Мы продолжаем серию интервью с российскими художниками, финалистами и полуфиналистами всероссийского фестиваля «Время, вперед!», чьи работы были представлены в рамках групповой выставки «Искусство труда» в Западном крыле Новой Третьяковки в разные годы работы Фестиваля. Интересная беседа получилась с художником Натальей Фокиной.
Наталья, расскажите немного о себе. Есть ли в вашей семье творческие люди?
Я родилась в Рязани. Этот уютный и романтичный город является моей малой Родиной. Здесь нет бешеного ритма мегаполиса, но и провинциальной уездной губернией сложно назвать, скорее это синергия русского национального колорита и современного представления о городе будущего. Там я получила классическое девичье образование: сначала гимназия с изучением иностранных языков, а потом Педагогический университет. Однако судьба преподнесла мне неожиданный подарок - знакомство с Москвой. Подружились мы далеко не сразу, понадобилось время, чтобы понять и принять друг друга. Сейчас же это абсолютная взаимная любовь! На данный момент своей жизни, я могу с уверенностью сказать, что наслаждаюсь каждым днем, проведенным в бурном водовороте событий нашей столицы. Здесь стоит протянуть руку навстречу безграничному миру возможностей и перспектив и получить бесценный творческий и жизненный опыт.
На самом деле очень важно определить понятие «творческого человека». Кто он? Как проявляется или оценивается? Если вы ждете ответа с перечислениями регалий моей семьи, то это не про нас. А если говорить о творческом самовыражении, то мое окружение – это поистине кладезь талантов и источников вдохновения. Моя родная сестра ищет себя в мире поэзии, есть сборники стихов ее авторства. Мама сегодня увлечена интерьерным декором. Она создает новогодние композиции и букеты из бумажных цветов. Папа всерьез экспериментирует в сфере кулинарии и балует всех удивительными блюдами, рецепты которых находит в интернете и модернизирует под собственный вкус. Ландшафтный дизайн – это наша объединяющая история, всей семьей мы ухаживаем за цветниками и розариями в загородном доме. Мои дети живут в абсолютной художественной вседозволенности. Они растут в среде полной творческой свободы: перекраска мебели на свой вкус, изготовление антистрессов, написание картин акрилом или оригинальная упаковка подарков друзьям, при этом, не ограничиваясь красками и пластилином, в ход идет все, что есть под рукой. Поэтому, да, я могу с абсолютной уверенностью сказать, что мое близкое окружение – это союз талантливых и свободных на полет фантазии людей.
Были ли у вас персональные или групповые выставки?
Мое творчество нельзя ограничить конкретным направлением. Я не ставлю рамок в своем самовыражении и вдохновляюсь по большей степени идеями и проектами, которые приходят ко мне порой самым удивительным образом. В одной из анкет, которую я заполняла, в графе «род деятельности», я увидела очень точную формулировку, которая мне больше всего откликнулась – это «деятель искусств». Поэтому я принимаю участие в выставках, чей смысл и посыл мне близок по духу. Пару лет назад при работе над декором в одном из ресторанов, мне пришла в голову идея – создать коллекции коллажей из винтажных и антикварных открыток. И из этого проекта бонусом вышли 2 коллекции по 24 работы, которые экспонировались в галерее ЖК «Алые Паруса» и библиотеке №30/3, где можно увидеть антикварные и винтажные открытки, линогравюры, цинкотипии, оформленные в многослойном паспарту и минималистичных рамах в авторском стиле. Затем мне стало интересно попробовать создать коллажи с современными живописными и графическими работами. И так же, их я экспонировала в галерее ЖК «Алые Паруса». Недавно я пробовала себя в текстильном дизайне и участвовала в проекте «Культурный код РФ» в номинации «принт России», где моя работа попала на групповую выставку в Музей декоративно-прикладного искусства. В феврале 2024 года в Гостином дворе в Москве прошла выставка предметного дизайна ARTDOM, где, по моим эскизам и чертежам, компания SVOY Design представила керамический светильник-подвес. Планов по покорению выставочных пространств огромное количество, и я надеюсь, что в следующем интервью пополню список.
Как вы узнали о Фестивале «Время, вперёд!»? Чем вас привлекает тема труда?
Когда я училась в Британской Высшей Школе Дизайна, то нам рассказывали про разные пути реализации себя в безграничном мире креатива. Одним таким направлением было предложение выйти из зона комфорта и принять участие в самых различных тематических конкурсах. Через интернет я и наткнулась на фестиваль, прославляющий позитивное искусство и труд. Пройти мимо я никак не могла, ведь рабочие профессии окружали меня с детства. Моя мама проработала инженером 30 лет, а папа до сих пор является «производственником» во всех смыслах, родственники из Липецка уже второе поколение трудятся на Новолипецком металлургическом комбинате. Да и меня эта стезя не обошла стороной, в студенчестве я подрабатывала на заводе по производству счетчиков учета электрической энергии. Так что я прекрасно понимаю, что значит «культура труда», которая незаметна для обывателя, и как сложно порой донести до общества ее значимость.
Для меня участие в пятом сезоне фестиваля «Время, вперед!» было дебютным. Прежде все мои работы так или иначе касались сферы дизайна интерьера, ведь по основному виду деятельности я декоратор. А тут задача стояла в представлении произведения искусства. Окончательное решение было принято, когда я увидела номинацию «инсталляция». Ведь именно она больше не про техническое мастерство автора, а про представленный художественный и идейный образ. Моя верность черному цвету и блестящему металлу сошлись воедино с концепцией фестиваля, когда я искала референсы и вдохновение в профессии сталевара. Так и появился мой арт-объект «Ими закалялась сталь», который я нежно люблю как первенца в своем абстрактном творчестве.
Ваш любимый музей, где находится и чем запомнился?
Я живу в Москве уже давно и искренне люблю этот город. Мне импонирует его историческая архитектура, многогранная история и открытость современным тенденциям и трендам. Именно здесь я познакомилась с искусством нового времени. Одним из любимых мест является Музей русского импрессионизма. Мне безумно нравится его концепция и идеальная реализация проектов. Абсолютно современное здание, удовлетворяющее всем новейшим технологиям содержания и экспонирования, адаптивность под разные возможности и особенности человека, многообразие сопроводительных программ, доброжелательные и квалифицированные экскурсоводы… и, конечно, максимально содержательные и оригинальные выставки. Каждая отвечает заявленной теме, раскрываясь по-настоящему в новом свете даже для искушенных искусствоведов, а техническая и концептуальная сторона вызывает неподдельное уважение. Тему становления авангарда считаю одной из самых важных в истории искусств. Почему все изменилось? Какие новые способы самовыражения появились? Кто это все придумал? И как такое могло прийти в голову и зачем? Каждое посещение этого музея и участие в его жизни и переосмыслении наследия мастеров, творивших чуть более 100 лет назад, приоткрывает завесу этих тайн и отвечает на часть моих вопросов.
Ваше место силы? Расскажите о трех таких в любом городе мира.
Если в этом вопросе приравнять место силы к месту вдохновения, то могу с уверенностью считать этим местом свою деревню. Это родовой дом моего папы, в котором я проводила каждое лето с детства, и продолжаю эту традицию уже со своими детьми. Моя деревня - это воспоминания о бабушке и моем первом опыте ведения сельского хозяйства. У нас был скотный двор, где был теленок, свиньи и куры, и все они требовали разного ухода, но это приучило меня к ответственности и понимании, что любое дело нужно доводить до конца и не бросать на полпути что-либо, будь то животное или безумная идея создать светильник в виде гороха. Мое лето было абсолютно классическим для того времени: за грибами ходили в лес, а за луговой земляникой - на поле, чтобы искупаться шли пешком на речку или неслись на велосипедах на озеро. Потом наш дом стал расти вместе с нашей семьей, и вот сейчас наши дети все также бегут за земляникой на луг и ходят кормить кур, а мама с папой обсуждают, где посадить помидоры, а где коллекционные лилейники. В августе мы все вместе собираем урожай и, благодаря папиным идеям, консервируем овощи по новым рецептам. Это место – оплот стабильности и спокойствия. Здесь все знакомо, и меняется вместе с тобой одновременно. Именно здесь, в окутанной уютом и воспоминаниями, загораются первые робкие идеи и мечты, которые с любовью и заботой превращаются в нечто прекрасное и душевное, родное. Еще одним источником энергии для меня является беговая дорожка. Это довольно странное и необычное сочетание, ведь обычно люди пишут про места силы где-то в горах или около моря, но уговорить себя написать про «модное» место я не смогла. А беговая дорожка – это драйв. Отвлекаясь на монотонные движения тела, я максимально концентрируюсь на своем внутреннем состоянии. Во время бега я понимаю, что мне нужно сделать и как. Порой чем безумнее идея, тем быстрее бег, но здесь важно уловить и не отпускать этот переломный момент, когда отключается разум и открывается внутренний мир творческого хаоса, из которого нужно выбрать или даже выловить тот самый образ, который послужит реперной точкой для будущего проекта. В принципе, все мое творчество и строится на этом несовместимом, на первый взгляд, балансе драйва и умиротворенности. Можно назвать это «эмоциональными качелями», но мне определенно нравится этот аттракцион.
Расскажите о вашей самой любимой работе.
Очень сложно отметить самую любимую работу. Они все мои обожаемые «детки», ведь если я что-то создаю, то вкладываю свою душу и любовь в свое творение. Я бы хотела рассказать о моей первой авторской работе, которая стала для меня, наверное даже судьбоносной. Моя любимая техника – это коллаж, причем объемный, причем фактурный, причем цветной. Первый замысел об авторской работе нашел меня в городе Сочи, куда мы с семьей по традиции приезжаем на новогодние праздники. Прогуливаясь по улицам, мы набрели на арт-галерею «Ренуар», где были представлены продукции местных мастеров. Можно было потеряться в ярких натюрмортах и морских пейзажах просто гигантских размеров, но меня привлекла сувенирная продукция: 4 прямоугольных магнитика, с написанными на них акрилом миниатюрами на пвх панели. Они покорили мое сердце своей оригинальностью и красочностью. С ними вместе мы вернулись в Москву ждать своего звездного часа. После череды мастер-классов и окончания учебы я решилась на свой первый авторский эксперимент по оформлению. И получился триптих: 3 коробочки 20х20см, выкрашенные в черный, синий и оранжевый цвета, с композициями из живописи, да-да тех самых магнитов, дополненных керамической мозаикой, стеклом и деревянными шариками. Это некая ода конструктивизму, но с ярким акцентом на академический рисунок. Это получилось настолько необычно и смело для меня, что еще несколько месяцев я не решалась презентовать эти работы. Недавно я их выставила в рамках своей новой коллекции авторского оформления современных акварелей, живописи и графики.
Фестиваль «Время, вперёд!» начал свою работу в 2018 году. Его идеологом стал промышленник, общественный деятель, совладелец завода Ростсельмаш Константин Бабкин. Главная цель проекта - расширить представление аудитории о том, что такое труд, обратить внимание зрителя на жизнь, быт и окружение простого рабочего человека. В конце каждого сезона организаторы Фестиваля проводят выставку «Искусство труда», куда входят работы финалистов и полуфиналистов конкурса среди художников, профессионалов и любителей, со всей страны.
До 31 августа 2024 года открыт прием заявок от художников и скульпторов на участие в 6 сезоне Фестиваля!