Собака, которая работает на площадке, совершая действия прописанные для неё в сценарии, независимо от того - занята она в течение всей смены или, отыграв один эпизод, отпускается восвояси, считается исполнительницей главной роли.
Начало разговора здесь
Поэтому и отношение к ней должно быть соответствующее.
В связи с этим, начну, пожалуй, с обращения к режиссерам-постановшикам. В большей степени к тем, кто сам не имеет четвероногого друга.
Мои бесценные творцы, я понимаю, что во время читки всё предусмотреть невозможно... Мне совершенно ясно, что на месте съемок всё выглядит совсем иначе, чем в кабинете...
Однако, очень вас прошу - сцены, в которых прописана работа собаки, детально продумайте уже в подготовительный период. Конечно, если для вас важно, как в последующем всё это будет выглядеть на экране.
Отмахнувшись от этого вопроса, как от второстепенного, вы рискуете получить картинку, которая совсем не соответствует той, которая сложилась у вас в голове.
Например
На расположенной выше фотографии, сцена из фильма, которая в сценарии прописывалась приблизительно так:
Лесная поляна. Семья расположилась на пикник. Всё готово, можно начинать трапезу. Старшая дочь зовёт собаку, которая, предположительно, ранее скрылась где-то в чаще. Вскоре пёс появляется и подносит девушке некий предмет. Она забирает из пасти собаки страшную находку и с жутким криком отбрасывает её в сторону...
Во время читки режиссер никаких правок не внёс. Я вручила хозяину четвероногого артиста (в данном случае и, в одном лице, известному в Беларуси кинологу) предмет, который должна притащить собака и успокоилась.
Кинолог обучала пса ситуационно.
Устраивался импровизированный стол, расставлялись некие продукты, рассаживались люди. Собака, вместе с предметом, убиралась из зоны видимости...
Услышав свою кличку, пёс бежал к хозяйке и отдавал ей то, что, как бы, нашёл.
Поначалу, собака, заинтересовавшись аппетитным запахом, исходящим от еды, расставленной на покрывале, стремилась попасть именно к ней.
Псу чётко объяснили - ПОКРЫВАЛО ТАБУ, НА НЕГО НЕ ТО ЧТО ЗАБЕГАТЬ - НО И НАСТУПАТЬ НЕЛЬЗЯ! Даже с самого краешка.
И вот, в день съемок, выяснилось...
Режиссер хочет, чтобы собака забегала на покрывало и выплевывала свою находку прямо в середину, расставоенных на "столе", продуктов.
Рик был подготовлен великолепно! Быстро и чётко он выполнял то, чему его научили и совершенно ошалел тогда, когда ему приказали делать то, что до сего момента запрещалось делать категорически.
Единственное, чего мы сумели добиться в условиях съемочного цейтнота - пёс не бежал к девушке, а бросал предмет рядом со "столом".
Вот, друзья, скажите - вы сами в такой ситуации не начали бы кусаться?
Рик - воспитанный и благородный - не стал.
В данном случае, он - исключение из правил.
Поэтому, совет для режиссёра-постановщика звучит следующим образом:
Все детали работы собаки в кадре оговаривайте с кинологом на берегу
Теперь, давайте вспомним первую историю из нашего разговора.
Ключевой момент. Собака была той породы, которую, в настоящее время, имеет ограниченное число любителей. То есть редкой. И с этого начались все неприятности.
Именно поэтому не удалось найти четвероногого артиста, имеющего опыт работы на съёмочной площадке.
Именно поэтому собаку пришлось везти издалека и не было никакой возможности организовать её подготовку с кинологом по месту жительства.
Именно поэтому пришлось использовать работу пса преклонного возраста, а не молодого - более выносливого, который смог бы спокойнее перенести ту нагрузку и условия отдыха, которые терпел старик на протяжении всех съемок.
Исходя из этого, следующие советы адресуются автору сценария:
1. Избегайте вводить в сценарий собак редкой породы
2. НИКОГДА не прописывайте сцены, в которых морда пса должна находиться в опасной близости от лица человека, если только этот человек не хозяин собаки
а также продюсеру и администрации проекта:
1. Независимо от того, собака, исполняющая главную роль, работает один час или двенадцать один день или пять лет - присутствие кинолога на площадке обязательно
2. Подготовка собаки (согласно сценария), то есть занятия с кинологом в подготовительном периоде, необходимое условие для её успешной работы на съёмочной площадке
3. Если кинолог утверждает, что для подготовки собаки ему нужны помощники, значит эти помощники должны быть
3. В перерывах между сценами, кинолог и собака должны быть обеспечены нормальным местом для отдыха (дополнительный рулот)
4. На площадке должен быть костюм скрытой защиты даже в том случае, если его никто никогда не наденет
Что касается второго случая из нашего разговора на данную тему, то, кроме выше перечисленного, следует добавить :
1. Для сцен задержания и преследования "жертвы", следует использовать другую собаку, которая будет приглашаться только для этой работы
Вероятнее всего, всё мною перечисленное вызвало бурю возмущения у профессионалов, организующих кинопроизводство.
Всё знаю и понимаю, коллеги.
И про низкие бюджеты, и про нехватку технических ресурсов...
И про занятость актёров, и про нехватку времени на длительный подготовительный период...
До собак ли тут? Не до жиру быть бы живу...
А еще я знаю всё про зубы собак и про то, какие чудовищный шрамы оставляют они на теле человека.
Так что, выбор за вами.
В следующий раз немного коснемся темы участия в съёмках диких животных, а на сегодня всё.
Как всегда - позитива вам, друзья!