Найти тему

Активное слушание. Как повысить доверие ребенка?

Оглавление
«Слышать - различать, воспринимать что-то» (Ожегов)
«Слышать - различать, воспринимать что-то» (Ожегов)

Слышать и слушать - различные понятия.

Слушание бывает пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное).

Безмолвное слушание - минимизация ответных реакций ("Да, да", "Я тебя слушаю"), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.

Активное слушание — это способность внимательно слушать собеседника и воспринимать информацию, сосредотачиваясь на содержании и контексте высказывания.

Почему важно активное слушание для ребенка?

Демонстрируя именно его, родитель дает понять ребенку, что ему очень важно, что происходит с ним, о чем он думает, что чувствует. У ребенка возникает ощущение значимости и принятия со стороны самых близких ему людей.

Активное слушание создает отношения теплоты; родители легче могут понять и принять позицию ребенка, что позволяет найти оптимальное решение проблем. У детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Поввышается степень доверия, как следствие есть фундамент для воспитания самоконтроля и ответственности.

Приемы активного слушания:

1) Пересказ

Содержание: Изложение своими словами того, что сказал собеседник. Родитель помогает разобраться в собственных мыслях и чувствах ребенку.

("Я тебя слышу, слушаю и понимаю").

Ключевые слова:

  • "Ты говоришь …",
  • "Как я понимаю …",
  • "Другими словами, ты считаешь"

2) Уточнение

Содержание: Уточнение направлено на конкретизацию и выяснение чего-либо. Родитель более четко видит ситуацию и помогает это сделать родителю. ("Я хочу узнать подробнее, что, где, как и когда").

Ключевые слова:

  • "Ты сказал, что это происходит давно. Как давно? "
  • "Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?"
  • "Может, ты расскажешь об этом поподробнее?"

3) Отражение чувств

Содержание: проговаривание чувств, которые испытывает человек. Дети меньше начинают бояться негативных чувств, видят, что родители понимают их. Повышается желание другого человека рассказать о себе.

Ключевые слова:

  • "Вероятно, ты чувствуешь …",
  • "Мне кажется ты обижен".

4) Проговаривание подтекста

Содержание: Проговаривание того, о чем хотел сказать ребенок, дальнейшее развитие мыслей. Увеличивается взаимопонимание. Проговаривание не должно превращаться в оценивание. (Фраза "Мама, а ты не заметила, какую уборку я сделала сегодня?") Варианты подтекста: "Ты бы меня отпустила в кино?!"."Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти в поход с друзьями".

Ключевые слова:

  • Ты хотела бы, чтобы я разрешила тебе пойти в кино?

5) Резюмирование

Содержание:подведение итогов, обобщение всего разговора.

Ключевые слова:

  • "Итак, мы договорились".
  • "Главное, о чем ты хотел сказать …".
-2

💖 Благодарю Вас, за время, уделенное прочтению моей статьи до конца.

Подписывайтесь на мой канал на dzen.ru , где Вы можете найти еще больше интересных статей на тему психологии семьи, воспитания и развития.

Также вы можете меня найти в Telegram https://t.me/Drujnaya_7ya и в VK https://vk.com/club222451120