Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как возросшие размеры территории государства, выходившей далеко за пределы города и его окрестностей, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха устанавливала административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали чиновники или органы, назначаемые из центра. В большинстве случаев деление не было чисто искусственным. Обычно его строили с учетом фактического расселения людей, фактической связи между населенными пунктами.
Факт: Первое государство с федеративным государственно-территориальным устройством возникло в 1776 году на основе объединившихся британских колоний, которые, в связи с победой в войне за независимость основали собственное государство – Соединенные Штаты Америки.
Классификация федеративного устройства государства
По способу образования субъектов федерации можно разделить на территориальные, национальные и смешанные федерации.
- Территориальная федерация – федеративное государство, в котором все субъекты образованы по географическому, историческому или экономическому принципу.
- Национальная федерация – федеративное государство, субъекты которого разделены по национально-лингвистическому принципу, на основе проживающих в них народов.
- Смешанная федерация – федеративное государство, субъекты которого образованы по территориальному и национальному принципу.
По способу образования самой федерации федеративные государства можно разделить на конституционные и договорные.
- Конституционная федерация – федеративное государство, образованное в результате децентрализации унитарного государства, на основе принятия союзной конституции.
- Договорная федерация – федеративное государство, образованное в результате объединения независимых ранее государств на основе союзного договора.
Помимо того, федеративные государства можно разделить по правовому статусу субъектов:
- Симметричные федерации – федеративные государства, в которых субъекты обладают равным правовым статусом и объемом полномочий.
- Ассиметричные федерации – федеративные государства, в которых субъекты имеют различный правовой статус - часть субъектов обладают более высоким статусом и объёмом полномочий.
- Симметричные с элементами асимметрии – федеративные государства, в которых отдельные субъекты обладают особым статусом.
Также, следует отметить, что федерации можно классифицировать и по соотношению объема полномочий федерального центра и его субъектов.
- Централизованные федерации – федеративные государства, в которых федеральный центр обладает большим объемом полномочий, чем субъекты.
- Децентрализованные федерации - федеративные государства, в которых федеральный центр и субъекты имеют равные полномочия.
О Российской Федерации
На основании Федеративного договора от 31 марта 1992 года, можно сделать вывод, что Россия является договорной страной по способу образования федерации, поскольку условия договора, заключенного с каждой республикой, имеют характер взаимных союзных обязательств.
Способы образования субъектов Российской Федерации разнообразны. По национальному принципу в России образованы три вида субъектов: республики, автономные округа и автономная область. По территориальному принципу образованы все оставшиеся субъекты РФ. Таким образом, российское государство по способу образования субъектов является смешанной федерацией.
Правовое положение субъекта внутри страны и во взаимоотношении с другими субъектами дифференцируется в зависимости от вида субъекта федерации. Например, республики в составе РФ обладают самым большим объемом полномочий, а автономная область и автономные округа – наименьшим, поскольку они находятся в составе других, более крупных субъектов – областей и краёв, и значит, в некотором роде, зависят от принимаемых ими решений. Области и края в составе России обладают практически равным объемом полномочий. Среди прочих субъектов Российской федерации особым статусом наделены города федерального значения.
К исключительному ведению федерального центра относятся такие сферы, как энергетические системы, вопросы внешней политики, система законодательной, исполнительной и судебной властей, вопросы федеральной налоговой политики и многие другие.
К совместному ведению федерального центра и субъектов федерации относятся такие сферы жизни, как защита различного рода прав и свобод граждан страны, вопросы природопользования, общие вопросы здравоохранения, образования, воспитания и науки и многие другие.
Резюме: Российская Федерация является централизованной, договорной федерацией, образованной по национально-территориальному (смешанному) принципу. По правовому статусу субъектов Россия, фактически, является ассиметричной федерацией, хотя в конституции и прописано равноправие субъектов.
О Соединённых Штатах Америки
Соединенные штаты являются договорной федерацией, поскольку образованы в результате объединения ранее независимых государств – штатов на основе союзного договора.
По способу образования субъектов Соединенные штаты Америки являются территориальной федерацией. В составе федерации присутствуют штаты, образованные по экономическому и историческому принципам.
Рассматривая правовой статус субъектов США, можно определить следующие особенности. Каждый штат имеет свою конституцию, свою систему высших органов государственной власти и индивидуальное гражданство. Все штаты обладают равным объемом полномочий, имеют равные права и обязанности по отношению друг к другу и по отношению к федеральному центру.
К исключительному ведению федерального центра в Соединенных штатах относятся такие полномочия, как эмиссия денег, регулирование международной торговли и бизнес-отношений между штатами, ведение внешней политики, объявление войны и мира, снабжение армии, флота, учреждение почтовых служб, а также принятие законов, надлежащих выполнению в поддержание вышеизложенных полномочий.
К совместному ведению федерального центра и субъектов федерации следует отнести такие полномочия, как сбор налогов, обеспечение дорожного строительства, принятие и применение законодательных актов, расходование бюджета для достижения благосостояния граждан и прочие.
Ремарка: Десятая поправка к Конституции Америки гласит – полномочия, которые не были делегированы штатам Конституцией, но и не запрещены, сохраняются за штатом или за народом.
Все эти факты указывают на децентрализованный характер Американской федерации.
Резюме: Соединенные Штаты Америки являются договорной симметричной децентрализованной федерацией, образованной по территориальному принципу.
О Германии
По способу образования субъектов Германия является территориальной федерацией, поскольку большинство германских земель возникли на основе исторического принципа.
Федеративная республика Германия является конституционной федерацией, поскольку образована на основе децентрализации унитарного государства и принятия союзной конституции.
Говоря о правовом статусе субъектов, следует заметить, что все субъекты Федеративной республики Германия обладают равными правами и равным объемом полномочий.
Ремарка: Статья 71 основного закона Германии говорит о том, что земли обладают полномочиями лишь постольку, поскольку это разрешено федеральным законодательством.
В совместном ведении федерального центра и субъектов ФРГ находятся такие вопросы, как обеспечение высших учебных заведений, вопрос об улучшении региональной структуры экономики и аграрного сектора, совместной помощи научно-исследовательским учреждениям, а также распределение расходов и многое другое.
К исключительному ведению федерации в Германской республике относятся такие положения, как эмиссия денежных средств, ведение международных отношений, содержание армии и многие другие полномочия.
Резюме: Федеративная республика Германия является конституционной симметричной централизованной федерацией, образованной по территориальному принципу.
Что в итоге?
Соединенные штаты Америки, являясь децентрализованной симметричной федерацией, идут по тенденции увеличения свободы субъектов, расширения их полномочий;
Российская Федерация, являясь централизованной и, фактически, ассиметричной федерацией, будет стремиться идти по пути усиления централизации и предоставлению меньшего количества полномочий субъектам;
Федеративная республика Германия, будучи централизованной симметричной федерацией, будет стремиться к постепенному увеличению свободы своих субъектов, однако этот процесс будет проходить несколько медленнее, чем в США.
В конечном счете, можно предположить:
Страны-федерации, идущие по пути увеличения самостоятельности своих субъектов, будут становиться всё более децентрализованными, что в итоге может привести либо к распаду государства (из-за желания конкретных субъектов отделиться от федерального центра), либо к увеличению федерации в территориальных масштабах, за счет вхождения в состав государства на правах субъекта новых стран, желающих получить протекцию.
Федеративные государства, идущие по тенденции централизации, в конечном счете рискуют перейти на стадию «полуунитарного» государства, когда при формальном разделении страны на субъекты, фактически государство управляется исключительно центром, а субъекты не имеют, практически, никаких полномочий.
PS: Статья подготовлена на основе официальных нормативно-правовых актов, науки теории государства и права и содержит мнение автора, являющееся его личным оценочным суждением.
By: Evin