Эти принципы состоят из трёх исходных элементов:
1. Работа на опережение. Прогнозирование проблем и отслеживание их на ранних стадиях позволит не сталкиваться с ними вовсе, тратить на их решение намного меньше ресурсов
2. Направление ресурсов и лучших кадров для решения самых острых, насущных, безотлагательных проблем. Первоочередное решение проблем в самых отстающих регионах и странах
3. Работа с причинами, а не следствиями. То есть для любой проблемы важно правильно поставить «диагноз» и решать её через устранение «возбудителя», а не «симптомов».
Может показаться, что такой принцип «помощь слабейшим сильнейшими средствами» – это чистой воды благотворительность, но в его основе лежит вполне прагматичная логика.
Эта логика базируется на следующих соображениях:
Соображение первое – «где тонко, там и рвётся». Общая прочность любой цепи или системы определяется прочностью её самого слабого звена. Как правило, отстающие регионы являются «источником повышенной опасности» и кризисов не только для себя, но и для окружающих, начиная с проблем миграции, наркотрафика, пиратства, гражданских и других конфликтов. Хуже всего, когда такие проблемные регионы становятся ареной столкновения интересов внешних крупных игроков. Тогда конфликты становятся опосредованными и могут разрастись, вскипая вплоть до мировой войны. Соответственно, для повышения «прочности», необходимо устранять перекосы и разрешать противоречия.
Соображение второе – «хорошо там, где нас нет». Неравномерность мирового развития и, соответственно, распределения ресурсов, создаёт напряжённость и отток населения из проблемного региона к более развитым соседям, усугубляя проблемы и там и тут. Единственное решение, которое удовлетворяет всем критериям и позволит развиваться – устранение причины возникновения проблем, а именно неравномерности распределения ресурсов.
Соображение третье – «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Проблемные регионы, являясь источником напряжённости, постоянно требуют ресурсов на «поддержание штанов» и «тушение пожаров», что является неэффективным их расходованием. Гораздо эффективнее будет направить ресурсы на развитие этих точек, «поставить на ноги» экономику, создать местные рабочие места, отобрать и воспитать кадры. На выходе из проблемной зоны получится стабильная самоподдерживающаяся сущность. Это потребует очень вдумчивой, кропотливой и системной долговременной работы, но окупится сторицей.
С самими регионами разобрались. Если люди будут обеспечены базовыми благами (еда, вода, кров, работа, образование, инфраструктура), то у них будет ниже тяга к насилию и продуктивность повысится и смертность упадёт и излишняя рождаемость, испарится желание уехать.
Для крупных внешних игроков устранение диспропорций развития проблемных регионов также выгодно, т.к. позволяет решить сразу несколько проблем:
1. Неконтролируемая миграция
2. Борьба с последствиями кризисов (пиратство, ИГИЛ и прочее)
3. Постоянное выделение ресурсов на гуманитарные цели
4. Создание новых платёжеспособных рынков сбыта
5. Не нужно опасаться, что другие «большие мальчики» силой захватят данный регион, тут можно конкурировать цивилизованно, здесь есть закон и порядок
Словом, развивая проблемные регионы, мы превращаем их в «чемоданы с ручкой и на колёсиках», которые, к тому же, ездят сами, их не нужно нести или толкать.