Найти тему

Шняка.

Шняка. В начале XVIII века по указу царя Петра Первого было запрещено строить традиционные поморские корабли - кочи. Предпочтение отдавалось судам иностранного типа, которые были более удобны для масштабной промысловой деятельности и торговли. Одновременно с этим на государеву службу, в армию и на строительства военного флота, с Поморья забрали тысячи молодых людей, опытных корабельных специалистов и плотников. По этим причинам традиции поморского судостроения прекратились, так как кочи поморы строили самостоятельно, а суда иностранного типа теперь нужно было заказывать на специальных верфях за большие деньги. Исключением стали малые суда типа карбаса, которым разрешало было пользоваться. За неимением средств на новые суда, поморы массово стали использовать карбасы и им подобные промысловые плавсредства. Одной из самых распространённых промысловых лодок стала шняка. Шня́ка это парусно-гребное судно, а также рыбопромышленная морская лодка по типу ка́рбаса. Рыболовецкая шняка была плоскодонным, беспалубным судном с одной мачтой и одним прямым парусом, площадь которого была около 27 кв.м. В среднем, длина лодки составляла 7 -12 метров, ширина 2 - 2,8 метра, осадка 0,6 - 0,8 метров. Максимальная скорость судна достигала до 7 узлов (ок 13 км/ч). Грузоподъёмность шняки, в зависимости от размеров, варьировала от 2,5 до 5 тонн. Традиционно поморские суда, в том числе и шняки, сшивались не железными гвоздями, а деревянными вицами (прутьями), поэтому такие суда ещё назывались ви́чанками. Данные суда применялись для лова трески, пикши, зубатки, палтуса на ярус (снасть - длинный канат с множеством крючков). Рыбацкий экипаж трескового промысла состоял из 4 человек: кормщика (самый опытный рыбак и рулевой), тяглеца (вытаскивал снасти с уловом из воды), вёсельщика (гребец) и наживочника (нанизывал наживку на крючки снасти). Для промысла на сайду, при применении больших четырехугольных сетей, поморы объединялись в артель из четырех шняк. Промысел на малых суда продолжался до начала XX века, когда такой вид лова стал бесперспективным. Малые шняки с 4 рыбаками на борту, ведущими лов в прибрежных водах, не могли соперничать с появившимися пароходными промысловыми судами и траулерами с большим запасом автономного хода и морозильной установкой. Шняка является одним из символов мурманского морского промысла. В 2004 году экспертом по традиционному народному судостроению Наймарком Михаилом Леонидовичем был проведен археологический эксперимент. Традиционным способом была построена поморская шняка по описанию и чертежам кон. XIX — нач. ХХ веков. После нескольких успешных походов по водам Белого моря судно было передано в коллекцию Соловецкого морского музея.

Фото:

1 - Поморская шняка (часть судна). Мурманский краеведческий музей /Фото Insider, ru.wikipedia.org, CC BY-SA 3.0/

2-3 - Шняка, реконструкция М. Наймарка 2004 г. /Сайт - solovki.info/

-2
-3