Компоненты успешного онлайн-урока. Мой опыт

В месяц я провожу 100+ индивидуальных уроков, за три года работы онлайн накопился опыт и наблюдения, которыми хочу поделиться. Речь не пойдёт про ссылки и образовательные платформы.

✅Каждый из нас (учитель и ученик) должны быть настроены на занятие

В месяц я провожу 100+ индивидуальных уроков, за три года работы онлайн накопился опыт и наблюдения, которыми хочу поделиться. Речь не пойдёт про ссылки и образовательные платформы.

Чем младше ученик, тем сложнее мотивировать себя на дополнительную учебную деятельность (особенно после школы), поэтому эмоциональное состояние перед занятием очень важно

В месяц я провожу 100+ индивидуальных уроков, за три года работы онлайн накопился опыт и наблюдения, которыми хочу поделиться. Речь не пойдёт про ссылки и образовательные платформы.-2

1.1 У детей тоже есть свои дела, поэтому неожиданно перенесённый урок может быть воспринят негативно.

Например: собирался играть/гулять/поболтать с другом по телефону, а вместо резко вынужден сесть и повторять школьную программу

в таком случае часто репетитор и родитель, которые потрясли неожиданной сменой планов, предстают в глазах ребёнка портящими жизнь взрослыми.

И первые 5-10 минут занятия (а то и всё полностью) пройдут сквозь стадию принятия. Кто-то может прямо высказывать недовольства, кто-то молча будет сидеть и еле-еле отвечать, полностью поглощённый обидой от несправедливости.

В месяц я провожу 100+ индивидуальных уроков, за три года работы онлайн накопился опыт и наблюдения, которыми хочу поделиться. Речь не пойдёт про ссылки и образовательные платформы.-3

Ребёнок не в курсе, о чём и как в личной переписке взаимодействуют родители с репетитором. Но если всё-таки забыли заранее предупредить ребёнка, то постараться сказать о занятии максимально мягко, поставив себя на его место (можно представить, что начальник вызвал на работу посреди выходного дня), не используя приказной тон.

➕ В таком случае я даю время высказаться, выражаю понимание, предлагаю через игры (на внимание/концентрацию) настроиться на работу.

Обычно, если ребёнок видит, что я не давлю, сменяют "гнев на милость" и после разминки включаются в работу.

1.2. Если перед занятием произошло что-то крайне неприятное (ребёнка отругали/наказали/он сломал любимую вещь и т.д.) и ребёнок к уроку подключается в слезах, то переключение на учебную деятельность идёт крайне тяжело.

Чаще всего после "Здравствуйте" выливают всю боль в подробностях (не только свои личные переживания, но и подробности про всю семью), что иногда становится неловко, т.к. сходу тактично прокомментировать поступки родителей (а именно этого ученик и ждет), постороннего человека не касающиеся, да так, чтобы не усугубить состояние ученика, очень сложно.

В месяц я провожу 100+ индивидуальных уроков, за три года работы онлайн накопился опыт и наблюдения, которыми хочу поделиться. Речь не пойдёт про ссылки и образовательные платформы.-4

Не все родители это понимают, думая, что ребёнок быстро успокоится и отвлечется. Всё зависит от ситуации.

💯Нужно время на то, чтобы "пережить" негативные эмоции.

Нет разницы в том, что деньги за занятие пропадут по причине отмены (хотя я часто вхожу в положение, если родители честно напишут и объяснят ситуацию) или уйдут впустую из-за когнитивной непродуктивности.

Что бы я ни делала, как бы ни пыталась преподнести материал, эмоциональное состояние будет подавлять концентрацию (по крайней мере в начале занятия). Чем младше ученик, тем сильнее и дольше влияние негативных эмоций.

В месяц я провожу 100+ индивидуальных уроков, за три года работы онлайн накопился опыт и наблюдения, которыми хочу поделиться. Речь не пойдёт про ссылки и образовательные платформы.-5

1.3. Если после занятия ребёнок идет на день рождения друга/в кино/приезжают любимые родственники и т.д. , то со мной этим обязательно делятся в начале занятия, а затем на протяжении всего урока наблюдается расторможенность:

  • могут отвечать невпопад (те, кому обычно это несвойственно)
  • посреди выполнения упражнения резко забывают, что и зачем делают (т.к. мыслями в предстоящем событии)
  • при письме могут пропускать слова/даже целые абзацы
  • везде в примерах упражнения видят ассоциативную связь с предстоящим мероприятием

и т.д.

⬆в целом допускают множество ошибок "на пустом месте".

☝ обычно вместе над этим смеемся, исправляем и стараемся провести время максимально продуктивно

Такое приподнятое настроение мешает концентрации, но гораздо безобиднее, чем то, что я описала выше.

➕ я учитываю это и увеличиваю число устных повторений путем перефразирования, чаще передаю инициативу ученику (например вместе открываем конструктор упражнений и дети сами составляют для себя задания, вписывая свои слова/предложения/примеры по отрабатываемой теме).

Для нас это уже привычная практика, ученикам очень нравится выступать в роли учителя и знать, что составленным ими заданием я буду пользоваться на занятиях с другими учениками + с большим удовольствием приступают к повторению материала в качестве дз. В таком формате работаем на платформе WordWall.

Рабочее место

Про готовность канцелярских принадлежностей/черновиков/тетрадей - писать не буду, это базовые вещи, о которых всем известно.

Лучше расскажу о том, как бывает и к чему должны быть готовы и родители, и репетитор, если по каким-то обстоятельствам рабочее место у ученика ВНЕ дома.

В месяц я провожу 100+ индивидуальных уроков, за три года работы онлайн накопился опыт и наблюдения, которыми хочу поделиться. Речь не пойдёт про ссылки и образовательные платформы.-6

1. Об этом максимально заранее нужно предупредить педагога

Почему?

Занятия онлайн предполагают, что материал подбирается/открывается заранее. Репетитором может быть запланирована письменная работа, подобраны игры/упражнения, предполагающие работу мышкой; шрифты на разных платформах, которые будут слишком мелкими для работы с телефона/планшета и т.д.

☝Т.е. чтобы максимально сохранить качество занятия, педагогу быстро нужно перестроить план занятия так, чтобы ученику было максимально комфортно работать с другого гаджета/обстановке.

Это требует времени, и желательно, чтобы происходило ДО, а не во время начала занятия.

2. 🎧Наушники обязательны🎧

Нужно понимать, что концентрация ребёнка и так будет снижена, поэтому постараться не отвлекать параллельным разговором по телефону/музыкой и т.д.

Тяжело будет сконцентрироваться не только ученику, но и репетитору.

☝Обычно я соглашаюсь провести занятие в подобных условиях только если подключаются с компьютера/планшета. С телефона занятия не провожу.

В месяц я провожу 100+ индивидуальных уроков, за три года работы онлайн накопился опыт и наблюдения, которыми хочу поделиться. Речь не пойдёт про ссылки и образовательные платформы.-7

О занятии должен знать не только ученик, но и все его друзья.

О том, что занятие выпадает на время посещения гостей, ученик должен знать еще до того, как придёт в гости. Иначе может быть реакция, описанная в 1.1.

Если нет возможности посадить заниматься в отдельной комнате, то с остальными ребятами необходимо договориться о том, чтобы не мешали.

Обычно друзьям интересно, первые 10 минут смотрят на происходящее.

В таком случае можно предложить тихонько посидеть рядом, а

❌не стоять за спиной/комментировать

✔За 10-15 минут до занятия нужно настроить ребёнка, переключить с игровой деятельности на подготовку рабочего места, убрать всё, что может отвлекать, убедиться, что он не голоден, сходил в туалет.

В гостях любые передвижения (если что-то забыл, захотел пить/ в туалет) могут затянуться на гораздо большее время, чем если бы то же самое он делал дома.

Обычно детям хочется продемонстрировать свои знания при друзьях, пытаются хорошо работать.

В зависимости от обстановки, я могу подключить "на помощь" друга, вместе могут сделать пару заданий.

☝Проводить ли занятие в гостях решает родитель, ориентируясь на состояние ребёнка и обстановку. В моей практике подобные занятия проходили как обычно, с минимальными потерями в концентрации, т.к. чаще была выделена отдельная комната/друзья вели себя спокойно и не отвлекали.

В месяц я провожу 100+ индивидуальных уроков, за три года работы онлайн накопился опыт и наблюдения, которыми хочу поделиться. Речь не пойдёт про ссылки и образовательные платформы.-8

Часто, если предстоит автоматизировать конкретную проблемную тему, я составляю индивидуально печатный материал, с которым планирую работать на следующем уроке ➡ т.е. планирую время на каждом этапе занятия, ориентируясь на скорость заполнения подготовленного листа.

О том, что печатного материала не будет - лучше честно предупредить заранее, чтобы было время скорректировать план занятия до урока, а не тратить время на поиск и открытие альтернативных вариантов в начале.

☝В большинстве случаев всё можно сделать на экране, но раз было принято решение составить отдельно и отправить материал для распечатки - это вынужденная мера, тема для ребёнка сложная и требует максимальной вовлеченности с записью.

Предупреждение экономит в первую очередь ВРЕМЯ.

В месяц я провожу 100+ индивидуальных уроков, за три года работы онлайн накопился опыт и наблюдения, которыми хочу поделиться. Речь не пойдёт про ссылки и образовательные платформы.-9

В моей практике не прекращать занятия во время отдыха многими актуально в летний период. Ребята занимаются на даче/в отеле.

В летний период нет необходимости "бежать" нагонять программу, готовиться к контрольным и т.д. ➡ Про занятия летом писала отдельно здесь.

➕ Отличие летних занятий только в том, что дети часто в приподнятом настроении (в хорошем смысле), а с моей стороны больше интерактива и свободы в порядке/объёме материала, более непринуждённая атмосфера.

Это прекрасно!

Дз отправляю, по желанию выполняют.

С теми, кому задают на лето огромное количество материала (не только по литературе), выполняем, чередуя с моими материалами, подобранными по теме.

Чтобы выстроить урок максимально продуктивно, мне нужно знать:

В месяц я провожу 100+ индивидуальных уроков, за три года работы онлайн накопился опыт и наблюдения, которыми хочу поделиться. Речь не пойдёт про ссылки и образовательные платформы.-10

Несмотря на то, что программа у всех одинаковая, темп освоения программы в каждом классе зависят от учителя и от контингента учеников.

Таким образом, даже зная общее планирование изучения тем по программе, мне важно увидеть:

классные работы в тетради (это нужно, чтобы понять примерный объём и скорость работы класса, критерии оценок, оформление и т.д.)

+ по исправлениям/пропускам могу увидеть трудности, над которыми будем работать

записи из эл. журнала, в котором могут быть индивидуальные заметки учителя по поводу домашнего задания, дополнительных материалов

☝Помимо этого спрашиваю у родителей, как в целом проходит выполнение дз, где возникают трудности ➡ делаю вывод об индивидуальном темпе освоения ➡ планирую индивидуальную работу

Если на носу тесты и контрольные, то готовлю аналогичные материалы, чтобы снять тревожность и ещё раз пройтись по актуальным темам, после отправляю ссылки для закрепления.

Вывод:

Репетитор должен быть готов не только технически и методически к занятию, но и эмоционально. Педагогическая гибкость в непредсказуемых условиях приходит с опытом.

Чтобы быстро перестроиться с запланированного плана урока, нужно чётко понимать цель каждого занятия и знать, какими инструментами пользоваться.

☝Это - ответственность педагога, качественная работа которого во многом зависит от заранее предоставленных родителями информации и организованной для ребёнка рабочей атмосферы.

💙А что Вы бы добавили?