Проблема сохранения здоровья граждан России стала в настоящее время одним из приоритетов государственной социальной политики, поскольку здоровье населения является безусловной общественной ценностью, основой национального богатства и национальной безопасности страны, отражает жизнестойкость и перспективы нации.
Сохранение здоровья трудоспособного населения и формирование культуры здоровья студенческой молодежи носит стратегический характер, поскольку снижение физического потенциала нации грозит подрывом экономического развития страны. Здоровье студенческой молодежи является одним из индикаторов качества их подготовки, уровня социальной и творческой активности, экономическим продуктом, повышаюшим конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Поступление человека в высшее учебное заведение влечет за собой изменение еГо образа жизни. Студенты испытывают высокую психофизиологическую нагрузку на все функциональные системы организма. Их умственный труд заключается в переработке большого объема разнообразной информации вместе с мобилизацией памяти и концентрацией внимания. По статистике рабочий день большинства учащихся вузов составляет в среднем 10 ч., спят они не более 7 ч. в сутки, учебные задания обычно выполняются ими по вечерам и выходным дням, а к экзаменам они готовятся в ситуации острого дефицита времени. Это приводит к обострению у них психовегетативных проявлений в условиях стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты), к повышению их утомляемости и снижению трудоспособности. Несмотря на большие функциональные возможности возрастного периода студенческой молодежи (17-25 лет), наиболее продуктивными с точки зрения обучения являются студенты,
2
соблюдающие режим сна, питания, двигательной активности и отдыха, а также другие компоненты здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в наличии у него большего количества жизненной энергии, а также собранности, хорошей коммуникабельности, в ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности. B психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в улучшении психического здоровья, хорошем самочувствии, нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов, уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии. В функциональном проявлении можно отметить улучшение качества здоровья, адаптационных процессов, повышение работоспособности И тренированности, снижение заболеваемости и болезненных ощущений в теле, более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности, усиление иммунных механизмов защиты организма, активность обменных процессов в организме, усиление половой потенции, нормализацию соотношения массы тела и роста, хорошую осанку и легкость походки и т. д.. Объектом моего исследования является здоровый образ жизни, а предметом - отношение людей к своему здоровью. Гипотеза исследования: предполагаю, что в современном мире повышается количество людей, придерживающихся здоровому образу жизни. Цель моего исследования: Приобретение научных знаний о закономерностях и методах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека, а также навыков о путях и способах пропаганды здорового
3
образа жизни и привития культуры здоровья. Для достижения целей я поставил перед собой следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни», как важнейшими составляющими, направленными на формирование здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья населения.
2. Иметь представление о целях медико-гигиенического обучения и воспитания, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.
3. Изучить задачи и принципы медико-гигиенического обучения и воспитания населения.
4. Ознакомиться комплексом мероприятий По развитию профилактического направления в системе здравоохранения.
5. Уметь классифицировать методы преподнесения материала целевой аудитории.
6. Освоить методы пропаганды здорового образа жизни.
7. Ознакомиться с методикой совершенствования работы по формированию здорового образа жизни, регламентированной приказами Министерства здравоохранения и др. нормативно-правовыми актами.
Для осуществления моих задач и выполнения моей цели я использовал следующие методы исследования: изучение и анализ литературных источников, проведение теоретического анализа, анкетирование, анализ результатов анкетирования. Продуктом моего исследования является статья в средствах массовой информации Практическая значимость проекта очевидна, ведь, благодаря моему проекту люди смогут узнать
4
больше о ЗОЖ. Изучить какие-либо его особенности и попробовать самим жить здорово.
5
Глава 1. Образ жизни как главный фактор здоровья 1.1. Понятия "здоровье" и "здоровый образ жизни"
Ретроспективный анализ литературы показал, что понятие «здоровье» имеет большое количество определений. Сложность однозначной трактовки этой дефиниции, на наш взгляд, вызвана тем, что различные научные дисциплины (философия, медицина, педагогика, психология, социология и др.) выделяют специфические цели и задачи, а также содержание этого феномена. Сущность понятия «здоровье» в науке и прикладной деятельности представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. Обобщенную характеристику этого понятия можно представить в виде некой системы, включающей в себя совокупность параметров, соотносимых с составляющими общей культуры человечества. Рассмотрю критерии выражения здоровья и обозначим обобщенное его представление в отношении этих критериев. Физический критерий раскрывает смысл здоровья в полноценном функционировании отдельных органов, систем и организма в целом; психологический критерий - в нормальном протекании психических процессов, сформированности познавательных качеств, что обеспечивает гармоничность сознания личности, ее психическое благополучие; медико-биологический критерий - в отсутствии болезней и повреждений, в нормальном протекании психических и физиологических процессов в организме; экологический критерий - во взаимодействии человека с другими людьми, с окружающей средой; экономический критерий - в гармоничном развитии человека в условиях стабильного уровня жизни и достойной материальной обеспеченности; социальный критерий в общественной активности человека, включая его профессиональное и семейное благополучие;духовно-нравственный критерий и интеллектуальном, морально- нравственном,
6
эмоционально-ценностном развитии человека; культурологический критерий - в усвоении опыта по организации собственной здоровой жизнедеятельности на основе осознания принадлежности индивида к определенной культуре, принятия ее ценностей и выработки индивидуальной стратегии здорового образа жизни. Выделенные критерии совпадают с теми функциями, которые выполняют человек и общество. По моему мнению, эти критерии можно рассматривать как смыслообразующие составляющие определения понятия «здоровье». Основываясь на результатах сравнительного анализа различных подходов к определению понятия «здоровье», можно заключить, что оно представляет собой многокомпонентную характеристику конкретного индивида, являющуюся основой для полноценной реализации его функций в нескольких аспектах: - физическом: индивидуальное развитие и функциональных характеристик организма человека, морфологических его способность адаптироваться к различным условиям окружающей среды; - психическом: качества личности, обеспечивающие ей гармоничное взаимодействие окружающими людьми, позволяющие успешно адаптироваться в той или иной социальной среде; - социальном: умение выстраивать позитивные межличностные отношения в семье, обществе; духовно-нравственном: сформированность системы моральных, нравственных, этических, духовных ценностей, умение проявлять эмпатию, быть терпимым и снисходительным по отношению к другим людям, воспитанность и культура поведения в обществе. Для того чтобы человек мог пребывать в состоянии физического, психического, социального, духовно-нравственного благополучия, ему необходимо уметь влиять на факторы, от которых зависит его здоровая жизнедеятельность.
Духовное здоровье зависит от уровня нравственности человека, его удовлетворенности жизнью, гармоничности отношений с самим собой и
7
окружающими, осмысленности и творческого отношения к решению проблем. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья человека, традиционно выделяемых Всемирной организацией здравоохранения, особое место занимает образ жизни. Доля влияния этого фактора составляет 50-55 %. Понятие «здоровый образ жизни» активно разрабатывалось около полувека назад представителями медицины, которые рассматривали данный феномен как поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья, достижение активного долголетия и обеспечение высокого уровня работоспособности на основе научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативов.
Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность человека, направленную на сохранение и улучшение здоровья и основанную на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. Такой образ жизни является предпосылкой для успешной реализации разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, его активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать человека, отражающее определенную жизненную позицию, направленное на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия и основанное на выполнении норм, правил и требований личной и общественной гигиены. Существует несколько базовых составляющих здорового образа жизни, которые являются физиологическими механизмами адаптации индивидуума к воздействиям окружающей среды и изменению душевного состояния организма. Основными компонентами здорового образа жизни являются:
8
1) физическая активность;
2) рациональное питание;
3) личная гигиена;
4) закаливание организма;
5) отказ от вредных привычек;
6) психоэмоциональная культура;
7) оптимальный режим труда и отдыха.
1.2. Особенности образа жизни молодежи
Молодежная пора в жизни человека - это период перехода от юности к зрелости, когда заканчивается биологическое развитие, время завершения создания биологической и интеллектуальной базы для жизни и продуктивной трудовой деятельности, расцвета духовных и физических сил человека. В это время практически полностью завершается физическое развитие, наступает этап относительной стабилизации. Возраст 18-25 лет является периодом дальнейшего роста и развития организма. Приросты длины тела человека уменьшаются, темпы развития в ширину увеличиваются. Позвоночник становится более прочным, грудная клетка продолжает развиваться. Продолжают увеличиваться различия между юношами и девушками в пропорциях тела и функциональных параметрах работоспособности. Мышиы в это время эластичны и имеют хорошую нервную регуляцию, по химическому составу приближаются к мышцам взрослого. Опорно-двигательный аппарат готов выдерживать значительные статические напряжения и длительную работу. На этом этапе завершается развитие центральной нервной системы, совершенствуется деятельность головного мозга, нервные процессы подвижны, но возбуждение еще преобладает над торможением. Можно
9
отметить, что оптимизация деятельности сердечно-сосудистой И дыхательной систем приводит к повышению работоспособности, выносливости (способности к работе средней и умеренной мощности). В подростковом возрасте происходит формирование познавательной сферы, повышается способность понимать структуру движений, воспроизводить и дифференцировать движения, выполнять двигательные действия в целом. Возрастающие возможности познавательной деятельности активно влияют и на становление мировоззрения, потребность устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать явления и факты.
Кроме того, у молодых людей в этот период наиболее ярко проявляются волевые качества. Характеризуя студенческий возраст, следует обратиться к вопросу о самовоспитании. К этому подростков обязывает самостоятельное планирование бюджета времени, средств, выполнение требований учебного процесса и др. Перед преподавателями вузов стоит задача - вооружить студентов основами самовоспитания. Следует отметить, что период обучения в вузе - это время, когда в основном заканчивается физкультурное образование в организованных формах и человек должен воспитать в себе потребность в занятиях двигательной деятельностью для поддержания собственного здоровья и высокой работоспособности. Поступив в вуз, студент оказывается B новых социальных И психофизиологических условиях, а часто и в новой климатической среде. При высоких темпах научно-технического прогресса проблема здоровья и работоспособности студентов вузов становится все более актуальной. Учеба всегда связана с эмоциональными стрессами, с которыми студенты сталкиваются во время сложных учебных ситуаций. Новые условия жизни, новые знакомства, большое количество учебной информации, усиление ритма жизни создают дополнительные нагрузки на
10
их интеллектуальную и эмоциональную сферы. Особые перегрузки испытывают первокурсники. Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в непривычные для него условия активной учебной и научной деятельности, что в конечном счете определяет деятельность адаптационно-компенсаторных механизмов и адаптации. В связи с тем, что продуктивность обучения и здоровье студентов взаимообусловлены (чем крепче здоровье, тем эффективнее проходит процесс учебы), их успешная адаптация к новым условиям обучения в вузе возможна лишь при их ориентировании на ведение здорового образа жизни.
Уровень работоспособности, утомляемость некоторых юношей и девушек при одной и той же учебной нагрузке могут быть связаны с их состоянием здоровья, индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности, эмоциональным и функциональным состоянием. Реализация принципа увеличения потенциала здоровья (или укрепления здоровья) предполагает наличие способов повышения адаптивности студентов к стрессогенным факторам обучения и воспитания. Принцип формирования здорового образа жизни в условиях образовательного процесса в вузе осуществляется посредством содержания учебного материала вузовских предметов, воспитательных мероприятий, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни с помощью организации взаимодействия участников педагогического процесса, во время которого формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.
11
Глава 2. Основные факторы здорового образа жизни 2.1. Физическая активность
Важным компонентом здорового образа жизни является регулярная физическая активность. Она представляет собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых B повседневной жизни, B организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом. В структуре механизма двигательной активности в элементарной форме представлен принцип саморегуляции, отражающий сущность всеобщего закона оптимизации и проявляющийся в стремлении живых систем к достижению максимального жизненно важного результата с минимальными энергетическими и пластическими затратами. Гиподинамия обычно является следствием малоподвижного образа жизни, сочетается с общим снижением физической активности человека гипокинезией, которая обусловлена широким использованием транспорта для передвижения, автоматизацией и механизацией производственных процессов, уменьшением нагрузки на мускулатуру.
Гиподинамия в подростковом возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня учащегося, учебной перегрузкой, работой за компьютером, вследствие чего у студента остается мало времени для прогулок, игр, спортивных занятий. При снижении физической активности:
1) уменьшается расход энергии;
2) ухудшается кровоснабжение тканей, доставка к ним кислорода;
3) замедляется кровоток в капиллярах;
4) возникает кислородное голодание (гипоксия) головного мозга, сердца и многих других органов, страдает их питание;
12
5) нарушается состояние регуляторных систем организма, в частности гормональной и нервной;
6) происходит атрофия мышц (уменьшается их объем и сила сокращения); 7) в связи с атрофией мышц увеличивается количество жировой ткани;
8) изменяется структура костей;
9) нарушаются обменные процессы;
10) изменяется состояние центральной нервной системы, появляется так называемый синдром астенизации, который выражается в быстрой утомляемости, эмоциональной неустойчивости к конфликтам;
11) существенно ухудшается состояние сердечно-сосудистой системы: снижается сила сокращений миокарда, ухудшается состояние кровеносных сосудов, что ведет к возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, увеличению частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и др.
Установлено также, что в среднем физическая активность учащихся во время учебных занятий (8 мес.) составляет 8000-11000 шагов B экзаменационный сутки, период (2 мес.) - 3000-4000 шагов, а в каникулы - 14000-19000 шагов. Очевидно, что уровень двигательной активности студентов во время каникул отражает естественную потребность в движениях, т. к. в этот период они свободны от учебы. Исходя из этого, можно отметить, что уровень их двигательной активности в период учебных занятий составляет 50-65 %, во время экзаменов - 18-22 % от биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 мес. в году. В связи с этим возникает важнейшая социально-педагогическая задача - определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные
13
режимы двигательной активности. Минимальные границы должны характеризовать тот объем движений, который необходим человеку, чтобы сохранить нормальный уровень функционирования организма. Этому уровню должен отвечать двигательный режим оздоровительно-профилактического характера. Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно интенсивных физических нагрузок, которые могут привести к переутомлению, перетренировке, резкому снижению уровня работоспособности в учебно-трудовой деятельности. Такой режим называют адаптированным к максимальным возможностям человека. Таким образом, в условиях напряженного умственного труда, дефицита времени, ограниченной двигательной активности именно физическая культура и спорт становятся средством реабилитации и восстановления жизненных сил.
Занятия физическими упражнениями способствуют улучшению координации деятельности нервных центров, более точной ориентации человек в процессы мышления, памяти, пространстве, улучшают концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма. Так, регулярное выполнение физических упражнений повышает жизненную емкость легких, минутный объем дыхания, глубину дыхания, усиливает деятельность желез внутренней секреции. У лиц, систематически упражняющих на протяжении многих лет, повышенная резистентность (сопротивляемость) к неблагоприятным воздействиям внешней среды может при вынужденных перерывах в тренировках в той или иной мере сохраняться на протяжении нескольких
14
месяцев. В последние годы расширился круг исследований влияния занятий различными видами двигательной активности и спорта на физическую и умственную работоспособность учащихся вуза. Напряженный умственный труд студентов нередко сопровождается ограничением физической активности. Дефицит мышечной деятельности оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма, способствует снижению умственной работоспособности и в конечном итоге отрицательно воздействует на состояние здоровья учащихся.
Установлена существенная зависимость между физической работоспособностью и успеваемостью студентов. Сущность ее состоит в том, что систематические занятия физическими упражнениями вырабатывают способность центральной нервной системы активно переключаться с одного вида деятельности на другую, что обеспечивает повышение умственной работоспособности. Комплексное изучение влияния кратковременных физических нагрузок во время учебных занятий и в период самоподготовки на умственную работоспособность показало, что у студентов, включающих в режим дня утреннюю зарядку, работоспособность значительно выше и более длительное время удерживается на высоком уровне, чем в группе студентов, которые утренней гигиенической гимнастикой не занимаются. Вместе с тем утренняя зарядка в жизни современного студента является одной из самых распространенных и доступных форм регулярных занятий физическими упражнениями, которая обеспечивает тонизирование центральной нервной системы, улучшение деятельности различных органов и систем. Большое значение имеют утренние физические упражнения. Они важны, во-первых, для быстрого повышения работоспособности человека после сна, во-вторых, для укрепления здоровья и закаливания организма, наконец,
15
для регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма и развития быстроты, выносливости, силы скоординированности при двигательной деятельности. Утренние физические упражнения, сопровождаемые поступлением в центральную нервную систему мощного потока импульсов от рецепторов многих анализаторов, в особенности же со стороны проприорецепторов, способствуют быстрому повышению возбудимости центральной нервной системы и восстановлению нормальной работоспособности. Если утренняя зарядка проводится в сочетании с воздействием на кожные рецепторы холода и водных процедур, возбудимость нервной системы восстанавливается еще быстрее. Такое воздействие некоторых раздражителей внешней среды на кожу (температура, водные процедуры, свежий воздух и солнце) наряду с повышением возбудимости нервной системы способствует закаливанию организма.
Утренние физические упражнения благодаря вовлечению в действие мышечных групп всех частей тела содействуют усилению лимфообращения и тем самым помогают быстрому устранению отечности тканей, в частности вен, наблюдаемой иногда сразу же после пробуждения. Значение утренних физических упражнений не ограничивается ликвидацией последствий предшествующего сна. Они являются наиболее часто и регулярно проводимыми мышечными упражнениями, совершенствуемыми такие проявления двигательной деятельности человека, как сила, быстрота, выносливость и координация. Эти упражнения улучшают регуляцию центральной нервной системы, физических функций двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других вегетативных систем. Они поддерживают на высоком уровне резервную щелочность крови,
16
содействуют сохранению особых специфических свойств мышц, развиваемых при систематической мышечной работе и т. д. Поскольку утренние физические упражнения выполняются до начала рабочего дня, интенсивность их, чтобы не ухудшить последующую работоспособность, не должна быть чрезмерной.
2.2. Рациональное питание
В настоящее время питанию как одному из важнейших факторов, влияющих на здоровье, придается огромное значение. Еще в древности люди понимали, что рациональное питание играет важную роль. «Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье», - провозглашал Пифагор, а Сократ советовал: «Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твой голод и жажда. Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Знакомое и привычное слово «питание» может обозначать различные явления. Наиболее простое определение понятия «питание» - обозначение акта приема человеком пищи. В более широком смысле под питанием подразумеваются все явления, процессы и предметы, имеющие отношение к пище и ее потреблению человеком. Наука о питании называется нутрициологией (в России этими вопросами занимается гигиена питания). Нутрициология - это наука о пище, пищевых веществах и других компонентах, содержащихся в продуктах питания, их действии И взаимодействии, роли в поддержании здоровья или возникновении заболеваний, о процессах их потребления, усвоения, переноса, утилизации и выведения из организма. Кроме того, наука о питании изучает, как и по каким мотивам человек выбирает пищу и как этот выбор влияет на его здоровье. Пища необходима человеку для выполнения трудовой деятельности, поддержания температуры тела и восстановления разрушающихся в процессе жизнедеятельности тканей. Еда служит
17
источником энергии для работы всех систем организма. Часть энергии идет на так называемый основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Определенное ее количество потребляется для переработки пищи - в процессе пищеварения. Много энергии сгорает при работе нашего мышечного аппарата.
Пища поставляет организму «материал для строительства». Это пластические вещества, из которых строятся новые клетки и внутриклеточные компоненты, ведь организм живет, клетки его постоянно разрушаются и эти клетки надо заменять живыми. Еда снабжает организм биологически активными веществами витаминами. Они нужны, чтобы регулировать процессы жизнедеятельности. Также пища играет информационную роль: она служит для организма химической информацией. Информационная сущность еды заключается в определенной молекулярной структурированности пищевых веществ. Чем обширнее и многообразнее информация, тем больше ее ценностное содержание. Следовательно, чем шире диапазон питания организма (всеядность), тем лучше он приспособлен к среде обитания. Особую роль в культуре питания играет рациональное питание. Это питание, обеспечивающее энергетические потребности организма и сбалансированное поступление в него питательных веществ. Энергетические потребности организма человека имеют гендерные различия. Для женщин они обычно составляют 2000-2500 ккал/сут, для мужчин - 2300-2500 ккал/сут. Потребность организма в энергии определяется целым рядом факторов, например: наследственностью, физической активностью, температурой окружающего воздуха.
2.3. Оптимальный режим труда и отдыха
Строгий ритмичный режим труда и отдыха - одно из важнейших условий высокой работоспособности человека. При соблюдении четкого
18
режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т. е. динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, эти рефлексы облегчают организму выполнение работы, поскольку создают условия и возможности для внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Например, если человек ежедневно занимается умственным или физическим трудом, который имеет место в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т. е. способности «собраться» к этому времени. То же самое происходит при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, Что обеспечивает эффективное пищеварение. Необходимо помнить, что существующие ритмы организма не являются самостоятельными и независимыми, а связаны с колебаниями параметров внешней среды, определяющими главным образом сменой дня и ночи, а также колебаниями циклов, соответствующих месяцу, сезону года и т. п. Таким образом, режим труда и отдыха основывается на закономерностях ритмичного протекания отдельных физиологических функций в процессе жизнедеятельности организма человека. Подавляющее большинство физиологических и биохимических процессов в организме человека и животных связано со световым режимом и изменяется закономерно в течение суток. Поэтому циркадианный, т. е. околосуточный, ритм считают базисным биоритмом человеческого организма. Немаловажно и то, что появление циркадианных ритмов позволило живым организмам «измерять» время. Отсюда появилось понятие «биологические часы». Древнейшая функция этого ритма состояла в приурочивании максимальной биологической активности к определенному времени суток, наиболее благоприятному для деятельности данного организма. В процессе эволюции это привело к появлению животных с выраженной
19
дневной или ночной активностью. Сочетание акрофаз (время максимальной активности) многих функций в одно и то же время суток позволило организму увеличить потенциал своей работоспособности при одновременной экономии физиологической регуляции. В основе циркадианной, или около суточной, организации функций лежит периодическая смена бодрствования и сна.
В целом у человека психическая деятельность и физическая работоспособность эффективнее в дневные часы, чем ночью. Во время светлой фазы суток у человека повышается уровень двигательной активности, увеличивается сила мышц. Возрастание умственной работоспособности выражается в повышении скорости переработки информации, эффективности обучения. В это же время увеличивается электрическая активность мозга. В соответствии с циркадианным биоритмом работоспособность человека в утренние часы постепенно повышается и достигает к 10-13 ч. наивысшего пика. После 14 ч. происходит снижение работоспособности, а к 16-17 ч. идет волна нового увеличения активности всех функций. Спад функциональных возможностей наблюдается, как правило, после 20 ч. Суточные колебания работоспособности четко коррелируют с ритмами отдельных физиологических систем и обмена веществ. К концу дня у человека наблюдается максимум частоты, глубины и объема дыхания, достигает наибольших значений сократительная функция миокарда. Кровообращение наиболее интенсивно днем в головном мозге и мышцах, а ночью - в сосудах кистей рук и стоп. В дневное время более высоким оказывается общее периферическое сопротивление сосудов. В течение суток изменяется и реактивность сердечно-сосудистой системы, ее способность реагировать на нагрузки. Днем физическая нагрузка вызывает больший прирост кровообращения, чем ночью. Одна и та же нагрузка
20
субъективно ощущается ночью как более тяжелая, что надо учитывать при работе в ночную смену.
Среди людей выделяются «жаворонки» и «совы», т. е. люди, у которых акрофаза биоритмов, определяющих работоспособность, бывает соответственно утром или вечером. «Жаворонки» характеризуются более высокой работоспособностью в утреннее, нежели в вечернее время, они ложатся спать в среднем на 1,5 ч. и встают на 2 ч. раньше «сов». Сон «жаворонков» более стабилен, они чаще удовлетворены сном. У «сов» работоспособность сравнительно выше вечером и ночью, а сон a отличается большей гибкостью структуры. У «сов»-спортсменов работоспособность вечером на 40 % выше, чем утром. Поэтому важно приурочивать различные виды деятельности, свой режим дня к суточному биоритму.
21
Глава 3. Культура психоэмоционального поведения 3.1. Стресс и способы его регулирования
Исключительно важная роль в сохранении физического здоровья, эффективности различных видов деятельности, личной безопасности принадлежит психоэмоциональному состоянию человека. В большинстве своем люди подвержены различным отрицательным воздействиям эмоционального плана, которые идут от самого человека порой совершенно без всяких оснований. Психоэмоциональное состояние человека первопричина многих проблем со здоровьем. Мы счастливы и здоровы ровно настолько, насколько таковыми себя считаем. Сознательное отношение к здоровому образу жизни, к профилактике заболеваний является очень важным моментом в сохранении здоровья. При комплексном подходе к изучению феномена долгожительства было выявлено существенное влияние на него психологического фактора. Долгожители характеризуются особенностями психики, в частности особым оптимистическим отношением к жизни, психологической гибкостью, они легко приспосабливаются к изменению жизненных обстоятельств и устойчивы К стрессам. Играют определенную роль и социально- психологическая обстановка, способствующая долгожительству, своеобразный жизненный уклад, смягчающий трудности, конфликты, стрессы и наличие тесной связи между престарелым человеком и окружающими его людьми. Рост темпа жизни, интенсификация психической деятельности B результате «информационного взрыва», увеличение эмоциональных нагрузок, неумение регулировать напряжение и расслабление организма приводят к психоэмоциональному напряжению, которое является одним из главных факторов риска возникновения многих патологических изменений в организме. По данным ВОЗ, около 85 % соматических заболеваний
22
обусловлены психологическими проблемами. Неумение управлять своими эмоциями чаще всего приводит к стрессам, депрессии, вызывает патологическую усталость (синдром хронической усталости). Противостоять отрицательному воздействию психоэмоциональных факторов можно и нужно научиться. Надо уметь выходить из сложившейся ситуации, управлять своим психоэмоциональным состоянием, правильно сориентировать свое сознание и главное - подсознание, чтобы с наименьшими потерями для здоровья войти в нормальное русло жизни. Таким образом, культура психоэмоционального поведения является одним из значимых компонентов здорового образа жизни.
Стресс - состояние организма, возникающее в результате интенсивных или длительных воздействий независимо от их качественной природы и характеризующееся напряжением неспецифических адаптационных механизмов. Стресс может возникать под влиянием холода, тепла, физической нагрузки, эмоционального напряжения, боли и других раздражителей. Такие понятия, как «холодовой стресс», «гравитационный стресс», «тепловой стресс», свидетельствуют лишь о природе воздействующего фактора.
Эмоциональный стресс состояние напряжения физиологических функций организма, вызванное длительным воздействием эмоционально значимого для индивидуума раздражителя. Основной причиной эмоциональных стрессов являются так называемые конфликтные ситуации, в которых человек по тем или иным причинам длительное время не может удовлетворить ведущую жизненно необходимую социальную или биологическую потребность. Это приводит к формированию непрерывного эмоционального возбуждения отрицательного характера. Опасность длительного отрицательного эмоционального состояния заключается в том, что сформировавшийся в центральной нервной системе
23
комплекс возбуждений нейрогуморальным путем начинает оказывать непрерывные нисходящие влияния на сомато висцеральные функции. Если при кратковременных эмоциональных реакциях измененные физиологические функции быстро возвращаются к исходному уровню за счет само регуляторных механизмов, то в условиях стресса длительные и нарастающие перегрузки приводят к необратимым изменениям в отдельных звеньях саморегуляции той или иной функции, также могут развиваться соматические нарушения в деятельности центральной нервной системы в форме неврозов либо висцеральные нарушения в форме ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, поражений желудочно-кишечного тракта и т. д.
Стрессоустойчивость - это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать настроение людей, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Для того чтобы снять стресс, осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею, но пейте медленно. Следите за своим дыханием. Дышите медленно через нос, сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно через нос выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности.
24
Хорошим средством для снятия стресса являются умеренные физические нагрузки или прогулка - словом, любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения.
3.2. Отказ от вредных привычек
Здоровый образ жизни человека немыслим без решительного отказа от всего того, что наносит непоправимый ущерб организму. Речь идет в данном случае о привычках, которые разрушают здоровье. К самым распространенным из них относится употребление психоактивных веществ и прежде всего курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков.
В нашей стране курят около 60 % мужчин и 50-55 % женщин трудоспособного населения. Многие понимают, что курение не приносит им пользы, однако не могут бросить эту привычку. Это касается даже работников физической культуры и спорта, медицинских работников, спортсменов, педагогов. Для того чтобы избавиться от этой привычки, у людей не хватает силы воли, а нередко и знаний о том, какие вредные продукты курящий человек вдыхает и что происходит в организме в процессе курения. Табак - это психоактивное средство, действующее как наркотик и вызывающее привыкание (зависимость). Дым табака содержит около 4 тыс. химических веществ, которые способны повреждать живые ткани. Сюда входят смолы и родственные им соединения, никотин и токсичные газы типа окиси углерода, цианистого водорода и окислов азота. Смола - густое черное липкое вещество, которое образуется при сгорании табака. Смолы содержат канцерогенные вещества, вызывающие рак, способствующие развитию хронических бронхитов и других заболеваний дыхательных органов. Наиболее опасной составной частью табачного дыма является никотин. Во время курения он быстро всасывается в кровь из легких и в течение всего 7 с. разносится по всему
25
телу, проникая во все органы. Также он воздействует на центральную нервную систему. При малых дозах никотина преобладает возбуждение, при больших - торможение. У длительно и много курящих может развиться комплекс симптомов, характерных для неврологического состояния: быстрая утомляемость, раздражительность, ослабление памяти, головные боли и пр. Одной из причин, способствующих формированию стойкой привычки к курению, является широко распространенное мнение о том, что табак повышает работоспособность. Действительно, под влиянием табачного дыма происходит некоторое расширение сосудов мозга, что и воспринимается субъективно как прилив новых сил. Однако такое воздействие табака на организм весьма кратковременно. Уже через несколько минут расширение сосудов мозга сменяется новым их сужением, еще более выраженным. В результате заметно ухудшается кровоснабжение мозга И снижается работоспособность. После каждой выкуренной сигареты сужение кровеносных сосудов удерживается около получаса. Вследствие сужения сосудов повышается кровяное давление, сердцу приходится работать с чрезмерным напряжением, миокард изнашивается, что приводит к заболеваниям сердца и сосудов. Выкуривание одной сигареты приводит учащению пульса на 18-20 уд./мин. Окись углерода, содержащаяся в табачном дыме, соединяется с гемоглобином и образует карбоксигемоглобин, который снижает способность эритроцитов связывать кислород и снабжать им организм. У курильщиков при прочих равных условиях общий объем выполненной работы меньше, чем у некурящих. В мышцах курящих людей быстрее развивается утомление, они уже не справляются с заданной работой. Эксперименты показывают, что мышечная сила снижается на 15 % уже через 10-15 мин после выкуривания сигареты. Наступает мышечная усталость, и координация движений снижается на 25 %. «Табак усыпляет горе, но неизбежно ослабляет энергию», - писал О. Бальзак. Поскольку за
26
возбуждением нервной системы следует угнетение, у человека вновь появляется желание снова закурить. Повторное употребление никотина увеличивает устойчивость к нему организма, способствует развитию сильной физической и психической зависимости от него.
Бытует мнение, что алкоголь помогает снять волнение, утомление, психическое напряжение, облегчает состояние при физических перегрузках. Однако многочисленные исследования и клинические наблюдения показывают, что он негативно влияет на печень, мозг и другие органы. Основная часть принятого алкоголя (около 90 %) окисляется, т. е. обезвреживается, в печени. При этом даже однократный прием небольшой дозы алкоголя вызывает нарушение функции печени, a восстановление ее происходит лишь через несколько дней. Если же человек злоупотребляет алкоголем, то патологические изменения в печени постепенно становятся необратимыми. Из ее клеток исчезает гликоген, в них накапливается жир, в результате чего наступает ожирение печени. С течением времени многие клетки погибают, и на их месте образуются микроскопические полости, заполняемые распадающимся жиром. Так возникает воспаление ткани печени - гепатит. Печень в этом случае не в состоянии выполнять свои функции в полном объеме. Таким образом, возбуждение по существу оказывается следствием ослабления торможения, а не стимуляцией возбудительных процессов. Человек, пристрастившийся к алкогольным напиткам, не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным, допускает много ошибок. Бытует мнение, что алкоголь согревает организм в холодную погоду. Действительно, он вызывает расширение кровеносных сосудов кожи, кровь приливает к ней более интенсивно и человек ощущает теплоту. Но циркулирующая по расширенным кровеносным сосудам кровь в то же время отдает во внешнюю среду большее количество тепла, вследствие чего температура тела понижается на 1-2 °C. Организм быстро
27
охлаждается, хотя человек этого не замечает. В результате этого могут возникнуть обморожения и простудные заболевания. Наблюдения показывают, что прием алкоголя не способствует снятию напряжения и утомления после тренировочных занятий и соревнований. Наоборот, он тормозит восстановительные процессы и на длительное время снижает уровень спортивной работоспособности.
Каждый здравомыслящий человек должен рассматривать наркотики как чрезвычайно опасного врага. К ним относятся психоактивные вещества (психотропные), которые как извлекают из натуральных источников (опиум, кокаин, марихуана), так и синтезируют химическим путем. И те и другие оказывают одинаково губительное воздействие на организм. Разные психоактивные вещества оказывают на человека свое специфическое воздействие. Пристрастие к ним, даже эпизодическое, может привести к тяжелому заболеванию - наркомании. Стимулирующие препараты (кокаин, амфетамины, кофеин) принадлежат к числу наиболее сильных в отношении формирования зависимости от наркотиков. При их поступлении в кровь уже через несколько секунд человек начинает испытывать эйфорию, становится разговорчивым, возбужденным, деятельным, его сознание проясняется. Через 15-20 мин. у него эйфория проходит, появляется чувство тревоги, депрессии, раздражительности («кокаиновый мрак») и возникает страстное желание все повторить. У человека, который не получил новой дозы наркотика, под влиянием появившихся изменений в мозговой деятельности нарушается сон, аппетит, возникают мышечные боли. Нередки случаи гибели наркоманов в результате сердечной недостаточности из-за нарушения нервной регуляции миокарда, остановки дыхания или длительных судорог. К успокаивающим, угнетающим центральную нервную систему (ЦНС) наркотикам относятся барбитураты, снотворные (типа метаквалона) и все транквилизаторы
28
(противотревожные вещества). Эти вещества угнетают функции всего тела, но ЦНС наиболее чувствительна к ним. Увеличение дозы таких веществ приводит к их постепенному угнетающему воздействию на ЦНС: от небольшого успокоения до крепкого сна и даже смерти; происходит затуманивание сознания, утрачивается контроль за мышцами, останавливается дыхание. Систематическое употребление подобных наркотических веществ приводит к развитию устойчивости организма к их воздействию, и чтобы вызвать необходимый эффект, уже требуется увеличение дозы, а это влечет за собой повышение степени токсического воздействия на организм. Постепенно человек подходит к черте, когда остается один шаг между дозой, которая вызывает нужные ощущения, и дозой смертельной. Опиум и его натуральные и синтетические производные (опиаты) - морфин, героин, метадон и др. - являются успокаивающими средствами (депрессантами). Они устраняют боль, вызывают дремотное состояние, затуманивают сознание, ухудшают интеллектуальные процессы. Многие после их употребления переживают эйфорию, у них возникает хорошее самочувствие, что способствует появлению у них зависимости от этих веществ. При регулярном употреблении опиатов развивается высокая степень толерантности, поэтому для того, чтобы пережить снова эйфорию, человек должен все время увеличивать дозу. Марихуана и другие производные конопли (гашиш и т. д.) при небольших дозах вызывают слабую эйфорию, подъем чувств и изменение восприятия времени. Увеличение дозы ведет к ухудшению памяти, снижению внимания, нарушению мышления, пассивности. Пульс увеличивается, повышается или понижается артериальное давление, кровеносные сосуды расширяются (покраснение кожи, глаз), появляется сухость во рту, подавляется сон. К этим веществам развивается толерантность, формируется психическая зависимость от них. Эффект марихуаны характеризуется апатией, притуплением мышления,
29
отсутствием энергии, потерей желаний и стремлений. Основное действие таких веществ, как ЛСД (из грибка спорыньи), мескалин (из кактуса), синтетические производные амфетамина, состоит в провоцировании галлюцинаций или ложных ощущений, не связанных с реальными раздражителями, т. е. в стимулировании психических расстройств. Такие наркотики называют галлюциногенами; они отличаются сильным воздействием, высокой толерантностью и быстрым возникновением зависимости. Когда действие наркотических веществ в организме прекращается, человек начинает испытывать ощущения, противоположные тем, которые были связаны с приемом конкретного вещества. Например, если наркотик вызывал эйфорию, то последействие будет выражаться в подавленности, пассивности, если средство повышало тонус, придавало силы - последействие выразится в усталости, депрессии. Снижение дозы, прерывание или прекращение приема наркотиков является причиной появления лихорадочной дрожи, судорог, мышечных болей, нервозности, бессонницы, спазмов сосудов и дыхания. У человека появляются все признаки психоза: агрессивность поведения, бессмысленные действия, навязчивые идеи, кошмары во сне и т. д. Причинами смерти чаще всего являются не снимаемые никакими препаратами судороги, остановка сердца и дыхания, неуправляемое поведение, кровоизлияние в мозг по причине высокого кровяного давления.
Для наркоманов характерны повышенная раздражительность, неустойчивое настроение, нарушение координации движений, дрожание рук, потливость. Заметно снижаются у них умственные способности, ухудшается память, резко падает трудоспособность, слабеет воля, теряется чувство долга. Коварное действие наркотиков состоит в том, что незаметно развивается неодолимая тяга к ним. Это характеризуется тем, что привычные дозы уже не дают желаемого эффекта, возникает
30
непреодолимое влечение к данному препарату и стремление получить его любой ценой, а при лишении наркотика развивается тяжелое состояние - синдром абстиненции (так называемая физическая ломка). При длительном употреблении наркотиков происходит хроническое отравление организма с глубокими нарушениями в различных органах. Постепенно наступает психическое и физическое истощение. Все психоактивные вещества, вызывая различные нарушения здоровья, не только ведут к снижению личной безопасности, но и часто становятся причиной социально опасных поступков, преступлений и преждевременной смерти.
31
Глава 4. Исследовательская работа 4.1. Анкетирование
Нет сомнений, что в современном мире здоровый образ жизни становится все более и более актуальным направлением. Ввиду этого было проведено анкетирование среди современных школьников для того, чтобы выяснить, какой процент школьников придерживается здоровому образу жизни. В опросе приняло участие около ста человек. Анкетирование было проведено на платформе Google forms. Прилагаю ссылку: https://docs.google.com/forms/d/1C_RFhSqhj42vWutX8Q01wK_-7NBXVk0_ XpW4S3_G06Q/viewform
1.Знакомы ли вы с термином «ЗОЖ»?
2. Известно ли вам, как расшифровывается аббревиатура ЗОЖ?
3. Придерживаетесь ли вы принципам ЗОЖ?
4. Как вы считаете какие элементы входят в ЗОЖ?
5. Хотите ли вы внедрить ЗОЖ в свою рутину?
6. Как вы считаете, может ли помочь ЗОЖ удлинить жизнь человека?
В приведенных ниже диаграммах в разделе приложений (Приложения 1,2,3,4,5,6), вы можете увидеть количество опрошенных людей в процентах.
Исходя из показаний, становится понятно, что многие люди хотя бы раз в жизни встречались с понятием «ЗОЖ» (94,1%), также, 88,2% опрошенных уже придерживаются здоровому образу жизни, и всего 29,4% не хотят внедрить ЗОЖ в свою жизнь.
4.2. Выявление необходимости и важности ЗОЖ
Вроде бы всё понятно и очевидно: здоровый образ жизни продлевает молодость и активную зрелость, обеспечивает хорошее самочувствие и настроение и способствует успехам во всех сферах. Но, к сожалению, не
32
все понимают необходимость ЗОЖ, пока есть ресурс здоровья, особенно по молодости. Разумеется, здоровый образ жизни включает в себя полный отказ от алкоголя и табака, не говоря уже о наркотиках. Сказки о «допустимых минимальных дозах», а уж тем более о «пользе малых доз алкоголя» — маркетинговая политика алкогольной мафии, ведущаяся с вполне понятными целями.
25 причин, почему нужно вести здоровый образ жизни
Не все знают и понимают для чего нужно вести здоровый образ жизни. Но есть 25 причин, почему нужно вести здоровый образ жизни.
1.Долго жить. Этот пункт мы ставим на первое место, ведь крепкое здоровье обеспечивает нам долгую жизнь. Вы спросите, а зачем именно долго жить. Долго жить нужно - чтобы многое успеть, многое увидеть и познать. Запомнить нужно навсегда: алкоголь и наркотики не являются модным атрибутом жизни.
2.Не нанести самим себе психологических травм, которые испортят всю жизнь. Даже если один раз алкоголь или наркотики сыграют с вашей психикой злую шутку, этого может хватить для того, чтобы поломать жизнь. Нежелательная беременность, СПИД, распад семьи, бытовые убийства, изнасилования – лишь малая толика того, что может случиться с человеком «под кайфом».
3.Построить хорошую карьеру. Каждый из нас знает о том, как сильный и успешный человек, пристрастившись к алкоголю или наркотикам, может закончить свою жизнь «на дне». Кроме того, во многих известных компаниях берут на работу исключительно людей без вредных привычек.
4.Получать удовольствие от жизни.
33
5.Быть красивыми.
6.Иметь здоровых детей.
7.Быть зажиточным.
8.Иметь достойного спутника жизни.
ПИТАНИЕ.
Следить за содержимым своей тарелки нужно, чтобы:
9.Не болеть.
10.Иметь подтянутую фигуру даже в зрелом возрасте.
11.Защититься от онкологических заболеваний. Канцерогенная еда обычно вкусная, но разве стоит минутное удовольствие вашей жизни?
12.Быть энергичным и долго не уставать. 13.Обеспечить здоровье и долгую жизнь своей семье.
14.Улучшить качество жизни. Спортивный, подтянутый человек много успевает и нравится людям , что очень помогает в общении.
15.Нравиться себе.
16.Быть способным себя защитить физически и помочь другим. 17.Качественно расширить круг общения.
18.Встретить старость с улыбкой на лице и провести ее активно.
МЕДИЦИНА. Не бояться ходить к врачам нужно для того, чтобы:
19.Не провести часть жизни, борясь с болезнью, которую можно
было остановить в начале ее развития.
20.Не угробить свою печень и почки самолечением.
34
21.Открыть для себя новые методики лечения, которые помогут решить давние проблемы со здоровьем.
22.Не поставить под угрозу жизнь близких людей. Иногда можно стать носителем болезни, которая вам не навредит, но может стать роковой для близкого человека.
23.Избежать ограничения своих способностей. Сердечно-сосудистые заболевания являются главной причиной смертности. Неожиданный инсульт может сделать инвалидом человека даже в молодом возрасте.
24.Заранее защитить себя от заболеваний, которые передаются нам по генам от родителей.
25. Научиться любить себя. Каждый из нас вправе выбирать жизнь, которая делает его счастливым.
По-моему, нет ничего более приятного, чем провести долгую жизнь в красивом теле, с хорошим настроением, получая удовольствие от каждой минуты, воспитывая здоровых детей, а потом встретить старость в бодром духе и без сожалений о пройденном пути. Пока человек молодой и здоровый, он не задумывается о том, что будет дальше. Но время пролетит очень быстро, поверьте. Не заметите как — вот уже средний, а потом и пожилой возраст. Какие мы будем в этом возрасте — зависит от нас. Жизнь одна, решайте сами.
4.3. Описание продукта
В качестве продукта я решил остановиться на создании страницы в средствах массовой информации. Данная страница послужит средством привлечения людей к изучению здорового образа жизни. Она поможет распространить информацию о положительном влиянии здорового образа
35
на на личность человека. Кроме того, мой продукт будет полезен на уроках обществознания и для всех интересующихся данной темой.
36
Заключение
Здоровый образ жизни - это такой образ жизни, при котором достигается наиболее оптимальное сочетание факторов, влияющих на здоровье личности, и формируется ее поведение, способствующее сохранению ее биологического, социального и психологического здоровья. Здоровый образ жизни состоит из четырех элементов:
- экономического (уровень жизни людей в отдельно взятых домохозяйствах, группах общества, уровень жизни населения в регионе, стране);
- социального (качество жизни);
- социально-психологического (стиль жизни);
- социально-экономического (жизненный уклад отдельных людей и общества).
В обыденном понимании и популярной литературе здоровый образ жизни, как правило, отождествляется со стилем жизни, но это не совсем так. Здоровый образ жизни зависит от многих факторов и формируется всем обществом, в то время как здоровый стиль жизни - это поведение отдельно взятых индивидов. В богатых развитых странах здоровый образ жизни является стратегией государственной политики и общественного развития. Однако для всех государств характерны общие проблемы: ускоренный темп жизни, наличие большого числа стрессов, и как результат, нарушение психологического здоровья, распространение вредных привычек и малоподвижный образ жизни.
Поэтому очень важно, чтобы в каждой стране, регионе, городе пропагандировался здоровый способ жизни, а люди обучались ведению здорового стиля жизни, который состоит из:
37
- рационального питания;
- рациональных физических нагрузок и гигиены труда;
- соблюдения правил безопасности жизнедеятельности дома, на работе, в общественных местах и т.д.;
- организации правильного отдыха и профилактикидистрессов, переутомления, овладения навыками психологической защиты и релаксации;
- воздержания от употребления наркотиков, курения, алкоголя или умеренного употребление спиртных напитков;
- профилактических мероприятий (своевременное прохождение медосмотров и обращение за медицинской помощью, прививки, закаливание и пр.).
Очень важно, чтобы с детства люди обучались здоровому стилю жизни, например, чтобы семьи организовывали совместный активный досуг, занимались спортом, а у детей вырабатывались навыки правильного питания. Учреждения образования и здравоохранения, СМИ должны подключиться к этой работе, объясняя основы рационального питания, двигательной активности, гигиены труда и отдыха. При этом особым направлением их деятельности должны стать профилактика и борьба с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, в частности курением.
В обществе должна формироваться культура здоровья, которое выступает как единая общечеловеческая и индивидуальная ценность, поскольку все другие общечеловеческие ценности являются, в сущности, лишь средствами обеспечения здоровья людей. Культура здоровья - это социально-прогрессивная, целенаправленная деятельность в сфере общественного и индивидуального здоровья, представленная на двух
38
уровнях: философско-мировоззренческом, который рассматривает данную культуру как составляющую часть общей культуры, и нормативно-поведенческом- стратегию и тактику поведения индивидов, выраженную в здоровом стиле жизни. При этом в культуре здоровья должны быть сформированы мотивационно-ценностный, содержательно-операционный и эмоционально-волевой компоненты. Таким образом, будет сохранено здоровье отдельных индивидов и всей нации, мирового сообщества.
39
Список использованных источников
1.Бароненко В. А. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие. Екатеринбург, 2001. 410 с.
2. Валеев Ф. Г. ЗОЖ. Здоровый образ жизни. Казань: Идел-Пресс, 2017. 218 c. 3. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., стер. М.: КноРус, 2013. 240 с.
4. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 252 с.
5. Туманян Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 336 с.
6. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск: [б. и.], 2003. 164 с. 43. Якуба А. Ежедневник ЗОЖ: гимнастика, питание, голодание, очищение. М.: Питер, 2016. 272 с.
7.https://www.fbuz04.ru/index.php/deyatelnost/zdorovyj-obraz-zhizni/zachem-n uzhno-vesti-zdorovyj-obraz-zhizni Зачем вести здоровый образ жизни?
8.https://www.ioikb.ru/profilaktika/zdorovyy-obraz-zhizni.php ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
40
Приложение No 1
Приложения
41
Приложение No 2
42
Приложение No 3
43
Приложение No 4
44
Приложение No 5
45
Приложение No 6
46