Увы – мы живем в таких условиях, когда даже среди христиан не так много найдешь людей, которые серьезно задумываются о вечной жизни.
А уж о неверах и барабанщиках вообще нет речи. Какая там вечная жизнь? Здесь бы пожить в своей удовольствие, а что будет после – вилами по воде писано.
И, тем не менее, есть один постулат, по которому можно четко определить по-настоящему верующего человека. И даже не христианина, а верующего любой религии.
Для верующего человека будущая жизнь гораздо важнее и ценнее этой жизни.
Собственно, эта жизнь нужна лишь для того, чтобы оказаться достойным будущей жизни. Этим она и ценна. И этим единственно ценна – в ней решается, получишь ли ты вечную жизнь или нет.
Все! Все остальное в этой жизни меркнет перед ценностью будущей жизни.
Начиная от продолжительности:
- вечность по сравнению с краткостью;
- бесценность по сравнению с ценностью только на проход в нее;
- и блаженство – по сравнению с мучительными потугами достичь хоть какого-то бледного земного «счастья».
От последнего давайте и оттолкнемся по принципу сравнения.
Оказывается, будущая вечная жизнь и эта, временная, связаны друг с другом одним интересным параметром, но связана с ней в обратной перспективе в так называемой духовной инверсии.
Что это такое?
Речь идет о бедах, болезнях, страданиях, старческих немощах, неизбежных в этой ограниченной земной жизни.
Они никого не радуют в эмоциональном плане, от них мы получаем тот жизненный негатив, который ложится морщинами на лицо и шрамами на душу.
Так вот. Духовная инверсия здесь заключена в следующем парадоксе, который вслед за многими и многими святыми еще раз обозначил известный духовный писатель игумен Никон (Воробьев):
«Здешние земные скорби, болезни, тяготы старости будут радовать нас в будущей жизни».
Посмотрите, как интересно! Сейчас не радуют, но будут радовать в вечной жизни.
В этом и заключается духовная инверсия: то, что сейчас является источником страданий, в будущем станет источником радости.
Великолепно! Замечательно!..
Эх, научиться бы жить еще в этой перспективе. Ведь тогда бы мы могли совсем по-другому относиться ко всем постигающим нас бедствиям.
Да – не с недоумением поднимать голову к небесам и спрашивать: за что?
А наоборот – благодарно и радостно, пусть и со слезами на глазах, возносить благодарения Богу.
Но тут нужно сделать одно небольшое, но важное уточнение.
Все это будет действительно так, но только при одном условии. Догадываетесь, каком?
Если все эти скорби и страдания не будут нами заслужены…
М-да, и тут уже у многих из нас зачешется в затылке и вряд ли захочется безоглядно радоваться.
А ведь это действительно так – мы в будущей жизни будем радоваться именно незаслуженным страданиям и бедам, которые по принципу божественной справедливости стали нашими сокровищами на небесах.
И вряд ли иначе.
В самом деле: когда вора упекли в тюрьму, лгуна обличили во лжи, пристыдили прелюбодея – и они теперь страдают…
Это всего лишь заслуженное наказание. Но даже верующие из них вряд ли будут радоваться об этом в будущей жизни. Скорее просто – будут благодарны за своевременное наказание, позволившее остановить грех.
И это полностью подтверждается Евангелием – об этом четко и недвусмысленно рассуждает апостол Петр:
«Ибо то угодно (Богу», если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, то угодно Богу.
Ио вы к тому призваны: потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его…» 1 Петр. 19-22.
Обратили внимание на последнюю ремарку. Наши безвинные страдания именно потому будут нас радовать в вечной жизни, что уподобляют нас Христу.
Из этого ряда словно бы несколько выпадает замечание игумена Воробьева о «старческих немощах».
Но и их можно превратить в повод для радости в будущей жизни, если и их нести с благодарностью. Не с ропотливым сознанием тяжести, а именно – благодарностью.
Да – тогда и они станут поводом к радости в вечной жизни.
Да – есть чему порадоваться уже сейчас. Чего-чего, а бед и скорбей в любой жизни хватает.
Хватило бы мудрости и проницательности – увидеть их в перспективе вечной жизни и предвкусить будущей радости.
А это уж зависит от веры каждого из нас.