Мария Тюдор - Кровавый символ Англии.
Мария Тюдор родилась 15 февраля 1515 года. Её отец был - Генрих VIII. Он правил с 1509 года и за время правления сильно изменился. К примеру, только взойдя на трон он сделал своим первым советником, лордом-канцлером Томаса Мора. И его же жестоко казнил за то, что тот не принимал Реформацию.
Матерью Марии была Екатерина Арагонская, которая очень долго не могла родить сына, а точнее могла, но рождала только мёртвых. Это сильно волновало Генриха VIII, ведь наследником мог быть только мальчик. Тогда никто даже не понимал, какую важную роль сыграют женщины в истории Великобритании, начиная с Елизаветы I Великой и королевы Виктории до премьер-министра Маргарет Тэтчер. В средневековой Европе считали, что женщина не должна править.
Но вернёмся к Екатерине Арагонской. Она была младшей дочерью Фердинанда и Изабеллы - знаменитых Католических королей, объединителей Испании. В возрасте 16-ти лет Екатерина была доставлена в Англию и выдана за 14-летнего Артура - принца Уэльского, старшего брата будущего Генриха VIII. Она не должна была стать королевой, но из-за тяжёлой болезни мужа, (который после умер) стала женой Генриха VIII, который только-только стал королём. Он совсем не любил Екатерину, но женился, поскольку хотел мира с набирающей силу Испанией.
Его жена была старше его на шесть лет. Она смогла родить двух мёртвых сыновей, и одного, умершего во младенчистве, и в 30 лет произвести на свет девочку Марию. Она не была долгожданным наследником, но сохраняла надежду. Относились к ней хорошо, отец называл её *"самой большой жемчужиной королевства"*. Мария была прекрасна собой: пышные светлые кудри, стройная невысокая фигурка. Её одевали в самые лучшие наряды и приводили станцевать перед послами, которые кстати и сохранили записи о её детстве.
У девочки было всё: и балы, и наряды, но не было родительского внимания. Отец был занят государственными делами и увеселениями, которые сильно любил. Также и её мать, которая хотела не отставать от мужа, чтобы не казаться старой. Но, кроме этого она была ещё неким "продуктом" на династическом рынке. Поэтому о замужестве начали думать с её трёхлетнего возраста.
Расстановка сил в Европе в XVI веке была не стабильной. Папство, эта уходящая теократическая сила, которое плело сложные интриги. Франция затеяла огромные итальянские войны. Французский король Франциск I побывал в ходе войны в плену и стремился освободиться от унижений путём новых завоеваний. В этих противоречиях дружба с Англией могла стать сильным политическим козырем.
Мария как единственная наследница имела высокую цену. Поэтому сначала её сватали за французского дофина, будущего Генриха II. Но увы, этот брак не состоялся, поэтому когда её положение было не прочным, ей стали прочить в мужья максимум герцога Савойского.
Тем временем, в 1518 году у матери Марии, родилась мёртвая девочка. А в 1519 у Генриха VIII появился незаконный сын от знатной придворной дамы Елизаветы Блаунт. Мальчику дали красивое имя Генри Фицрой. Мария, же ещё даже не понимала, какую опасность он для неё представляет. А её отцу нечего не мешало признать его законным.
Но у Марии пока было прекрасное детство. Её обучали языкам. Она замечательно декламировала стихи на латыни, читала и говорила по-гречески, интересовалась античными авторами и познавала труды Отцов Церкви.
Всё бы хорошо, но вдруг над ней нависла опасность: Генрих VIII решил развестись с надоевшей женой, что казалось безумием, ведь развод с ней означал конец мира с Испанией. Но расторжению мешал папа римский, который не хотел давать права на развод. Разозлившись король объявил, что в Англии он сам папа, и в 1527 году он разрешил себе развод. Более того - брак объявил недействительным, а Марию - *незаконнорождённой*.
В 1533 он наконец до конца развёлся с Екатериной Арагонской, и после этого Мария, которая уже имела статус принцессы Уэльской, была его лишена. После всей этой несправедливости, она с 12 до 16 лет - дочь ненавистной разведённой жены. Её стали называть внебрачной дочерью и обращаться конечно соответственно. Её лишили всего, переселили вместе с матерью в ужасные условия, плохо относились, и всё это после того как отец называл её "самой большой жемчужиной королевства". Как же это всё таки подло взять и бросить когда-то любимого ребёнка.
Но это ещё цветочки, ведь её отец, Генрих VIII, начал казни неугодных ему людей. У Марии были основания бояться за свою жизнь. Именно тогда был казнён Томас Мор. А после его казни скончался близкий друг Генриха, Эразм Роттердамский.
Как раз в это время к Марии пришла популярность. До этого она была маленьким ребёнком, хорошенькой принцессой, танцевавшей для иностраных послов. Теперь же она, гонимая, стала популярной в Европе. Её же мать проявляла твёрдость. И вскоре они станут знаменем Контрреформации.
Но вот, в 1536 году Генрих VIII казнил Анну Болейн за государственную и супружескую измену. Кстати, именно она была матерью Еллизаветы I Великой. Но не прошло и двух недель как он женился на Джейн Сеймур, которая уже в 1537 году родила ему сына Эдуарда VI. Но из-за трудных родов Джейн умерла сразу через несколько дней. Её можно было спасти если бы король не сказал:" Спасать только неследника."
У Генриха VIII также в жёнах была Анна Клевская, которая так не понравилась королю, что тот приказал её отослать прочь и добился расторжения брака. Пятой женой была Екатерина Говард, которую Генрих казнил за развратное поведение. Ну а седьмой была Екатерина Парр, которая попросила пожалеть детей от предыдущих браков и уж тем более не казнить их.
Двадцатидвухлетняя Мария стала крёстной принца. Это казалось милостью, но у неё теперь не было шансов вернуть себе статус. При этом в Испании у неё оставались родственники, которые поддерживали её письмами, а двоюродный брат - Карл V был готов выдвинуть войска против Англии.
Также продолжались торги на династическом рынке. Сначала Марию сватали за дофина Франции, потом за её же кузена Карла V, потом в женихи намечался шотландский король и кто-то из Юго-Восточной Европы. Такое многое количество женихов ухудшало статут Марии и вскоре ей пригрозили, что если всё так и будет продолжаться, то она станет женой какого-нибудь славянского князя. Но даже на этом сватавство не заканчивалось, и Марию много раз пытались выдать, то за герцего Клевского, то за Франческо Сфорца, и снова за французского принца.
В 1547 году королём Англии стал её сводный брат, сын Джейн Сеймур - Эдуард VI. Положение Марии улучшилось, но у неё по прежнему не было, ни политических перспектив, ни личной жизни. Были лишь одиночество и изломаная судьба.
Для людей она так и была символом Контрреформации. Гонимая, живущая в непрестанных молитвах, верная католичка. К тому же она дочь фанатичной католички Екатерины Арагонской и внучка самых католических западноевропейских королей.
Неожиданно умер Эдуард VI, в возрасте 15-ти лет. Так в 1553 году Мария становится реальной наследницей престола. Однако придворные силы попытались выдвинуть другую претендентку - юную Джейн Грей - внучку сестры Генриха VIII. Народ возмутился и вступил за Марию, набожную, незамужнюю, не давшую оснований не для каких дурных слухов.
После нескольких дней народных волнений Мария становится английской королевой. Сразу после этого она берёт реванш за все годы гонений. Сейчас же начались казни. Были казнены многочисленные Греи - не только несчастная ставленница придворных, но и все её родственники. Казнён архиепископ Кранмер, сопоставимый с Томасом Мором. В жестокости Мария превзошла даже отца.
В тоже время королева решила, что её мужем может стать только один человек - сын императора Карла V Филипп II Испанский. Ему тогда было лишь 26 лет, ей 39. Но он был не просто молодым мужчиной - он успел, как и Мария стать знаменем Контрреформации, возглавив борьбу против кальвинизма, стремительно распространавшегося по всей Европе. В Нидерландах Филиппа, со временем стали считать чудовищем.
Как известно, супруг королевы не становится королём. Его титул - принц-консорт. Но даже не смотря на это появление столь одиозной фигуры было событием ужасным. А Мария ещё подчёркивала, что это решение её сердца, её души.
Свадьба состоялась 25 июля 1554 года. Народу было понятно, что это чёрный день, но королева была счастлива. Молодой супруг казался ей красавцем, хотя судя по портретам он таким не был. Начались пиршества, балы. Марии хотелось наверстать упущенное в юные годы.
Но проблем с поялением во Франции Филиппа стало немало. К примеру, мода у испанцев и англичан была настолько разной, что из-за воротника который не давал опустить голову, англичане стали думать, что они ходят так, думая, что они их слуги. Это конечно не кому не нравилось, и поэтому дело иногда доходило до драк.
Далее конечно следовало разбирательство, кого-нибудь казнили. А казнили щедро. Филипп при дворе вёл себя светски, но горячо поддерживал кровавую политику Марии. Он привёз специальных людей, которые судили еретиков. Процедура сожжения стала повседневностью. Филипп будто готовился к тому кошмару, который он устроит в 1560-ых в Нидерландах.
В Англии во времена Генриха VIII оставалостри тысячи католических священников, которые нашли убежище в заброшенных, полуразрешенных храмах, в развалинах монастырей. Их разыскивали и изгоняли из страны.
Триста из тех, кого считали наиболее активными и опасными, были сожжены. Теперь же Мария и Филипп развернули репрессии против тех, кто принял Реформацию... Несчастная страна оказалась во власти религиозного фанатизма.
Преследуемые протестанты стали вызывать сочувствие. Как некогда сама Мария была объектом горячего сочувствия, теперь это место заняли её враги. Некоторые во время публичных казней проявляли исключительное мужество. Многие каялись, но перед лицом смерти они меняли своё поведение и говорили, что сожалеют, что покаялись. Люди были в шоке от этих людей. Отношение к Марии становилось всё хуже, и хуже. Никто не ожидал от неё такой жестокости, ни толпы иноземцев.
Вдруг произошёл один важный казус. Народу объявили, что Мария беременна от Филиппа Испанского. Это означало, что возникла новая опасность: Филипп мог добиться, чтобы его признали английским королём. Но весть о беременности оказалось ложной. Неизвестно, верила ли, сама королева в это, или же вело сложную политическую игру.
Людям свойственно верить, что родив женщина становится мягче, добрее. Да и супруг королевы, столь не любимый народом, устал от придворных развлечений и отплыл в Испанию. Подданые должны были верить, что теперь всё будет хорошо.
Понятно, что слух о рождении младенца трудно поддерживать дольше 9 месяцев, но Мария продержалась 12, поскольку медицина той эпохи не отличалась точностью. Но пришлось признать что произошла ошибка. Случилось это в 1555 году, когда Карл V отрёкся от власти и Филипп стал испанским королём. Он получил половину империи Габсбургов и стал боротся за объединение всех её земель.
Чтобы поддержать супруга, Мария вступила в противоречия с Францией. Началась непродуманная война, к которой Англия была не готова. В 1558 году англичане потеряли Кале - "ворота Франции", последний обломок своих земель на континенте. Известны такие слова: " Когда я умру и будет вскрыто моё сердце, там обнаружат Кале".
Вся её судьба была одной большой неудачей. Народ при жизни начал называть её Кровавой. А надежды возложил на другую принцессу - будущую Елизпвету I. Как выяснилось - не напрасно. Будучи от природа гораздо умнее, Елизавета видела страшные ошибки сводной сестры, пытавшейся насильно повернуть время вспять.
Елизавета, некоторое время состоявшая в свите Марии, вела себя тихо и потому осталась жива. И после смерти сестры в 1558 году стала великой правительницей Англии.
- А как вы, относитесь к Марии Тюдор. Жалеете её, или же считаете жестокой и ужасной правительницей?
Источники: Книга Наталии Басовской " Самые великие женщины мировой истории"