Найти тему

Александринский театр: куда вели тайные ходы из тайных лож императора.

Как устроен театр, сколько километров коридоров под сценой, почему в партере стояли и как устроена акустика...всё-всё и немного о настоящих чудесах ниже.

Императорский Александринский театр
Императорский Александринский театр

Александринский театр построил великий русский архитектор Карл Иванович Росси. И построил не только его, а целый квартал вокруг: начинается он на Манежной площади и заканчивается площадью Ломоносова.

Карл Иванович оставил самый заметный след в застройке Петербурга, потому что создавал целые ансамбли, которые теперь являются символами нашего города: помимо этого квартала, площадь Искусств, Дворцовая и Сенатская площади. Обобщая, если вы видите помпезное жёлтое здание с белыми колоннами, почти всегда можете быть уверены, что автор - Карл Росси.

30 августа 1756 указом императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге основан "русский для представления трагедий и комедий театр". Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра.

30 августа - день, когда все участники театрального мира принимают поздравления.

Первая русская труппа работала в разных зданиях: на Васильевском острове, где сейчас находится Академия Художеств, в здании Каменного театра, перестроенного впоследствии в Консерваторию.

31 августа 1832 года труппа дала свою первую постановку на сцене нового Александринского театра. С тех пор имя этого театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Именно здесь состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики: «Горе от ума» А. С. Грибоедова, пьес А. Н. Островского и А. П. Чехова. Некоторые авторы, например Николай Васильевич Гоголь, лично участвовали в подготовке спектаклей.

В театре работали великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов. Сегодня Александринским театром руководит известный режиссер, народный артист России, лауреат Государственных премий - Валерий Фокин.

С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.
Академик Д.С. Лихачёв неоднократно говорил и писал о том, что Александринский театр «является поистине национальным достоянием России».

Сейчас постановки театра - это классика в новом прочтении. Иногда под очень интересным углом, а иногда легко и просто о сложном. Я, например, осталась в полном восторге от "Руслана и Людмилы". Настолько постановка динамичная и легкая, что смотрится на одном дыхании. И с одним антрактом.

Монтаж декораций к постановке "Ксения Блаженная"
Монтаж декораций к постановке "Ксения Блаженная"

Но вернемся к истории здания. Место для театра выбрано было...случайно. Просто иного пустого места, приближенного к центру Петербурга не было. Карлу Росси было поручено организовать и построить целый квартал, центром которого стал бы театр. Театры для императоров были делом государственной важности, поэтому курировал этот проект лично Николай I и назвал театр в честь своей любимой супруги.

Проект театра был настолько проработан Карлом Росси, что он до сих пор стоит на фундаменте 1830 годов, который стоит на 500 лиственничных сваях. Древесине, которая не гниет, но отводит лишнюю влагу из болотистых почв. Это почти невозможно вообразить, но на месте театра когда-то было болото, куда первые жители Петербурга приходили собирать морошку.

Кроме этого, Росси применил новый для того металлический каркас для крыши, оснастил театр отоплением и первыми в городе туалетами в публичном месте. Освещение в театре было масляное и первая люстра была деревянная.

А здесь прошу вас остановиться и представить. Люстра висела под потолком (при высоте здания 22м) и зажигать ее требовалось вручную. Как же это реализовывали? Ничего необычного: люстру поднимали через люк в потолке в специальное пространство под крышей. Там люстру чистили, лампы заправляли маслом и зажигали. Люстру опускали и зал освещался на время антрактов, люстру поднимали - в зале наступала темнота. Сейчас люстра уже не та, а хрустальная из Зимнего дворца.

Говоря про люстру нельзя не сказать про потолок, хоть он и выглядит как обычный расписной потолок, на самом деле он - медный! А росписи сделаны по холсту. Такой конструктив разработан Карлом Ивановичем для лучшей акустики. Но и это еще не все! Для улучшения акустических эффектов по периметру зрительного зала в потолке шла звуковая труба: полый коридор в потолочном пространстве с отверстиями над ярусами.

Знаете, какой эффект, когда говорите в один конец трубы, а звук с опозданием долетает до другого конца? Именно он здесь работал. Сейчас сцена оснащена звуковым оборудованием, а отверстия заделаны во время реставрации в 2006 году.

Но один акустический эффект можно наглядно испробовать на себе в фойе императорской ложи. Она конструировалась только для царской семьи и ее гостей, а сейчас доступна всем посетителям театра. Сейчас здесь стоит рояль и иногда проходят камерные концерты. На таких концертах рояль ставят в центр фойе для того, чтобы он, как когда-то император, имел приоритет в звучании. И наоборот, звуки, издающиеся в отдалении от центра, приглушаются.

Все это работает и сейчас: хотите привлечь к себе внимание - заговорите в центре, а если хотите посплетничать о платьях дам, лучше делайте это вдоль стен. Секрет в специально спроектированных сводах потолка. Гений же?

При строительстве театр был рассчитан на 1400 посетителей, а сейчас вмещает - 940. Как же так вышло, спросите вы? Тем более, если взглянуть на зрительный зал сейчас, он достаточно плотно укомплектован. Ответ кроется в театральных традициях 19 века: в те времена в партере стояли, такой танцпол своего времени. Так же стояли и на галерке. Тогда самые дешевые билеты были в партер (сюрприз сюрприз!) и до 1850х туда могли купить билеты лишь мужчины военных чинов, а на галерку можно было попасть только бесплатно и только студентам. Контрамарки распределяли университеты, а пройти в театр по ней можно было по предъявлению студенческого документа.

Театр, как и российское общество вне его, был поделен на сословия, которые не пересекались. Царская семья, аристократы и дворяне - сидели в бельэтаже, на первом ярусе - чиновники, второй и третий ярусы предназначалась купцам и мелким чиновникам, галерка - для студентов и слуг. Ко всем местам вели свои отдельные входы и коридоры так, чтобы общество не пересекалось.

Кроме всем известной императорской ложи, у императора была еще личная. Располагалась она слева над сценой (на фото в ней горит свет). В эту ложу можно было попасть инкогнито через отдельный вход и коридоры, которых под сценой был целый лабиринт.

Личная ложа императора слева от сцены подсвечена
Личная ложа императора слева от сцены подсвечена

А еще под сценой был карцер! Там отбывали наказания актеры и работники театра, сидели там как в настоящей тюрьме: на хлебе и воде. Это сейчас на работах штрафуют материально, а тогда дисциплины добивались таким образом.

Цены на билеты требуют отдельного абзаца. Если вам кажется, что сейчас театр - дорогое удовольствие, то вам кажется. Вот цены из 19 века: самый дорогой билет в бельэтаж стоил 20 рублей, это примерно цена за двух лошадей. Если верить Авито, то средняя цена лошади-скакуна сейчас 500 - 600 тысяч рублей. Переводим на наше время и деньги, получаем самый дорогой билет в Александринский театр около 1 000 000 рублей. Сейчас самый дрогой билет в царскую ложу стоит 14 000.

Самый дешевый билет на 3 ярус стоил 50 копеек при стоимость бескостной говядины 3 копейки за килограмм, то есть билет по стоимости почти 17 кг говядины. Переводим в наше время и получаем примерно 10 000 рублей. Сейчас такие билеты от 700 рублей.

Все же театр стал доступнее, согласитесь!

Из интересного в наши дни: сейчас для экскурсантов в Александринском театре действует выставка "История Драмы". В сводчатых помещениях выставлены театральные костюмы, мебель и бутафория, посвященные разным эпохам: боярское время, блистательный 18 век, залы Тургенева, Гоголя, Шекспира, Мейерхольда...

Спектаклю "Маскарад" Мейерхольда в 1917 предрекали разовый показ, а сейчас - это самая яркая экспозиция. Постановка не сходила со сцены более 30 лет (даже когда Мейерхольд был уже репрессирован), став одним из символов Александринки.

Последний раз "Маскарад" был показал в начале июля 1941 года, после чего зажигательная бомба попала в декорационный сарай и тогда возникла легенда, что декорации и костюмы "Маскарада" сгорели. Однако по чудесной случайности, "Маскарад" был сложен в другом месте и был обнаружен после войны. Такую чудесную находку режиссер Александринки, Леонид Вивьен, приказал спрятать и хранить вечно, потому что он предполагал, что этот спектакль рано или поздно будет возрожден.

Так и случилось. В сезоне 2014 Валерий Фокин представил премьеру "Маскарад. Воспоминания будущего". Постановка в афише театра присутствует до сих пор.

Вместо резюме хочу сказать, что театр со зрителями и театр без зрителей - два разных мира. И их оба можно изучать бесконечно.

А вы ходите в театр или работаете в нём?