Полина пилила ноготочки очередной клиентке. Женщины беседовали, Полину то и дело отвлекал мобильник, вибрируя в ящике стола, не отрывалась от работы она поглядывала вниз – хотелось выключить телефон совсем.
- Полина, возьмите телефон, - обратилась к ней посетительница, - я бы уже не выдержала, ответила.
- Скорее всего сын. Он всегда очень настойчив, когда ему нужны деньги.
- Ох уж эти дети! Детки сейчас такие, - усмехнулась женщина с тонкими кистями, дама лет 40-ка. – Жду не дождусь, когда дочка замуж выйдет, или на работу, а то только: дай, дай, дай! Она у меня студентка – очница.
- Моему 16, школьник. Дочери 12.
- Ну, пока школьники много не надо. На телефон, на ерунду разную в магазине, на шоколадки для девчонок, - в сладостном томлении женщина, напротив, задумалась, наверное, себя вспомнила в школьные годы.
- Если бы… - почти простонала Полина.
Их разговор прервал звонок. Телефон мастера разрывался в ящике.
- Извините, - обратилась она к клиентке.
- Ничего, ничего, я всё понимаю.
- Да, Артём, что ты хотел? Я на работе… Нет, Артём, тебе отец пред отъездом положил на карту достаточно денег!
Полина нервничала, казалось, хотела накричать на звонящего.
- Я сказала, нет! Хватит! На дорогу и на обеды у тебя есть. Не звони мне у меня клиентки, - она отключилась и поставила телефон в режим «полёта».
Полина работает в ногтевом сервисе 12 лет. Два года работала в салоне, потом открыла свой кабинет. Многих клиенток знает не первый год, её записная книжка расписана сначала месяца и до последних чисел, не всегда удаётся хотя бы один выходной в неделю себе выделить, обязательно кому-нибудь срочно надо сделать коррекцию или наращивание.
Работа ей нравилась, она всегда имела стабильный доход выше среднего, но уставала. Часто жаловалась, что у неё уже горб вырос от работы. Муж занимается перевозками, на жизнь и на семью хватает. Обычная среднестатистическая семья.
Но в последнее время вопрос денег стал раздражать Полину, особенно отношение старшего сына к ним. Сегодняшнее утро не исключение, очень расстроилась после его телефонного звонка, но с клиенткой больше не говорила на эту тему, зачем чужому человеку её проблемы. А вот с мужем опять придётся поговорить вечером – каждый день дай, дай, 500 -1000 рублей! На кино, в кофейне посидеть с пацанами, девочек угостить.
Подруг у сына всегда было много, долго с одной не задерживался. Чем старше становился, тем не серьёзнее относился к девочкам и отношениям в целом, но красовался перед каждой обожал: кино, кафе или фастфуд, прогулки по торговому центру с подарочками в виде мягких игрушек, выход в город с аттракционами в парке и прочей ерундой, в неделю уходило немало. Деньги сыну давал папа, когда не хватало Артём звонил маме. И если пару лет назад её умиляла общительность сына, она восхищалась его харизмой в кругу одноклассниц, то сейчас она злилась от его звонков и бесконечных просьб: мам дай денег.
****
- Артём опять сегодня денег просил, - жаловалась Полина мужу вечером.
Дочка пришла со школы и сразу села за уроки, сын ещё на тренировке по волейболу.
- И что такого?
- Виталь, ты перевёл ему на карту в начале недели 5000, сегодня четверг? По-твоему, это нормально? Я столько не трачу, сколько он.
- Он пацан, ему хочется перед девчонками покрасоваться, - удивлялся жене Виталик, - что такого?
- Да ничего хорошего! Ты давал ему денег на подарок для девушки перед Новым годом?
- Да.
- Ничего так себе подарочки для девочки в 15 лет - золотое колечко!
- Ну и что?
- Ничего. Сейчас он встречается с другой девочкой, ей тоже кольцо купим? Нежирно чужих девочек в золото одевать в таком возрасте?
- В каком, Полин? Нормально всё будет! Он подросток, ему хочется пофрантить перед девками. Он всё время среди девчат, даже в команде по волейболу большая часть девчата, - разводил он руками Виталик, - что ему шарахаться от них? Он у нас парень видный – спортсмен, всегда выглядел постарше, так что немудрено.
- А в институте он что будет девочкам дарить, чтобы произвести впечатление? И за чей счёт?
- Поль, ты сгущаешь краски, я тоже был молод…
- Ты с шестнадцати лет работал! – припомнила ему жена, - я после первого курса тоже пошла работать, в декрете завязалась с ногтями и по сей день не разгибая спины за столом, как у станка. Мы не сидели на шее у родителей.
- Полин, если у нас есть возможность, почему нет? Пусть погуляет парень пока молодой.
Для Виталика всё шуточки, в какой-то степени он гордился сыном, по себе помнил, как важно произвести впечатление на девушку, а то что меняются они у сына одна за другой, тоже ни о чём плохом не говорит. Артём подросток, что ему жениться на каждой? Он парень модный, с чувством юмора, компанейский, почему его должны шарахаться?
Артём давно потерял границы, по маминому мнению. В начале учебного года отец купил ему телефон последней модели – авансом! Чтобы нормально отучился, сдал ЕГЭ. Виталик ни на минуту не сомневался в старшем сыне. Но поговорить с Артёмом отцу пришлось, жена заставила. Разговор был следующим:
- Тёмыч, ты совсем?
- Что пап?
- Скромнее будь. Разгулялся! - подкалывал его отец.
- Я только хотел Виолетте на сумочку денег дать, там всего 1500 ₽ Мне из своих надо было отдать? Мы с пацанами в субботу хотели в игровой клуб пойти, мне не хватит.
- Ты совсем, что ли? – повторил отец и постучал пальцем по виску. – Матери, зачем об этом говорить? И да! Если решил девчонке сделать подарок, делай из своих карманных.
- Пап ты чё? Что такое 1500? Фигня! – щёлкнул он пальцами.
- Слова подбирай! Мама за эти деньги два часа над чужими руками колдует, шея отваливается! А мне…
- Тебе это ничего не стоит! Слушай, меня на день рождения пригласили на следующей неделе, хочу колечко подарить, - заговорщически тихо делился планами сынок, - недорогое, тоненькое совсем, серебряное. Она просто подружка.
- Артём! – отец выдал ему хорошего подзатыльника, но Артём не сдавался, в очередной раз обещал, это в последний раз. – Сколько? – спросил Виталий, тихонечко, выглядывая в другую комнату.
- Не знаю, около семи, наверное.
Папа выдал ему второй подзатыльник, но денег отсчитал: 5000 р.
- Это в последний раз!
- Конечно, пап! – обрадовался Артём и хотел уже уйти в свою комнату, но остановился, - пап, а 1500 дашь?
Этот рассказ тоже будет озвучен на моём канале с подкастами и аудиорассказами, заходите в гости, слушайте, подписывайтесь, чтобы не потерять ✔
- Пошёл вон! – стараясь казаться строгим, выругался отец, но Артёма это только позабавило.
Полина отрывками слышала их разговор и в спальне муж и жена поссорились. Во-первых, папа остался молодцом, а мама злой ведьмой, во-вторых, Артём опять получил желаемое. Виталик не видел в этом ничего такого, для него это незначительная сумма, не каждый же месяц сын ходит на дни рождения.
Но в конце учебного года Виолетта сменилась на Таню, на летних каникулах перед вузом появилась Инна. Ей на мобильник не хватило. Артём просил у родителей – не дали, «мама в позу встала», а он уже пообещал, пришлось выкручиваться щедрому за чужой счёт мальчишке.
Полина боялась даже представить, что будет дальше. Сколько денег им придётся закладывать в семейный бюджет на кино, цветы, кафе и подарки для девушек сына.
- Ты понимаешь, он никогда не станет самостоятельным?! – ругалась она, когда Артём в обход неё стал просить денег у отца на прощальный подарок для Инны. – А у нас ещё дочь.
- Да, нормально всё будет! Учиться уедет, встанет на жёсткий лимит, сразу сообразит, что делать.
- Не сообразит! Думаешь, он сможет? Для него твой лимит не деньги!
- Перестань, Полин. Не надо из него совсем никчёмного делать. В конце концом у него перед глазами два таких примера, - намекал он себя и её, - со временем голова включится.
Но студенческая жизнь совсем размотала мальчишку. Родители его одевали, обували, перелёт оплачивали, деньги на телефон, на карту переводили еженедельно, но ему не хватало. Артём уже не просил у отца, требовал!
- Ну, тогда мне придётся бросить учёбу, чтобы зарабатывать на жизнь! – шантажировал он по телефону, и папа вёлся. Родители мечтали, чтобы сын получил достойное образование, для этого и вкалывали по 6 дней в неделю.
И Артём получал, что просил.
В конце третьего курса привёз домой девочку, сообщил, что женится. Молодые выкатили родителям план и бюджет на свадебный банкет, не забыли упомянуть про их подарок, но тут они немного разошлись, видимо, не посоветовались заранее. Артём намекал на машину, его невеста на квартиру.
- Хотя бы однокомнатную, - без зазрения совести смотрела она на будущих свёкров.
У Полины слов не нашлось ответить, Виталик офигел в прямом смысле.
- Ну, что доволен? Вот оно, твоё воспитание! – ругались родители в спальне, - а у нас ещё Варенька. С ней как быть? Отправим работать после школы? Сами будем вкалывать на молодых?
- Да уж… - задумчиво сказал Виталик.
- "Да нормально всё будет!" - повторила она его слова. - Что ты нервничаешь так? Он же исправится, перерастёт, повзрослеет, начнёт понимать. А что он понял? Да ни черта! Теперь мы не только ему должны, но и его невесте обязаны. А всё начиналось с букетиков и колечек!
- Я поговорю с ним.
- Удачи, - чуть не плача махнула рукой жена.
Но разговор с сыном ни к чему не привёл.
- Не пап, институт я не брошу! Осталось два года. Света беременна, она тоже не сможет работать, ей бы курс этот окончить.
- На каком курсе? На бюджете?
- Нет, на платном, на втором.
- Т.е. нам потом и учёбу ей оплачивать?
- Да нет, - очень сомневаясь, сказал Артём, - её родители будут.
- А вы что будете делать? Ели вам всё родители должны?
- Да, нормально всё будет, - уговаривал его сын, в своей весёлой манере, для него 300 тыс. на свадьбу — мелочи. – На свадьбу же, не на Мальдивы, - усмехнулся он.
- Артём! – повысил голос отец, но Артёму всё равно.
Свадьбу, конечно, сыграли, квартиру или машину дарить не стали.
Чтобы молодые не жили с ними, оплачивали съёмную квартиру в городе, где учился сын. Расходы урезали. Полина полностью занялась дочерью, оставив молодую семью на попечение мужа. Виталик злился, бесился, кричал по телефону на сына, обещал приехать и голову ему оторвать за их глупую расточительность: то носки Артём купил за 1.5 тыс., то новый гаджет Свете – дома скучно сидеть с ребёнком, надо интерактивную колонку купить! Погулять они любили, в кафе сходить, город большой, красивый, почему нет?
После рождения внука стало только хуже, молодые родители, особенно Светлана считала, для счастливого детства ребёнку необходимо абсолютно всё, что она видит в интернете, в рекламах из родительских групп! Виталий и Полина не успевали открывать банковское приложение, чтобы сделать перевод детям.
Папа ждал только одного – диплома!
- Закончится учёба, дальше пусть сам! – думал он, - помогать и содержать полностью, это разные вещи!
Об этом же он постоянно говорил сыну.
- Да пап! Конечно, пап. Я и сам хочу поскорее выйти на работу, надоело постоянно просить.
- А вот это по-мужски! – хвалил его отец.
- Пап, переведи пятнашку, Света хочет Сашу на плавание для младенцев возить.
- Бл…. Артём! Вы в своём уме?! Ребёнку пяти месяцев нет.
- Пап, ей педиатр посоветовал, - Артём не уточнил, что педиатр не участковый, а ведущий телепрограммы на одном из телеканалов.
Естественно, дед перевёл деньги.
- Варя на бюджет поступила! В наш Гуманитарный. Лотом в вожатые записалась, – радовалась мама.
- Несерьёзно это как-то… - задумчиво отвечал Виталик.
- Что именно?
- Наш Гуманитарный, разве это вуз? Мне кажется, она боится оторваться от нас, самостоятельной жизни. Объясни ей, мы поможем.
- Она и без нас справится! Что толку в "самостоятельной жизни" Артёма? Полностью на нашей шее сидят.
- За это не переживай! Он давно хочет на работу, говорит, стыдно просить.
- Ему стыдно? – посмеялась мама.
- Всё! Диплом получит и в добрый путь, как говорится!
Оба родителя очень на это надеялись. Для стимула папа перестал оплачивать квартиру в другом городе, как только Артём завершил обучение. Вскоре сын с супругой и сыном приехали к ним.
- Пап, а я не могу найти работу вот так, - щёлкнул он пальцами, - по щелчку! Всем опыт подавай. Ты такой умный – квартиру нам перестал оплачивать? Даже если я устроюсь на первую работу, нам не хватит на квартиру, на жизнь. Поживём у вас пока.
В итоге работу Артём так и не нашёл. Не хотел он работать с высшим образованием за 30 тысяч. С отцом тоже не получилось, сын мечтал руководить, в кабинете сидеть, а папа его чуть ли не в грузчики определил. Так что бедный Артём не знал, что делать. Сидел дома, изучал инвестиции, мечтал стать брокером, несколько месяцев назад открыл демосчёт, а вот на настоящий, чтобы начать инвестировать и играть на бирже не мог – папа денег не даёт, на уговоры не ведётся, хотя там надо "всего тысяч 50, лучше 100", «чтобы сразу куш сорвать!»
Света с ребёнком дома, в три года Сашеньке рано ходить в детский сад, он ещё к горшку полностью не приучен, болеть много будет, иммунитет ослабнет.
Так и продолжают родители вкалывать на детей… На сына и его семью. Полина боится даже подумать, что будет если Света второй раз забеременеет.
Артём часто ругается с ними, упрекает, что сестре они дают деньги, а его урезают. Папа не раз указывал им на дверь, от сына требовал, чтобы он хоть куда-то устроился работать. Но у него не получалось из дома это сделать. Денег молодым родителям давали только на ребёнка, остальное Света просила у своих по телефону, слёзно жалуясь на свёкров. Артём успокаивал её, пытался объяснить, чтобы и она на него всех собак не спускала:
- Это потому, что у них ещё Варя на шее. Мама всегда на неё молилась, а я для неё так...
Все у родителей и молодых виноваты, кроме них самих.
Конец______________
Спасибо, что нашли время. Рада видеть вас в своём тлеграм или в ОК