месяцев прожил! И жили мы очень весело… Кстати, я пишу книжку о тех людях, которые оказали на меня большое влияние. И о тех, кого вы упомянули, обязательно - о моих учителях, о моих родителях. Я ведь с такими людьми встречался! Что с Арамом Ильичом Хачатуряном за одним столом сидели и выпивали, это понятно – его сын Карен учился со мной на курсе и мы приходили к нему в гости. Но я однажды и с Шостаковичем рюмку водки выпил… Это музыканты великие! А со сколькими великими артистами меня судьба сводила. Снимался с Николаем Гриценко, с Олегом Ефремовым, с Олегом Табаковым. Табаков в моих двух картинах снимался… Грандиозные совершенно люди! Думаю, лет через пять, если доживу, может, и допишу.

- Что мешает?

- Да мало времени! А письмо требует покоя. Мне говорят: «А ты наговори, и журналист тебе все напишет». Вот в это я как-то слабо верю. Потому что это уже не мой будет рассказ – не мои слова будут, не моя интонация.

- Нонна Мордюкова на любых обрывках бумаги, даже на салфетках в перерывах между дублями записывала интересные истории из своей жизни, и все складывала. Потом оказалось - готовая книга. Может, при дефиците времени так и надо писать?

- Правильно! Спасибо за совет! (Сергей Никоненко в 2020 году дописал и издал свою книгу мемуаров «Далекие милые были», - авт.).

В фильме "Журналист", 1967 год
В фильме "Журналист", 1967 год
В роли С. Есенина в фильме "Пой песню, поэт", 1971 год
В роли С. Есенина в фильме "Пой песню, поэт", 1971 год
В фильме "Инспектор ГАИ", 1982 год
В фильме "Инспектор ГАИ", 1982 год

«ПРИШЛОСЬ ВРЕЗАТЬ РЕЖИССЕРУ ПО ПЕЧЕНИ»

- У вас в кино более 200 ролей. Есть среди них самые дорогие и любимые?

- В 1967 году Сергей Герасимов снял меня в одной из главных ролей в своем фильме «Журналист». Картина получилась очень мощная, главный приз завоевала на фестивале. Вот там я почувствовал, что, как актер, что-то уже умею. Очень для меня важны работы в фильмах «Красная площадь», «Парад планет», «Шестой», «Зимний вечер в Гаграх», «Завтра была война».

А как режиссер я очень люблю свою картину «А поутру они проснулись» по рассказам Шукшина, снятую в начале 2000-х. Я очень хотел это сделать, ведь благодаря Василию Макаровичу я стал режиссером.

- А бывало, что вы со съемок уходили, хлопнув дверью?

- Нет, такого никогда не было. Другое дело, что иногда напихаешь режиссеру как следует! (Смеется.) Как уйти со съемок? Разве виноваты люди, которые с тобой бок о бок работают? Виноват какой-нибудь один администратор, если это касается быта.

Пожалуй, единственный неприятный случай был в Вене лет десять назад. Женя Стычкин, Коля Бурляев и я приехали сниматься в одном австрийском фильме. Поселили нас в отеле в небольшой австрийской деревне. А рядом оживленная автомагистраль: машины круглые сутки – туда, сюда. Если окна – на дорогу, заснуть вообще невозможно. На третий день Женя попросил режиссера переселить его в номер с окнами на тихую сторону. «Я не терплю капризы артистов! – заявил режиссер. - Вы у меня сниматься не будете!»

- Круто!

- Я как это услышал, говорю переводчику: «Не хера себе! Переведи-ка ему: если ты такого артиста как Женя Стычкин снимаешь с роли за то, что он обратился с нормальной профессиональной просьбой, то и я у тебя не буду сниматься!» Вслед и Коля Бурляев говорит: «Я тоже не буду». Собрали все трое вещи и - в Вену! Зато перед вылетом город посмотрели, поели пирожных в знаменитой кондитерской «Захер». Жаль только, что в оперу на «Тоску» не сходили - ближайший спектакль был только через два дня.

- Вы востребованы были всегда. Даже в лихие 1990-е кинематографисты шутили: если за год вышел всего один фильм, в его титрах обязательно стояла фамилия Никоненко…

- 1996 год. На «Мосфильме» снималась одна картина - «Время танцора» Абдрашитова. И я там снимался! (Хохочет.) А что? Хорошая картина!

- А если серьезно? Вы не вошли ни в один черный список, любимы членами Политбюро, милиционерами, президентами. И главное – народом. В чем секрет?

- Работай честно – вот и все. Есть роль – надо отдать ей всего себя, даже, если потребуется, через «не могу». Другое дело, вы спрашивали, я бастовал или не бастовал? Одного режиссера пришлось ударить…

- За что?

- 1974 год. Незадолго до своей смерти Василий Макарович Шукшин собирался снимать фильм о Стеньке Разине, и свой сценарий к картине «Земляки» отдал своему однокурснику режиссеру Вале Виноградову. А тот недавно за хулиганство отсидел в колонии года полтора-два. Вернулся. Ему никто бы снимать не дал, но Шукшин сказал: «Валя, бери сценарий, ставь свою фамилию. Я позвоню, тебя примут на киностудии». И действительно Виноградову разрешили снимать. Но раз фортуна тебе улыбнулась – ты соответствуй хоть как-нибудь! А он то ли мстительный был, то ли чересчур обиженный. Или может, жаба душила – ведь его однокурсники (тот же Шукшин, Тарковский, Митта) уже вовсю прекрасное кино снимали.

Я его перестал уважать еще раньше, когда на съемках в Нижнем Новгороде Виноградов попытался изнасиловать героиню – актрису Галю Ненашеву. Мы с Леней Неведомским встретили ее: Галя растрепанная, рыдая, бежит с лестницы... Выяснилось, что он позвал ее на репетицию и начал приставать. Покарябал ей грудь, порвал платье, Галя еле вырвалась… Я еще тогда хотел его отлупить.

А здесь представьте ситуацию: на съемку важной сцены в «Земляках» прилетел Влад Заманский. Он приехал всего на один день, причем, добирался двумя пароходами, самолетом, поездом. А Виноградов вдруг начал капризничать: «Я эту сцену снимать не буду. Я - голодный!» Покормили – опять отменяет смену. Я встал у него над душой: как так? Тут он вообще ахинею понес: «Мне понравилась девочка в съемочной группе. Если поладим с ней, тогда снимем». Я администратору говорю: «Ну-ка подними его». Тот поднял. Я ему в печень – бах! «Ты вообще не имеешь морального права снимать такой материал шукшинский!» Я сам развел всю ту мизансцену с Владом Заманским, а Виноградову сказал: «Говори «Мотор» и больше, гад, ни слова!» Он шепчет: «Мотор!» (Хохочет.) Хотя не без способностей был режиссер, но вот… Подонок!

В фильме "Звтра была война", 1987 год
В фильме "Звтра была война", 1987 год
С А. Гуськовым в фильме "Классик", 1ё998 год
С А. Гуськовым в фильме "Классик", 1ё998 год

С. Никоненко и Наталья Гундарева в фильме "Зимний вечер в Гаграх", 1985 год

СВАДЬБУ СЫГРАЛИ В ДЕНЬ ВЗЯТИЯ БАСТИЛИИ

- Сергей Петрович, не раз приходилось слышать от советских актрис о домогательствах режиссеров и чиновников Госкино, о том, как после отказа их в отместку годами не снимали. Неужели такое могло быть?

- Я знаю, что поклеп совершенно, когда подобное говорят про Герасимова. Якобы он Мордюкову запретил снимать, когда она замуж за него не пошла. Нонна же у всех его учеников снималась – у Юрия Егорова, например, в «Простой истории». И потом… Влюбился человек, поехал свататься. Мне Нонна сама рассказывала, как это было. Ее мама говорит Герасимову: «Ну куда тебе жениться? Ты же лысый уже!» А что такое по нынешним временам 20 лет разницы в возрасте? Всего-то сорок лет мужику!

Что касается других… (Пауза.) Трудно сказать. Марина Ладынина не снималась. Ну а что она могла еще играть без Ивана Александровича Пырьева? Другое дело: она привыкла, да и зритель привык, что она только у Пырьева. Орлова – только у Александрова… Допустим, мстит тебе один режиссер, но есть же другие.

- То есть, по-вашему, главное – талант?

- Конечно же!

- На днях показывали документальный фильм о Людмиле Ивановне Хитяевой. Вы там такие красивые и теплые слова о ней говорите…

- Влюблен был! Подарки ей дорогие дарил.

- То есть на полном серьезе ухаживали?

- Хе! Стихи читал.

- Свои?

- Свои у меня бездарные. Зачем же я буду читать свои, когда лучше меня Пушкин написал.

- Я недавно общался с вашей второй женой – модельером Евгенией Соловьевой. Она наговорила в ваш адрес кучу комплиментов.

- Ну дай бог! Я читал в «Караване» ее интервью под названием «Я ушла от Никоненко, потому что…» И это правда - ушла ОНА! Она влюбилась, пришла ко мне и честно призналась: «Сережа, я полюбила другого человека!» Я говорю: «Умница! Молодец, что ты мне первому сообщила. Как мне это ни тяжело, я это переживу, но я тебе очень благодарен. Поэтому пойдем, подадим заявление!» Помню, стоим в ЗАГСе, Женя спрашивает: «А что писать в графе «причина развода»? «Ты же мне сама сказала: «я полюбила другого человека». Вот так и напиши! С этим разводят сразу».

- У вас в юности была слава на редкость любвеобильного мужчины. Тем не менее, красавицу Катю Воронину вы брали как Бастилию – штурмом… Как определили, что именно она - ваша судьба?

- Екатерина самая недоступная была! Я во ВГИКе учился уже на режиссера, а она – на курсе Бориса Бабочкина - на актерском. Красавица была писаная, кто только к ней не подкатывал. Но нравом очень строгая - из старообрядческой семьи. Крепость! А мне всегда нравились недоступные девочки. Целый год мурыжила! И стихи читал, и в театры приглашал. Ни в какую! Но через год не устояла-таки перед моим обаянием. Получилось очень символично: мы сыграли свадьбу как раз 14 июля - в День взятия Бастилии.

Свадьба. Фото из открытых источников
Свадьба. Фото из открытых источников
С. Никоненко и Е. Воронина в фильме "Елки-палки", 1988 год
С. Никоненко и Е. Воронина в фильме "Елки-палки", 1988 год
С. Никоненко и Екатерина Воронина сейчас. Фото из открытых источников
С. Никоненко и Екатерина Воронина сейчас. Фото из открытых источников

- Вы сняли немало замечательных картин, но свою супругу снимали не часто...

- Это вы так считаете! А помню, первый зампред Госкино Павленок, посмотрев одну из моих картин, где главную роль сыграла Катя, даже упрекнул: «Однако любите вы, режиссеры, своих жен снимать». На что я сыронизировал: «Наверное, это неправильно! Давайте снимать ваших». Он очень оскорбился.

Катя у меня сыграла в фильме «Елки-палки», в «Трын-траве», в «Кораблях пришельцев». Хотя, бывало, обижалась, если подходящей роли для нее не оказывалось. И при этом я никогда не протежировал ее нигде, не ставил режиссерам ультиматумов: мол, не буду сниматься, если не дадите роль жене.

«НИКИТА МИХАЛКОВ – ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

- Ваш сын Никанор пошел по вашим стопам, стал режиссером. Как думаете, есть шанс, что скоро он нас всех приятно удивит?

- Надеюсь! Знаете, это ведь тоже – как повезет. Дело случая! А сегодня это особенно. Но пока главное достижение Никанора в том, что он подарил нам внука, которого назвали в честь моего отца, Петром. За это я ему уже очень благодарен!

- У Валентины Ивановны Теличкиной, с которой вы снимались в «Журналисте», недавно в Доме кино была выставка живописи… Если не ошибаюсь, вы ведь тоже неплохо картины рисуете.

- Уже не рисую. Не-ког-да! Ну если Валентина Ивановна – обеспеченный человек, она может себе позволить рисовать, то я должен обеспечивать семью. А семью я обеспечиваю! Покушать надо, надо заплатить за няню, за английский, за теннис…

- А Никанор Сергеевич?

- Участвует столько-поскольку Никанор Сергеевич! Но все равно все лежит на мне. У Никанора другая семья. У нас беда же: Вера, мама моего внука, умерла в 29 лет от рака мозга. Изумительная была девочка! Лучшие врачи не смогли спасти. Теперь Петя с нами живет, а внучка Катя (я их называю Петр Первый и Екатерина Вторая) – в новой семье сына.

- Когда-то Станислав Говорухин на вопрос о секретах своей физической формы честно признался: «Выпиваю, курю, ем всё, что нравится. Вот и весь мой «здоровый» образ жизни». Если переадресовать этот же вопрос вам…

- Секреты физической формы? К счастью, природа подарила мне хороший «обмен вещей», как говорил «всесоюзная баба Яга» Георгий Францевич Милляр. Бывает, и выпиваю. Но никогда не злоупотреблял этим делом. Просто я рано понял, что у слона и у соловья – разные дозы. Да и наглядный пример был у меня, извините – Никита Михалков! Который, как бы с вечера ни загулял, как бы весело не было, но в семь утра как штык вставал, делал зарядку, шел под душ… Никита говорил: «Не можешь, значит, с вечера не надо баловаться!» Ничего лучше не придумаешь – делай как он, и все. Железный человек!

Напомню, что первая часть этого интервью под заголовком «Говорухин разбился вместо нас с Люсей Гурченко» здесь https://dzen.ru/a/ZCa3KriMrFk5Nsqh).

P.S. И еще напомню, что у автора канала вышла книга "Любимые актеры без грима и желтизны". Если кому-то интересно, вот ссылка: https://ridero.ru/books/lyubimye_aktery_bez_grima_i_zheltizny/freeText/#freeTextContainer

Два "железных" человека. Фото из открытых источников
Два "железных" человека. Фото из открытых источников
С. Никоненко и его роли. Фото из открытых источников
С. Никоненко и его роли. Фото из открытых источников
С. Никоненко и его роли. Фото из открытых источников
С. Никоненко и его роли. Фото из открытых источников