На дипломатическом форуме в турецкой Анталье, в выступлениях главы МИД РФ Сергея Лаврова тема Армении стала второй по важности после Незалежной. По мнению Сергея Викторовича линия, которую проводит в последние месяцы правительство Пашиняна, может привести к кардинальному пересмотру отношений между Москвой к Ереваном.
Напомним, что, помимо острых высказываний в адрес России, со стороны самого Пашиняна, развернутую переоценку двусторонних отношений с Москвой в сфере безопасности и политической координации проводят в своих выступлениях спикер парламента Ален Симонян и секретарь Совета безопасности Армен Григорян.
Чего добиваются Пашинян, Симонян и Григорян?
Информационно-пропагандистские выступления трех ведущих армянских политиков сводятся к следующим основным идеям:
1. Максимально снизить уровень участия в ОДКБ (вплоть до выхода Армении из состава этой организации) и вывод из республики российских пограничников.
Напомним, ещё осенью 2022 года, в ответ на просьбу Еревана, ОДКБ были направлены свои эксперты для изучения ситуации на армяно-азербайджанской границе. В результате, Еревану было предложено развернуть миротворческую миссию наблюдателей ОДКБ на территории Армении.
В ноябре 2022 года, накануне саммита ОДКБ, в ходе проведенной встречи глав дипломатических ведомств, был согласован текст мандата миротворцев ОДКБ на армянской территории. Причем этому предшествовало доскональное изучение содержания обсуждаемого документа, и было проработано всё, вплоть до запятой. МИД Армении подтвердило готовность документа, который на следующий день был представлен на утверждение глав государств-участников саммита ОДКБ.
Однако, неожиданно, председатель тогдашнего саммита ОДКБ Никол Пашинян, заявил, что данный документ не устраивает Ереван, так как не содержит резкого осуждения действий Азербайджана. Примерно в то же время Евросоюз предложил разместить своих наблюдателей в Армении, на что Пашинян сразу согласился, хотя ЕС также не публиковал заявлений, осуждающих действия Азербайджана.
Когда российский МИД поинтересовался у армянских коллег, что это собственно говоря такое, и как это вообще могло произойти, Ереван выдал обескураживающий ответ: "Россия и ОДКБ, это же вроде как союзники, дескать они обязаны были осудить действия Баку, а поскольку Евросоюз это не союзник Армении, поэтому им можно было не осуждать..."
В 2023 году смысл отказа Еревана от ОДКБ стал понятен окончательно, после того, как политическая верхушка Армении заявила, что рассматривает страны Евросоюза как "важнейших партнеров в вопросах диверсификации безопасности и экономики Армении".
А уже в феврале 2024 года Ереван сообщил Брюсселю, что готов внести "свой вклад в гражданские миссии общей политики безопасности и обороны ЕС". То есть, теперь Армения не только стремится быть получателем безопасности, но и готова принимать участие в других миссиях ЕС. Скорее всего, речь шла об Укpaине.
Другим фактором отказа от ОДКБ стал идеологический момент: Ереван акцентировал внимание на том, что полностью разделяет с ЕС демократические ценности, в отличие от группы стран ОДКБ, которые придерживаются иных взглядов. При этом Ереван тактично промолчал, о каких именно ценностях идет речь.
2. Отказ от приобретения российского оружия.
Секретарь Совбеза Армении Армен Григорян заявил, что военно-техническая зависимость Еревана от Москвы, это стратегическая ошибка. По словам Григоряна, доля РФ в военно-техническом сотрудничестве Армении снизилась с 96% в 2020 году до менее 10% в 2023 году.
Недавно Григорян окончательно сформулировал претензии Армении к России.
При этом секретарь армянского Совбеза великодушно дал понять, что Армения не будет подавать на РФ в суд из-за срыва поставок ранее оплаченных вооружений по нескольким контрактам, а предложит вычесть эту сумму из общего долга республики перед Москвой.
3. Ряд обвинений в негативной информационной кампании РФ против Армении и политического руководства республики.
Недавно Пашинян осветил данную проблематику в ходе интервью для телеканала France 24. На днях стало известно, что МИД Армении направило дипломатическую ноту Посольству РФ в связи "с непрекращающимися нарушениями соглашения между Арменией и Россией в сфере медиакоммуникаций"
Кстати этот вопрос был поднят Ереваном ещё в конце прошлого года. Тогда Армения напомнила МИД РФ о конкретных заявлениях российских политиков.
Последняя нота была направлена от Министерства высокотехнологической промышленности Армении. В ходе своего выступления в парламенте, глава ведомства не стал вдаваться в подробности, о каком конкретно нарушении соглашения идет речь, лишь упомянув, что инцидент произошел "на одном из телеканалов РФ 25 февраля". По словам докладчика, Ереван "не может быть толерантен к программам, в ходе которых ставится под сомнение честь и достоинство Армении и её граждан".
4. Обвинение в навязывании Армении сценария вступления в Союзное государство.
1 марта, в беседе с журналистами, представитель парламента Ален Симонян сделал весьма любопытное заявление о попытках привлечь Армению в состав России и Беларуси в 2021 году.
Понять, о чем говорит спикер армянского парламента, трудно, так как невозможно представить себе такую реальность даже с учетом смены власти в Армении на политиков пророссийского курса.
Кроме того, никогда не было случаев, чтобы союзное государство развивалось в данном направлении. Обсуждение о расширении членства происходило только на уровне экспертных предположений и только в контексте возможного вступления Кыргызстана, с которым Россия установила тесные и дружественные отношения на различных политических уровнях. А учитывая отношение Александра Лукашенко к Армении, это вообще из области фантастики.
Единственный раз, когда эта тема обсуждалась в "полемическом ключе", это после высказывания Леонида Калашникова, председателя комитета Госдумы по делам СНГ, в середине февраля 2022 года. Однако это было сделано только как гипотетический вариант лучшего сценария для Армении, оказавшейся в плену политиков подобных Пашиняну.
Ну а дальше то что?
До слов Сергея Лаврова о возможном понижении уровня отношений между Москвой и Ереваном, тезисы озвучиваемые армянской тройкой могли еще выглядеть как необходимая расчистка информационно-пропагандистского поля для дрейфования Армении в сторону Запада.
По большому счету, и ратификация Римского статута МУС тоже не выглядела каким-то серьезным признаком выхода Армении из-под эгиды РФ, а скорее как месть Путину за невмешательство России в конфликт в Нагорном Карабахе. Да, честно говоря, повод упрекнуть Москву в бездействии есть. Ведь до начала CBO Москва вполне могла осуществить любую военную операцию на Южном Кавказе. Но делать этого не стала, исходя из соображений стратегического партнерства и соблюдения предварительных договоренностей об урегулировании Карабахской проблемы с Баку и Анкарой.
В любом случае становится ясно, что Ереван не только диверсифицирует внешнеполитическую линию и расширяет число партнеров в сфере безопасности, но и окончательно рвет все связи с Россией.
По большому счету, что бы набор был полным, Армении осталось лишь предпринять какие-нибудь шаги по линии торговли (ввести ограничения по ряду направлений). Для этого Пашиняну достаточно публично во всеуслышание заявить, что Армения готова нести убытки и ответственность за кризис в экономике, но по политическим мотивам вынужден присоединиться к санкциям против России. Причем не в плане финансового или банковского регулирования, так как формально они исполняют предписания большой семерки, а присоединиться к ним именно политически. Это станет последним кусочком пазла в уже сложившуюся картину разворота Армении в противоположную от РФ сторону.
Безусловно, можно конечно, привести ряд контраргументом, например жизненно важные экономические связи. Так, в 2022 году ВВП Армении вырос на 14,2% и главным драйвером роста стала сфера услуг (+28,2%) из-за всплеска спроса российских нерезидентов на туристические, информационные услуги, рост в сфере недвижимости, строительства и ремонта. В 2022 году в 2 раза увеличились денежные переводы в Армению, и составили рекордные 2,5 млрд долларов.
В прошлом году тенденции экономического роста демонстрировали аналогичные показатели. Армянский бизнес, набрав "жирка", может теперь его потихоньку спускать. Если уж на то пошло, то за последние 30 лет политический истеблишмент Армении далеко не впервые предпринимает радикальные действия.
К тому же не стоит забывать, что в Ереване уверены, что Кремль со своей стороны не станет чересчур затягивать республике гайки. Взаимодействие в любом случае сохранится. Внутри российской системы власти - от регионального до федерального уровня – множество проармянски настроенных чиновников, не говоря уже о функционерах в медиасреде и представителей армянской национальности по сути на всех этажах российской власти, которые сумеют наладить необходимые экономические контакты с Ереваном, чтобы ответные действия России против Армении мягко саботировать
Сегодня власть в Армении в руках поколения 80-х годов прошлого столетия. Подавляющее большинство из них никогда не сталкивались со сложностями выживания 90-х годов, а выходцы из армянских элит всегда вели сытую жизнь. Так что рискнуть они могут вполне.
Интересный момент - что спикер армянского парламента Симонян прошел пожалуй главную школу современного политического лидерства на постсоветском информпространстве - он состоял в одной из команд армянского КВН. А секретарь Совбеза Григорян в недалеком прошлом журналист и политолог.
Так что, персонажи в пашинянском пуле вполне талантливые комсомольцы, открытые к любым экспериментам. И если в конце 80-х националистические революции и развал Советского союза являлось делом рук творческой интеллигенции из республиканских НИИ (вспомните биографии Абульфаза Эльчибея, Левона Тер-Петросяна, и прочих), то "бархатные революции", госперевороты, разрыв постсоветских связей осуществляют ни кто иные, как комики, политологи и журналисты. Плоды их деятельности мы можем наблюдать на примере Укpaины.
Мы в Telegram
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и оставляйте свои комментарии.
Также читайте на нашем канале: