Найти тему
МуZей Победы

«Одно я знал твердо: всего себя, без остатка, я отдаю работе». Как выдающийся ученый Евгений Патон в разы ускорил производство танков Т-34?

Оглавление

В годы Великой Отечественной ученый Евгений Патон разработал и внедрил на предприятия автоматическую сварку для бронетехники. Эта технология в пять раз повысила производительность труда при создании легендарных «тридцатьчетверок». Прочность «швов Патона» в разы превышала иностранные образцы. А немцы так и не смогли освоить эту технологию в годы войны. В сегодняшнем материале вы узнаете, каких успехов добился ученый и за что он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Становление ученого

Патон во время службы в Русской императорской армии (1892-1893)
Патон во время службы в Русской императорской армии (1892-1893)

Евгений родился 4 марта 1870 году в Ницце в семье дипломата. Патон получил блестящее образование инженера, окончил Дрезденский политехнический институт и Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. Он был выдающимся ученым и конструктором, в 1900 году был удостоен звания профессора, стал крупнейшим специалистом в области мостостроения. В 1904 году он переехал в Киев, где работал в Политехническом институте. В 1925 году по его проекту был построен новый цельнометаллический мост через Днепр.

Мост имени Евгении Бош, построенный Патоном в 1925 году в Киеве
Мост имени Евгении Бош, построенный Патоном в 1925 году в Киеве

В 1929 году Патон увлекся электросваркой. Ее внедрение позволило существенно сократить возведение промышленных объектов и могло принести большую пользу стране. Вот что вспоминал ученый:

Патон - железнодорожный инженер (1896-1899)
Патон - железнодорожный инженер (1896-1899)
«Чтобы до конца понять, почему я принял свое решение, нужно вспомнить, чем был для страны 1929 год. Вся страна стала сплошной стройкой, я читал телеграммы из Сибири, с Урала, из Донбасса: заложены домны невиданной производительности, возведены корпуса заводов, и завтра там начнется монтаж мощных прокатных станов… В Сталинграде, словно из-под земли вырастал гигантский тракторный завод. Все это мне казалось настоящим чудом.
Строители Днепрогэс
Строители Днепрогэс
В это время мне было около 60 лет, возраст солидный. Я, старый инженер, которому перед Первой мировой, в годы зрелости и рассвета, показалось, что жизнь закончена, что можно удалиться на покой и безмятежно в сторонке доживать остаток лет, снова почувствовал себя молодым. Секрет этой «второй молодости» состоял в том, что я перестал быть одиночкой, почувствовал сотни нитей, протянувшихся от меня к народу и от него ко мне».
-6

Евгений Патон создал Институт электросварки при Академии наук УССР, занимался ее внедрением в промышленное производство. Он достиг больших успехов, институт быстро превратился в мощную научную школу. Этого в первую очередь удалось достичь за счет налаживания тесной связи с производством. Новейшее оборудование внедрялось в промышленность за считанные месяцы. В марте 1941 года Евгений Патон за разработку метода и аппаратуры скоростной автоматической электросварки был награжден Сталинской премией первой степени.

-7

Великая Отечественная

В годы Великой Отечественной Институт электросварки был эвакуирован в Нижний Тагил. Патон принялся за разработку технологии автоматической сварки для крепления брони на танках. Ее внедрение на производство позволило кардинально сократить сроки изготовления бронетехники. Прочность «швов Патона» в разы превышала иностранные образцы. При попадании снарядов в танки, сваренные по методу советского ученого, разрушалась броня, но сварочные швы даже в сантиметре от сквозной пробоины оставались невредимы. Производительность труда на сварке узлов танков в среднем повысилась более чем в пять раз. Аналог патоновского способа сварки брони под флюсом был запущен на заводах США только в 1944 году, а Германия так и не смогла создать ничего подобного.

-8

За выдающийся вклад в укрепление обороноспособности СССР Евгений Оскарович Патон был удостоен звания Героя Социалистического труда. Вот что он вспоминал об этом: «Человеку не дано самому судить о том, как он выполняет свой долг. Истинным судьей в этом является только народ. Но одно я знал твердо: всего себя, без остатка, я отдаю работе, стараюсь жить так, чтобы всегда прямо и честно смотреть в глаза советским людям».

-9

Ученый продолжил свою деятельность и после Великой Отечественной, в мирное время он внес огромный вклад в развитие науки. Так, именно Патон в 70-летнем возрасте изобрел метод сварки, который до сих пор применяется при строительстве газопроводов. Узнать больше о героизме советских людей на фронте и в тылу вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #ПодвигНарода