Предисловие
У вас в руках руководство, содержащее методические рекомендации тем, кто хочет освоить комплекс китайской гимнастики "тайцзи гунь". В нем 36 движений, каждое имеет свое название, и 24 основных приема обращения с шестом( палкой), этим вполне незамысловатым и всем знакомым предметом. В данном случае, оказавшись в умелых руках, шест служит средством для укрепления здоровья, а в необходимых случаях и средством самозащиты. В целях агрессии его применения мы никак одобрить не можем, тем более, что это и не предусмотрено изначальными постулатами ушу.
"Тайцзи гунь" - сравнительно молодой комплекс. Но его предшественники - системы древнекитайских, таких как тайцзицюань, тайцзи цзянь
(работа с мечом), тайцзи дао (с саблей),тайцзи цян( с копьем). Поколения китайских мастеров, разрабатывавших систему работы с шестом, с самого начала подметили, что преимущества его, как вида оружия ( опять - таки повторяем: в защиту добрых целей!) очевидны. Здесь есть возможность наносить "сметающие" удары, охватывающих сразу большую площадь боя. Если, считали древние, копьем наносится удар колющий и величиной с точки, то шест "работает" всей своей длиной. Тем не менее, шест оказывается в роли потомка копья и многие приемы здесь сходны.
И эти, и другие сведения из области ушу удалось конкретизировать и углубить, побывав в Китае в составе небольшой группы специалистов из Научно- практического центра нетрадиционных методов оздоровления при ЦНИИ "Спорт" Госкомспорта СССР, командированных осенью 1989 года в Пекинскую академию ушу.
....Не забыть столичный парк фиолетового бамбука: зелень, стройная пагота за нею, тихое озеро с лотосами. Мы наблюдаем за нашим учителем, старым китайским мастером Чжоу И, который сосредоточенно выполняет плавные движения комплекса У. Можно быть уверенным, что мало кто в мире делает это также искусно, как он. Мы повторяем движения, он тактично делает замечания.
Потом двадцатилетняя внучка его показывает комплекс с мечом, будто разрубает чистый воздух на причудливые ломти...
Наконец, юноша - непалец демонстрирует " комплекс обезьяны". Самая ловкая обезьяна так, наверное, не сумела бы....
И работает наша видеокамера - мы учимся.
Через месяц пришло время экзаменов.
За длинным столом, покрытым шелковой скатертью, сидела строгая комиссия. Каждый из нас демострировал то, чему научился.
Громче всех за нас почему-то болели итальянцы. Может быть потому, что один из них на экзамене провалился и вынужден пересдавать?
Волнуясь, ждем оценок. Какая радость! Мы прошли с первого раза!
....Торжественно убранный зал. По одному вызывают нас на сцену и вручают дипломы. Впервые их получают специалисты из СССР.
Документ дает право под сенью авторитета Пекинской академии ушу занятия самостоятельно.
Многофункциональная система укрепления духа и тела - ушу зародилась в Китае в период раннего феодализма и, совершенствуясь в
в течение столетий, приобрела сегодняшний вид. В древней книге "Гуань цзы". Ци фа" описаны традиционные весенние и осенние ристалища, собиравшие сильных и ловких со всей Поднебесной." Их прыжки - будто полеты птиц, движения - сверкающие молнии, а удары сыплются щедрым дождем.....
Трудно сказать, кто первый, трудно сказать, кто последний"....
Подмечено точно. Занимающиеся ушу выигрывают всегда - они выигрывают здоровье.
Каждый из нас, направлявшихся в Китай, не был новичком в своем деле, но конечно, волновался: шутка ли, оказаться в альма матер" ушу, в академии,
ректор который Сю Цай - президент междкнародной федерации. Как -то там нас встретят, не ударим ли в грязь лицом?.
Кафедра подготовки иностранцев была организована в Академии недавно. Мы оказались в числе первых двадцать человек, приехавших из Мексики,. Тайваня, Чехословакии, Макао, Румынии, Италии, Непала. Во главе кафедры - знаменитый тренер У Бинь. Именно он воспитал выдающегося мастера, многократного абсолютного чемпиона Китая Ли Лянцзе, которого советские телезрители видели в фильме " Шаолиньский монастырь" в главной роли. Сейчас Ли Лянцзе по контракту работает в США. Нашими занятиями руководили также чемпион КНР Сю Сяндун, мастера Чжан Чжен, Чен Гожун.
Методический уровень занятий можно оценить как высочайший. Первая тренировка начиналась в 6:30 утра и продолжалась час.
Вторая была двухчасовой: с 9:00 до 11:00. Наконец, третья длилась два с половиной часа: от 14:30 до 17:00
И так ежедневно.
Несмотря на комфортные условия спорткомплекса, удобства отеля "Веймин",расположенных в западной части китайской столицы,
восстановление проходило с трудом, особенно в первые дни. Никто из нас и до этого не страдал излишками веса, но здесь мы
потеряли по несколько килограммов каждый. Тем не менее, ни одна тренировка не была пропущена, что, как выяснилось, очень понравилось нашим наставникам.
Вечерами после ужина мы слушали лекции, просматривали видеофильмы, обсуждали уроки. Обстановка в "разноплеменной" группе сложилась добрая.
Трудно приходилось всем, но все были воодушевлены и помагали друг другу.
Пекинская академия ушу, организованная при Госкомспорте КНР на принципах хозрасчета, ведет немалую и научно - исследовательскую
работу. Для нас, советских представителей, это было не менее интересно, чем сугубо методическая и спортивная сторона дела.
Мы приехали со всей научной аппаратурой и провели ряд исследований в области воздействия ушу на сердечно - сосудистую систему.
Полученные результаты включены в комплекс изысканий, проводимых нашим Центром в Москве по излучению влияния ушу на совершенствование дыхательной, иммунной и других систем. В этом смысле полезным было знакомство с работой китайского госпиталя, где заболевания опорно-двигательного аппарата лечат методами ушу и цигун.
Приведу некоторые данные, полученные нами с использованием пульсотакометра "Спорт-Тестер" фирмы Полар - Электро (Финляндия.
Первое занятие, включающее общеразвивающие упражнения, бег, упражнения на гибкость и повторение основных комплексов, как правило, характеризовалось невысокой интенсивностью. Средняя частота сердечных сокращений составляла в нем 80 ударов в минуту и изменялась в пределах от 61 до 125 ударов в минуту.
Разминка как во второй, так и в третьей тренировках была достаточно интенсивной, поскольку включала большое количество маховых движений и прыжков. Она проходила при среднем пульсе 104 удара минута.
Вариант подготовительной части, построенный только на элементах тайзицюань, проходил при средней частоте сердечных сокращений 71 ударов в минуту, изменяясь от 60 до 78 ударов в минуту.
Основная часть занятий была различной по интенсивности в зависимости от специализации - внутреннего или внешнего стилей.
При выполнении внешних стилей ушу средняя ЧСС составляла 120 ударов минуту при изменениях от 85-159 ударов минуту. В занятиях внутренними стилями соответственно - 94 ударов минуту при изменении от 63 до 105 ударов минуту.
Заключительная часть, включающая упражнения на расслабление, массаж и самомассаж проходила при среднем пульсе 86 ударов минуту с изменением в пределах 63-111 ударов минуту.
Из приведенных данных видно, что комплексы внешних стилей выполняются преимущественно в аэробно-анаэробном режиме, что предъявляет
повышенные требования к сердечно-сосудистой системе занимающихся и позволяет говорить о совершенствовании ее возможностей в процессе
занятий этими видами ушу.
Занятие внутренними стилями проходят преимущественно в аэробном режиме и не требует высокой производительности сердечно-сосудистой
системы.
Однако, эти комплексы ушу имеют свою специфику, которая безусловно не может быть объективно зарегистрированна только с помощью
показателей ЧСС. Но даже если принимать во внимание только форму движений во внутренних стилях ушу, то можно заметить несомненный
эффект занятий для развития силы, статической выносливости, эластичности мышц нижних конечностей и тазового пояса.
Итак, сегодня в Китае ушу развивается по трем направлениям: оздоровительном, спортивном- показательном и прикладном. Отсюда и это условное деление на "внутренние " и "внешние" стили.
Внешние стили составляют основу спортивно-показательного направления и включают в себя самые различные комплексы.
На соревнованиях спортсмены соревнуются по программе многоборья: чанцюань, нан-цюань, прямой и широкий меч, тайцзицюань и, конечно, тайцзи гунь - с шестом - чрезвычайно эффектный в зрелищном отношении комплекс. Китайские виртуозы творят здесь поистине чудеса, вызывая восторг зрителей.
Мастерство спортсменов оценивается судьями по десятибальной шкале. Снижение оценок производится за показ на полного комплекса,
ошибки в начальных и заключительных формах движений. Высоко ценятся отточенная техника выполнения основных элементов, сила, координация,
четкий ритм, красота композиций, использование всего пространства площадки и особый дух исполнения - напористый и жизнерадостный, подчеркнутый выражением лица, уверенной манерой движений.
Надо сказать, что возникло из глубин философии даосизма и чаньбуддизма, ушу, будучи также системой гармонизации и самосовершенствования,
личности, оказались в сегодняшнем мире психо-информационных стрессов, еще и той социально- экологической нишей, в которой современный
человек ищет пути своей самореализации и средства адаптации в конфликте между личностью и обществом.
Во многих городах Китая существует множество различных центров, институтов и учреждений, где ведется работа по изучению и развитию всех форм ушу. Наиболее известные среди них - Пекинский институт изучения ушу (Академия ушу). Институт боевых искусств и медицинских исследований при китайской ассоциации исследований и развития традиционной медицины. Научно-исследовательский центр китайской традиционной медицины в г. Нанкине.
Исследования, проводимые в этих и других научно-исследовательских центрах, в том числе и за рубежом, показывают благотворное влияние оздоровительных
форм ушу на организм занимающихся. Причем, внутренние стили являются также видом физической культуры, где упражнения, гармонично сливаясь с психотехникой, развивают не только внешние формы тела, но одновременно и внутренние органы и системы организма, включая сферу психики.
Высокая степень концентрации внимания на диафрагмальном дыхании и движениях, выполняемым по сложным траекториям, приводят к выработке
гормонов - внутренних морфиноподобных веществ: эндорфинов и эндорфинов, которые являлись естественными для организма, способствуют увеличению положительного эмоционального заряда и настроения, ясности сознания и оптимизма, являются даже болеутоляющими.
Показательно, что в тех провинциях Китая, где наиболее массово практикуют ушу , количество заболеваний наркоманией крайне низко.
Важно, что ушу является многофункциональным видом физической культуры. Различными направлениями китайской гимнастики могут заниматься
все возрастные категории населения, выбирая для себя тот или иной стиль. В Китае считают, что для занятий внутренними стилями противопоказаний практически нет.
Что же касается детей, подросков , молодежи, то они, конечно, в массе своей предпочитают нанимаются боевыми искусствами. Это объяснимо, потому что естественно.
Движения во всех стилях ушу, даже в оздоровительных, носят боевую окраску, однако, чтобы занимающийся смог добиться высокого мастерства в искусстве самозащиты и нападения посредством гимнастики должны пройти многие годы. Но даже начальный этап безусловно помогает молодым людям не только развить различные качества, полезные для жизни, но и понизить, если не погасить совсем, тот уровень бессмысленной агрессии и психоэмоциональной
возбужденности, наличие которого в современой жизни поистине социальной проблемой.
Что же конкретно касается такого интереснейшего направления ушу как "тайцзи гунь", то особую привлекательность упражнений с шестом дает широкое раскрепощенное движений, изящество, большая амплитуда с использованием инерционных сил.
Не случайно именно этот комплекс снискал большую любовь любителей ушу самых различных возрастов.
Молодые люди выполняют движения энергично, темпераментно, напористо, через мастерство владения предметом, совершенствуя свою подвижность,
ловкость, обретая красоту тела. Люди же старшего возраста действуют, как правило, неторопливо, плавно и мягко, памятуя только об укреплении здоровья и обретения долголетия.
Мастер Чэнь Гуань, чья методика легла в основу методического пособия, впервые предложил свой "Завершенный комплекс 36-ти форм движений с шестом" (Тайцзи гунь саньшилю ляньхуай) около тридцати лет назад и с тех пор у него сотни тысяч, если не миллионы, поклонников.
....Экзамены по ушу впервые стали практиковать в эпоху Тан. Тогда, как говорит предание, было три гения: поэт Ли Бо, калиграф Чжан Сюй и танцующий с мечом Пэй Минь, мастер ушу.
Это о нем поэт Су Хуан написал: "Вдруг подобно тому, как Пэй Минь танцевал с двумя мечами, семь звезд закружились в объятиях дракона".
Не правда ли, сказано красиво. И не к этой красоте хочется приобщиться....
Мы благодарны за помощь нынешним китайским гениям ушу.
Я уже говорил, что осваивающий ушу выигрывает всегда.
Не в подавлении другого, а в совершенствовании себя самого.
Юрий Белоус,
Председатель правления
Научно-практического Центра
петрадиционных методов оздоровления
при ВНИИФК и ЦНИИ " Спорт"
Госкомспорта СССР