Найти тему
Право на суждение

Неутешительная судьба федеративных государств: распад или унитаризация?

Оглавление

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как возросшие размеры территории государства, выходившей далеко за пределы города и его окрестностей, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха устанавливала административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали чиновники или органы, назначаемые из центра. В большинстве случаев деление не было чисто искусственным. Обычно его строили с учетом фактического расселения людей, фактической связи между населенными пунктами.

Факт: Первое государство с федеративным государственно-территориальным устройством возникло в 1776 году на основе объединившихся британских колоний, которые, в связи с победой в войне за независимость основали собственное государство – Соединенные Штаты Америки.

Классификация федеративного устройства государства

По способу образования субъектов федерации можно разделить на территориальные, национальные и смешанные федерации.

  • Территориальная федерация – федеративное государство, в котором все субъекты образованы по географическому, историческому или экономическому принципу.
  • Национальная федерация – федеративное государство, субъекты которого разделены по национально-лингвистическому принципу, на основе проживающих в них народов.
  • Смешанная федерация – федеративное государство, субъекты которого образованы по территориальному и национальному принципу.

По способу образования самой федерации федеративные государства можно разделить на конституционные и договорные.

  • Конституционная федерация – федеративное государство, образованное в результате децентрализации унитарного государства, на основе принятия союзной конституции.
  • Договорная федерация – федеративное государство, образованное в результате объединения независимых ранее государств на основе союзного договора.

Помимо того, федеративные государства можно разделить по правовому статусу субъектов:

  • Симметричные федерации – федеративные государства, в которых субъекты обладают равным правовым статусом и объемом полномочий.
  • Ассиметричные федерации – федеративные государства, в которых субъекты имеют различный правовой статус - часть субъектов обладают более высоким статусом и объёмом полномочий.
  • Симметричные с элементами асимметрии – федеративные государства, в которых отдельные субъекты обладают особым статусом.

Также, следует отметить, что федерации можно классифицировать и по соотношению объема полномочий федерального центра и его субъектов.

  • Централизованные федерации – федеративные государства, в которых федеральный центр обладает большим объемом полномочий, чем субъекты.
  • Децентрализованные федерации - федеративные государства, в которых федеральный центр и субъекты имеют равные полномочия.

О Российской Федерации

-2

На основании Федеративного договора от 31 марта 1992 года, можно сделать вывод, что Россия является договорной страной по способу образования федерации, поскольку условия договора, заключенного с каждой республикой, имеют характер взаимных союзных обязательств.

Способы образования субъектов Российской Федерации разнообразны. По национальному принципу в России образованы три вида субъектов: республики, автономные округа и автономная область. По территориальному принципу образованы все оставшиеся субъекты РФ. Таким образом, российское государство по способу образования субъектов является смешанной федерацией.

Правовое положение субъекта внутри страны и во взаимоотношении с другими субъектами дифференцируется в зависимости от вида субъекта федерации. Например, республики в составе РФ обладают самым большим объемом полномочий, а автономная область и автономные округа – наименьшим, поскольку они находятся в составе других, более крупных субъектов – областей и краёв, и значит, в некотором роде, зависят от принимаемых ими решений. Области и края в составе России обладают практически равным объемом полномочий. Среди прочих субъектов Российской федерации особым статусом наделены города федерального значения.

К исключительному ведению федерального центра относятся такие сферы, как энергетические системы, вопросы внешней политики, система законодательной, исполнительной и судебной властей, вопросы федеральной налоговой политики и многие другие.

К совместному ведению федерального центра и субъектов федерации относятся такие сферы жизни, как защита различного рода прав и свобод граждан страны, вопросы природопользования, общие вопросы здравоохранения, образования, воспитания и науки и многие другие.

Резюме: Российская Федерация является централизованной, договорной федерацией, образованной по национально-территориальному (смешанному) принципу. По правовому статусу субъектов Россия, фактически, является ассиметричной федерацией, хотя в конституции и прописано равноправие субъектов.

О Соединённых Штатах Америки

-3

Соединенные штаты являются договорной федерацией, поскольку образованы в результате объединения ранее независимых государств – штатов на основе союзного договора.

По способу образования субъектов Соединенные штаты Америки являются территориальной федерацией. В составе федерации присутствуют штаты, образованные по экономическому и историческому принципам.

Рассматривая правовой статус субъектов США, можно определить следующие особенности. Каждый штат имеет свою конституцию, свою систему высших органов государственной власти и индивидуальное гражданство. Все штаты обладают равным объемом полномочий, имеют равные права и обязанности по отношению друг к другу и по отношению к федеральному центру.

К исключительному ведению федерального центра в Соединенных штатах относятся такие полномочия, как эмиссия денег, регулирование международной торговли и бизнес-отношений между штатами, ведение внешней политики, объявление войны и мира, снабжение армии, флота, учреждение почтовых служб, а также принятие законов, надлежащих выполнению в поддержание вышеизложенных полномочий.

К совместному ведению федерального центра и субъектов федерации следует отнести такие полномочия, как сбор налогов, обеспечение дорожного строительства, принятие и применение законодательных актов, расходование бюджета для достижения благосостояния граждан и прочие.

Ремарка: Десятая поправка к Конституции Америки гласит – полномочия, которые не были делегированы штатам Конституцией, но и не запрещены, сохраняются за штатом или за народом.

Все эти факты указывают на децентрализованный характер Американской федерации.

Резюме: Соединенные Штаты Америки являются договорной симметричной децентрализованной федерацией, образованной по территориальному принципу.

О Германии

-4

По способу образования субъектов Германия является территориальной федерацией, поскольку большинство германских земель возникли на основе исторического принципа.

Федеративная республика Германия является конституционной федерацией, поскольку образована на основе децентрализации унитарного государства и принятия союзной конституции.

Говоря о правовом статусе субъектов, следует заметить, что все субъекты Федеративной республики Германия обладают равными правами и равным объемом полномочий.

Ремарка: Статья 71 основного закона Германии говорит о том, что земли обладают полномочиями лишь постольку, поскольку это разрешено федеральным законодательством.

В совместном ведении федерального центра и субъектов ФРГ находятся такие вопросы, как обеспечение высших учебных заведений, вопрос об улучшении региональной структуры экономики и аграрного сектора, совместной помощи научно-исследовательским учреждениям, а также распределение расходов и многое другое.

К исключительному ведению федерации в Германской республике относятся такие положения, как эмиссия денежных средств, ведение международных отношений, содержание армии и многие другие полномочия.

Резюме: Федеративная республика Германия является конституционной симметричной централизованной федерацией, образованной по территориальному принципу.

Что в итоге?

Соединенные штаты Америки, являясь децентрализованной симметричной федерацией, идут по тенденции увеличения свободы субъектов, расширения их полномочий;

Российская Федерация, являясь централизованной и, фактически, ассиметричной федерацией, будет стремиться идти по пути усиления централизации и предоставлению меньшего количества полномочий субъектам;

Федеративная республика Германия, будучи централизованной симметричной федерацией, будет стремиться к постепенному увеличению свободы своих субъектов, однако этот процесс будет проходить несколько медленнее, чем в США.

В конечном счете, можно предположить:

Страны-федерации, идущие по пути увеличения самостоятельности своих субъектов, будут становиться всё более децентрализованными, что в итоге может привести либо к распаду государства (из-за желания конкретных субъектов отделиться от федерального центра), либо к увеличению федерации в территориальных масштабах, за счет вхождения в состав государства на правах субъекта новых стран, желающих получить протекцию.

Федеративные государства, идущие по тенденции централизации, в конечном счете рискуют перейти на стадию «полуунитарного» государства, когда при формальном разделении страны на субъекты, фактически государство управляется исключительно центром, а субъекты не имеют, практически, никаких полномочий.

PS: Статья подготовлена на основе официальных нормативно-правовых актов, науки теории государства и права и содержит мнение автора, являющееся его личным оценочным суждением.

By: Evin