Не помню, говорила ли, а вы возможно знаете, но "погост" – это совсем не кладбище, как бытует в сознании сейчас. Погостами изначально на Руси называли административно-территориальные единицы, установленные еще княгиней Ольгой. Поделила она тогда Новгородскую землю на несколько частей, для упорядочения сбора налогов. Вот, центрами этих кусков и были погосты, где князья с дружинами останавливались во время сбора дани, от слов "гостиница, погостить". Со временем так стали называть село с церковью и кладбищем, объединяющее несколько деревень. Потом осталось только кладбище. Но в названиях деревень нет-нет, да встречается еще прежнее значение.
Чуть раньше, чем Петр 1 на Неве среди болот начал строить город, на реке Самина, в Саминском погосте, срубили шатровую Ильинскую церковь(1692-1702) на месте сгоревшей предыдущей (1652). Восьмерик на четверике, причем шире последнего - такая конструкция встречается только в Обонежье.
В 1656 рядом возводят вторую церковь - Флора и Лавра, на фундаменте которой в конце 19 века строится новая теплая и освящается во имя Тихвинской иконы Божьей матери. Это уже было подражание каменному строительству –массивный пятиглавый храм на фоне легкой, стремящейся в небо Ильинской церкви кажется придавленным к земле и безжизненным. Про его судьбу нормальных слов нет. Да простят меня жители Саминского погоста, сейчас их совсем мало, но рушиться Тихвинская церковь начала в 90-х. Разруха, товарищи, она в головах...
Да-да, рядом с Ильинской не сарай, это Покровская церковь. Полистайте галерею, увидите, как было в начале 90-х
В 19 веке появляется колокольня Ильинской церкви, которая в 20-м называется неаутентичной (19 же век всего лишь) и сносится.
Небольшое отступление. Речь все еще идет об Обонежской пятине, основные погосты которой сложились к 15 веку. Одним из 81 и был Саминский. Впрочем, он входил в Андомский (как все запутано), который делился на 2 конца - Саминский и Пятницкий. Центром Саминского погоста было слияние двух крупных деревень, находящихся на Пудожском тракте - Титово и Силово , остальные деревни погоста живописно располагались вокруг него.
Застройка была исключительно деревянной, архитектура крестьянских домов очень простой, в этих краях характерны пятистенки с самцовой крышей (самцы - это продолжение сруба, когда бревна, укорачиваясь, образуют треугольный фронтон), выходившие на улицу торцевым фасадом, как правило, в три окна. Очень скромно скорее всего из-за зависимости крестьян от владельцев – помещиков и монастырей - приходилось экономить. В 16 веке деревни Саминского погоста перешли к «Государевым деревням».
Православие принесли в Обонежье новгородский монахи-мессионеры, и со временем у людей появлялась потребность иметь рядом христианский храм. Прошение архиерею трогает до глубины души, крестьяне писали, "что без храма душевно гибнут; родильницы без молитвы бывают многое время, младенцы без крещения, больные и престарелые без покаяния и без причащения Святых тайн помирают".
С благословлением, начали искать и нанимать "церковных мастеров"-строителей, заготавливать лес, приобретать утварь. Существует 2 легенды, касающиеся места постройки.
- Церковь хотели поставить на высокой горе, которая называлась "городок", но без божьего благословления и указания места постройку начать не решались. Приняли обет - где остановится сплавляемый лес, там и быть храму. Лес проплыл мимо высоты и остановился ниже, на плоском сухом месте.
- Стоит церковь на месте святых родников. Было оно болотистым и топким, поэтому ставить пришлось на столбах, позднее ушедших в землю. У самой реки и сейчас есть источник (с часовней), который, снова по легенде, берет начало под Ильинской церковью, вода в нем вкусная и целебная (особенно для глаз) и стоит не портясь можно сказать вечно (не проверяла)
Все это еще о том, первом храме, поставленном в 1652 и сгоревшем через 40 лет.
Ильинскую церковь перестраивали как минимум 2 раза - в 18 веке увеличили шатер и барочный потолок переделали в небо, в 19 - обшили сруб тесом, расширили окна и к трапезной пристроили колокольню. Ту самую, что московские реставраторы века 20 признали неаутентичной. Да еще по соседству жила бабка, строчившая жалобы, что колокольня вот-вот упадет ей на голову. В конце-концов, председатель собрал 4 мужиков, дал трактор и "грозившую упасть" колокольню с большим трудом свалили, зацепив тросом. Хотите верьте, хотите нет, но один из тех мужиков утонул, другой повесился, третий застрелился, а цеплявший трос "сгнил заживо". Бабку же согнуло так, что говорят, практически чертила носом землю.
В советское время церковь сначала приспособили под склад, потом в ней сделали клуб. Именно клубу меньше всего пристало наличие икон (иконы иконостаса были еще живы), их решили уничтожить. Но то ли лень, то ли умные головы – просто закрасили, сами не подозревая, законсервировав. В процессе очистки и восстановления все они сохранились и сейчас в Вытегорском музее.
В настоящее время службы проходят один раз в год, на престольный Ильин день, собирая всю округу.
За церковью традиционно спускалось к реке кладбище, от которого не осталось даже бугорков, однако потомки приезжают почтить память предков.
Пятиглавая зимняя в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Построена на фундаменте обветшавшей старинной церкви в XIX веке, когда считалось, что в дереве нужно воспроизводить очертания каменной архитектуры. В путеводителях пишут, что красивой церковь никогда не была: тяжелый нечеткий силуэт, плохо читающиеся и слишком многочисленные мелкие детали. Мол, не лучшее проявление русско-византийского стиля. Приходится верить на слово - силуэтов не осталось. Зато сохранился замок на двери.
В советское время в храме было зернохранилище. Местные считают, что мыши погрызли бревна (с голодухи в зернохранилище), поэтому так быстро и рухнула. Ох уж эти мыши...
Сама деревня очень уютная, как часто на Севере, несмотря на пустующие частично дома. Живут в Саминском погосте 25 человек. А когда-то здесь были и школа, и почта, и медпункт...
Мост на сваях отремонтирован, вполне проезж, да и с дорогами в деревне все отлично.
Доехать можно все от той же Вытегры, предварительно подкрепившись – в деревнях Обонежья с кафе негусто.