Удалось ли европейским «родителям» китайских Zeekar-ов (и прочих непонятных названий) не развалиться?
В условиях быстро развивающейся экономики поднебесной, автомобильные компании КНР уже давно начали скупать известные во всем мире автомобильные бренды. Большие доли некоторых мировых брендов стали принадлежать китайским компаниям, но не всем этим брендам удалось сохранить себя.
Китай имеет совместные предприятия и производства с известными и европейскими, и американскими автомобильными брендами, но это совсем не означает, что эти бренды были проданы Китаю. Такое мнение стало почему-то широко распространено в интернете, хотя большинство доводов не имеет ничего общего с реальностью.
К примеру, государственная китайская автомобилестроительная компания SAIC Motor Corporation, имеет совместные предприятия с немецким концерном Volkswagen и с американской компанией General Motors, но не владеет этими брендами.
То есть по сути эти предприятия производят автомобили для китайского рынка под известными брендами так же, как и в России производили автомобили Hyundai, Toyota, Nissan, Volkswagen,Mercedes-Benz – никто же говорил о том, что Тойоту или Фольксваген купила Россия. Но вот общественность почему-то «продала» Volkswagen Китаю.
Какие новые китайские бренды родились от такого сотрудничества и удалось ли «родителям» с европейскими и американскими корнями при этом не развалиться?
Автомобильных компаний в Китае предостаточно, разбираться в их составах можно долго (и нужно ли вообще?), поэтому рассказываем только самое интересное про известные бренды, которые «продались».
Китайская компания Zhejiang Geely Holding Group во время мирового экономического кризиса купила Volvo Cars (известный шведский автопроизводитель, принадлежавший ранее американскому концерну Ford).
Ford не желал вкладывать средства в убыточный шведский бренд в условиях мирового кризиса, поэтому решил избавиться от его активов. Многие поклонники марки не на шутку испугались, что после покупки компании Volvo китайцами, компания потеряет свой традиционный облик и качество автомобилей ухудшится.
В 2010 году китайцы не просто купили первый попавшийся под руку европейский бренд. Выбрав Volvo, они купили известный прежде всего своими технилогиями и безопасностью бренд. Ведь именно с этим у китайских компаний были (а может есть и сейчас) проблемы.
Несмотря на позицию независимости шведского бренда и его нежелание осуществлять техническое сотрудничество, китайцам все же удалось навязать шведам свое видение взаимного сотрудничества и компания Volvo открыла-таки доступ к уникальным технологиям безопасности и другим разработкам.
В этом сотрудничестве в 2016 году родилась компания Lynk&Co, в 2023 году автомобили этой марки стали продаваться в России.
Растущий объем мировых продаж стал главным показателем того, что шведы остаются довольны таким сотрудничеством.
Автомобили шведской марки Polestar, начавшей свою историю в 1996 году и ранее входящей в состав Volvo Cars, также стали принадлежать китайцам, а в 2017 году Volvo и Geely объявили, что Polestar станет самостоятельным брендом, специализирующимся на производстве электромобилей.
Автомобили марки Smart примерно по такому же сценарию сменили своих владельцев в 2019 году. Немецкий концерн Mercedes-Benz решил, что под его руководством у бренда Smart нет будущего – слишком много средств и сил было потрачено на его развитие, а инженеры и менеджмент явно устали от этого проекта и не верили в его дальнейший успех.
От закрытия бренд спасла сделка все с той же китайской компанией Geely, которая приобрела 50% акций компании Smart и стала владеть ею на равных с Mercedes-Benz. Китайская сборка и инжиниринг сняли с немецкой компании почти всю ответственность за Smart, Mercedes-Benz курирует лишь их дизайн.
Возможно, что без покупки этих компаний с их разработками и технологиями, у Geely не появился бы бренд Zeekr, основанный в 2021 году в Китае и вышедший на российский рынок уже в 2023 году.
Сделки, которые пошли не так...
Не все попытки китайцев купить известные мировые автомобильные компании, находящиеся на грани банкротства, стали удачными.
Так американский концерн General Motors пытался продать свой бренд Hummer из-за ухудшающегося финансового положения и сильного падения спроса на продукцию марки Hummer. Покупатель нашелся среди китайских компаний, было заключено предварительное соглашение о продаже, но сделка сорвалась со стороны китайских государственных органов. Бренд Hummer был ликвидирован.
Такую же судьбу ожидал и шведский бренд SAAB, финансовое положение которого стремительно ухудшалось в условиях мирового кризиса. Когда конвейер автопроизводителя остановился из-за долгов, было достигнуто соглашение о продаже акций китайской компании, которая намеревалась получить доступ к новейшим технологиям бренда, но сделка была также расторгнута китайскими регулирующими органами.
Saab был признан банкротом, но в 2012 году был спасен китайско-шведско-японской компанией. После попыток реанимировать производство в 2016 году шведский бренд все же был ликвидирован. Позднее стало известно, что на платформе Saab будут выпускаться автомобили для китайского рынка под другим названием.
В 2004 году китайская компания SIAC планировала купить британскую автомобильную компанию MG Rover Group и в итоге приобрела права интеллектуальной собственности на некоторые продукты MG Rover Group. В дальнейшем компания SIAC выкупила акции итальянской компании Fiat и стала владельцем компании MG. Однако компания BMW отказалась продавать китайцам торговую марку Rover – так родился созвучный китайский бренд Roewe.
Попыток заполучить доступ к технологиям известных брендов китайцами было предпринято множество и в результате сотрудничества с популярными компаниями на рынок выходит все больше и больше китайских брендов. Судить о качестве таких продуктов пока рано, потому как широкую популярность они получают лишь в России и с совсем недавних времен.
Поживем – увидим.
А как Вы относитесь к китайским автомобильным брендам?