Наталья Аднорал, врач-биофизик, кандидат медицинских наук, гомеопат, РШГ
Речь пойдет не столько об ошибках, сколько о трудностях лечения «своих». И не просто «своих», а «своих домашних».
Когда лечишь любимого человека, с которым постоянно живешь под одной крышей, очень трудно «соблюдать дистанцию» — беспристрастно отслеживать все симптомы и их изменения. Каждый день, а иногда и каждый час все проявления пациента на виду. А болезненные проявления имеют тенденцию меняться. Беспокойство за человека (или домашнего питомца), желание поскорее облегчить состояние, увы, помогает не всегда.
Когда видишь детали, трудно подняться над ними и увидеть тенденцию. Локальные ухудшения сильно сбивают доктора с курса, побуждая совершать ошибку №1 — торопливость. Возникает желание перепроверять назначение, сомневаться, а то и менять препарат. А ведь стоило набраться терпения и подождать несколько дней, как картина бы прояснилась: и стало бы видно, работает ли назначенный препарат, и какие подсказки к изменению (препарата, потенции, дозы; или вообще нужно сделать перерыв) дает организм родного человека.
Другой «побочный эффект» постоянного нахождения рядом с пациентом — ошибка №2 — пренебрежение спонтанным рассказом. Пациент — близкий человек, не всегда горит желанием рассказывать о своих ощущениях, да и не надо. Ведь все проявления на виду. Можно и самому догадаться, остается лишь задать уточняющие вопросы. Но здесь кроется опасность принять желаемое за действительное или, напротив, излишне сгустить краски. Или и вовсе пропустить значимые симптомы и их характеристики.
Мысль, что «я хорошо знаю этого человека» приводит еще и к тому, что некоторые препараты становятся фаворитами (уж очень подходят по описанию в Материя медика под представления о близком человеке), а другие (возможно, потенциально более эффективные) отметаются как несостоятельные.
Как быть? Самый простое решение — поручить близкого человека своему коллеге (которого знаешь и доверяешь).
Если по тем или иным причинам это сделать нереально…
Учиться вести себя с родным человеком, как с другими пациентами:
· опрашивать по всем правилам;
· давать любимому человеку задания по самонаблюдению;
· давать себе задание ждать и подводить итоги спустя заранее определенное время (форс-мажоры не в счет);
· не полагаться на собственную память, вести дневник наблюдений по дням (если пациент сам не может его вести);
· учитывать и частные проявления, и тенденцию (куда в целом и по отдельным совокупностям движется случай: вверх — к улучшению, или вниз — к ухудшению).
Учиться нейтральности.
Это вовсе не означает черствость, отсутствие сострадания и соучастия. И это очень трудная задача… Любовь к человеку (и любому живому существу) и желание помочь остаются. Контроль распространяется только на эмоции, мешающие работе.
А как вы справляетесь с подобными трудностями?
Продолжение следует