ПОД ПОКРОВОМ НЕБЕС / THE SHELTERING SKY. 1990
Окрыленный "оскарным" дождем, омывшим "Последнего императора", Бернардо Бертолуччи вновь устремляет свой взор на загадочный и таинственный Восток.
Его психологическая драма "Под покровом небес" с Джоном Малковичем ("Опасные связи") и Деброй Уингер ("Преданный", "Забыть Париж") в главных ролях помимо традиционного для режиссера анализа сложных взаимоотношений между Мужчиной и Женщиной, Любовью, Судьбой и Смертью, Насилием и Мазохизмом обращалась к проблеме столкновения двух цивилизаций. Европейского и восточного менталитетов, обреченных на вечное непонимание и отчуждение...
Фантастическая по цвету фотография Витторио Сторраро превратила камерную историю трех европейцев, путешествующих по Северной Африке "в поисках утраченного времени", в масштабную симфонию с грандиозными пейзажами, багрово-тревожными закатами, дивной синью раскаленного неба, песчаным маревом барханов...
Плюс удивительно объемный, насыщенный тонкими штрихами шумовых нюансов звук...
Быть может, этот фильм стал пиком творческой карьеры Джона Малковича, сыгравшего роль композитора, приехавшего в Сахару.
Бертолуччи необходимо было психологически тонко, на полутонах показать драматическую попытку обретения героями смысла жизни. И Малкович, как мне кажется, полностью оправдал режиссерские ожидания.
Его герой словно хочет обмануть сам себя. Ощущая свою несовместимость с экзотическим, порой изумительно красочным миром Востока, его менталитетом, он до поры до времени надеется найти здесь истинные чувства, отбросить прошлое, суету цивилизации, начать все с нуля...
Наверное, самая сильная сцена фильма - предсмертные минуты заболевшего лихорадкой композитора. Когда он говорит о своей любви.
Джон Малкович играет в этом эпизоде с поразительной искренностью. На пороге смерти его герой, возможно, впервые ощущает себя "под покровом небес".
Ему кажется, что он наконец-то получает недоступную ранее душевную гармонию. И все прежние разочарования, опустошенность, комплексы и измены видятся теперь далекими и не имеющими никакого значения перед Вечностью...
На съемках фильма Малкович познакомился с ассистенткой Бертолуччи - итальянской Николетт. И кто знает, быть может, именно их любовь помогла Джону сыграть свою роль с особым магнетизмом и чувственностью...
Являясь горячим поклонником этой картины Бертолуччи, я был, признаться, удивлен более чем сдержанному ее приему в Америке.
Наверное, после "Императора" от Бертолуччи ждали еще одного суперколосса с бюджетом в несколько десятков миллионов долларов.
"Под покровом небес" показался американцам слишком европейским фильмом.
Киновед Александр Федоров
Изабель Аджани в "Одержимости" (1980)
ОДЕРЖИМОСТЬ / POSSESSION. 1980
Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
В ряду мистических триллеров есть и, бесспорно, выдающиеся произведения искусства.
Знатоки жанра наверняка оценят леденящую атмосферу безысходности и ужаса в изощренном мистическом триллере "Одержимость".
В этом фильме Анджея Жулавского ("Сумасшедшая любовь", "Публич*** женщина") в разделенном стеной Берлине милая домохозяйка и мать прелестного мальчугана неожиданно оказывается агрессивной любовницей отвратительного чудовища. Одно за другим она совершает леденящие кровь убийства...
Наверное, прикосновение Зла нерасторжимо с обаянием и красотой. И эта тема будет сопровождать человечество, оказавшегося не в силах избавиться от него в реальной жизни...
Балансируя на грани реальности и сновидения, Анджей Жулавски умело нагнетает зрительскую тревогу и создает мрачную притчу о неизбежности человеческого одиночества. О неотступности всепобеждающего Зла. О смертельной близости страсти и безумия...
Быть может, в этом фильме Изабель Аджани ("Барокко", "Королева Марго") сыграла одну из самых сложных ролей свой жизни. Здесь потребовалось поистине клиническая картина распада сознания, истеричная экспрессивность, полная физическая самоотдача.
Характер героини Аджани раскрывается во всех психопатологических нюансах. Актриса, заслуженно получившая за эту роль "Сезара", потрясающе передает изломанную и нервную пластику своей одержимой страстью героини...
Ее партнером по фильму стал Сэм Нил ("Мертвый штиль", "Пианино"), в дальнейшем тоже не раз доказавшей свои психологические актерские возможности...
Киновед Александр Федоров