Долго решали где провести первомайские праздники, ничего конкретно не решив поехали на Рутку, где сплавлялась наша Команда.
Целью поездки было решено сделать разведку дороги для летнего похода на Нужь-яр, и наметить интересные места которые стоило бы посетить в пути.
Заодно попробовать пересечься со сплавщиками на реке и посетить Богородице - Сергиевой Пустынь..
Само-собой поехали мы не "как короче", а "как интереснее".
Первое озеро на нашем пути попалось прямо у асфальта - Шум-ер.
Не смотря на "прелести" близости асфальта мы тут-же спугнули стаю уток, и по моему цаплю - не успел разглядеть, уж больно торопилась.
Следующей целью было озеро Большой Юлуксь-Ер. И проверка наличия возможности ночевки на нем.
Как говорится вот вам озеро а вот и поляны для ночевок. Даже две. И на всех хлебосольный и радостный народ - однако мы за рулем, да и торопимся дальше - для нас путешествие только начинается.
А вокруг полным ходом идет весна...
Мы начинаем "потихоньку торопится", поэтому проскакиваем пос. Северный и уходим в лес. Не смотря на песчаные почвы все низинки залиты водой - хорошо хоть грязи пока нет, а вот воды полно.
Так что с одной стороны мы едем, а с другой - плывем.
А это речка Парат. Название почти как у моего города - до революции он назывался Паратск. Как не постоять и не погулять вокруг такой речки?
Смотрим на "метеорологов" в муравейнике - прогноз погоды хороший, а еще они никогда не ошибаются, и садимся обедать.
"Хорошие дороги" кончились. Весна однако - разлилось все, а почва промерзла и не впитывает воду. Правда в этом месте и летом не сахар. Ну нам пойдет, точнее проедем.
Причем ехать надо по самому глубокому, объезды, как водится, еще хуже.
Это уже озеро Юксары. На горизонте за ним деревня Юксары, и кто в честь кого назван?
Как водится тут же спугиваем всех птиц - их здесь не мерянное количество. Мы то почти у самой деревни, а озеро тянется еще на километр, пока не прападает в лесу.
Света правда попыталась догнать их по воде, но одумалась и вернулась.
Ненадолго выбираемся на асфальт. Проезжаем мимо Визимьярских озер. Это третье озеро, на картах у меня называется Изь-яр (маленькое озеро), а на табличке - Покшальяры.
Проскакиваем, не останавливаясь Второе Визимьярское озеро.
А на первом и не тянет останавливаться - прелести соседства с деревней во всей красе. Хоть есть и лесная стоянка с пляжем, но половина озера сами видите какая.
И второй раз за сегодня уходим с асфальта - на бывшую железную дорогу.
Сейчас уже не верится, но еще лет 10-15 назад этот райном был изрезан узко и широко-колейными магистралями. Добывали и вывозили лес, торф, строили поселки и железнодорожные станции. Десятилетиями создавали сеть железных дорог, а развалили во времена разгула иуд за считанные годы. (О железных дорогах можно прочитать здесь.)
Сейчас ничего кроме остатков шпал, не напоминает о тех временах - паравозы и рельсы распилили на метал, при нас собирали костыли с остатков шпал.
На память остались только такие дороги сквозь болота, да и они постепенно приходят в негодность, в первую очередь мосты.
Тем неменее, мы пытаемся срезать асфальтовую петлю по остаткам одной из веток Визимьяры - Цинглок.
Доезжаем до речки Арда. Как и любому поклоннику Толкиена, мне очень греет душу возможность сфотографироваться у "истоков Арды". Потому я и такой довольный.
К нашему сожалению дорога становится все хуже, а времени, чтобы попытаться пересечься со сплавной группой на Рутке, все меньше. С тяжелым сердцем принимаем решение развернуться обратно на асфальт - впереди несколько мостов, дорога никакая - вернемся летом. В конце концов, сейчас только разведка местности.
Делаем легкий перекус с дозой успокоительного на озере Мадарском.
Причем, девушкам то можно, а мне пока еще нет. Ну да ладно, рыбаки вон тоже не пьют - потдержу компанию.
На озере Безукладовском на всей теневой стороне до сих пор лежит лед.
Как впрочем и на озере Молевом.
Жалко, что не получилось сфотографировать, как заходящее солнце превратило озерную гладь в чистое серебро, настолько красиво все смотрелось.
Это деревня Актаюж и деревянная церковь, притягивающая взгляд настолько, что не смотря на наши иссякающие лимиты по времени, все равно останавливаемся.
Как ни странно, но чудо случилось - приехав на Рутку мы успеваем помахать флагом арьергарду сплавляющегося народа. Даже поздороваться и передать рацию. Но пробиться вдоль реки следом, до места их стоянки у нас уже не получается - здесь уже не песок и трактора накатывают колеи будь здоров.
Не помогает и уазиковский просвет - чуть ошиблись и сразу сели на оба моста.
Правда, как сели так и уехали, но борьба с бездорожьем не входит в наши планы. К тому же бездорожье как правило, все равно побеждает - не вас так вашу машину. Мы еще не знали, что нас постигла та же участь, но выехав из леса обнаружили неполадки в генераторе.
Все, экстрим закончился - теперь только "дороги".
Самое главное - мы не знаем, где сплавная группа встала на ночевку, а связи никакой нет, да и темнеет потихоньку.
Поэтому разворачиваемся и едем в сторону Богородице - Сергиевой Пустыни. Тем более, что это и есть одна из наших главных целей.
Несмотря на весеннюю распутицу, и отсутсвие дорог как таковых, успеваем пробиться туда одновременном с наступлением темноты.
С благословления батюшки встаем и ночуем на поляне для паломников.
Она севернее пустыни. Вон там за лесом уже строения.
Сколько все-таки в эту красоту вложено доброты, терпенья и труда.
Причем труд сей далеко не окончен.
Приглядитесь к столбику на крыльце - где еще можно увидеть такой?
А где вы видели деревянную колокольню?
А здесь вся крыша из бересты.
Особенно красиво все смотрится с воды.
Если честно, то пустынь заслуживает еще нескольких отдельных рассказов, вот Ахат вернется, фотографии объеденим и выставим. Тем более что им там экскурсию провели.
Мы же посмотрев на работающих монахов, постеснялись отвлекать их от дел - тихонько все пофотографировали и поехали обратно. Летом мы сюда обязательно вернемся.
По дороге обратно мы пересеклись с другими сплавными группами на Илети и Юшуте, вместе сними и заночевали. Теперь домой - чинится и готовится к следующим выходным.
Пройдено около 600км из них без асфальта 130км бездорожья 10км.
1 - 3 мая 2009года.