Обзор американских медиа
🗞(+)The Washington Post в статье «Дилемма Зеленского: как призвать больше солдат в условиях российского наступления?» рассказывает, что даже обещая международным партнёрам, что Украина справится с боями, если получит необходимое оружие и другую поддержку, президент Владимир Зеленский и его высшее военное командование до сих пор не смогли разработать чёткий план по призыву или набору многих тысяч новых солдат, крайне необходимых для защиты от продолжающихся атак России. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Неспособность Зеленского сформировать политический консенсус по стратегии мобилизации - несмотря на многомесячные предупреждения об острой нехватке квалифицированных военных на фронте - привела к глубоким разногласиям в парламенте Украины и в более широком смысле в украинском обществе. Это привело к тому, что военные полагаются на беспорядочные усилия по набору войск и сеют панику среди мужчин призывного возраста, некоторые из которых скрываются, опасаясь, что их призовут в плохо оснащённую армию и отправят на верную смерть, учитывая, что помощь Украине по-прежнему застопорилась в Вашингтоне.
Вопрос о том, как пополнить ряды армии, поставил Зеленского, возможно, перед самым серьёзным вызовом его руководству с начала вторжения в феврале 2022 года. Отсутствие чёткой мобилизационной стратегии - или даже согласия относительно того, сколько ещё войск нужно Украине, - стало причиной увольнения Зеленским своего высшего генерала в феврале, но новый главнокомандующий Александр Сырский пока не внёс никакой ясности.
Сырскому было поручено провести ревизию существующих вооружённых сил, чтобы найти больше пригодных к бою военнослужащих, после того как ведомство Зеленского недавно объявило, что из 1 миллиона мобилизованных только около 300 000 воевали на передовой. Но спустя почти месяц после его повышения никто в военном руководстве или администрации президента так и не объяснил, где находятся эти 700 000 человек и чем они занимаются [как что? Тусуются в Германии, дав взятку украинским военкомам конечно! 😀 — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Украинские законодатели говорят, что отсутствие единого послания от президента и военных внесло путаницу в дальнейшие действия.
«Я не знаю, почему Зеленский и его команда до сих пор пытаются убедить общество, что всё всегда хорошо», - сказала Саломея Бобровская, депутат от либеральной оппозиционной партии «Голос». «Это не так - особенно с армией».
Сокращающееся количество боеспособных войск на Украине - это стратегический кризис, который, по крайней мере, частично виноват в недавнем отступлении из восточного города Авдеевка и окрестных сёл, где украинские войска значительно превосходили по численности.
Алексей Бежевец, советник Министерства обороны по вопросам призыва, сказал, что гражданские лица, достигшие призывного возраста, должны смириться с тем, что «времени сидеть дома не осталось».
«Вполне возможно, что русские очень скоро переместятся гораздо ближе, если их некому будет остановить», - сказал Бежевец. Если, помимо «нехватки боеприпасов, оружия, снарядов и так далее, у нас не хватает личного состава, это трагедия», - добавил он.
Но после двух лет тотальной войны ощущение срочности, которое подстёгивало новые войска на поле боя и подпитывало первые успехи Украины, угасло. Многие солдаты ранены или истощены.
Всё это время мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет было запрещено покидать страну, а мужчины от 27 лет и старше, за некоторыми исключениями, имели право быть призванными в армию. Гражданские лица в возрасте от 18 до 27 лет могут записываться в армию самостоятельно. Парламент уже несколько месяцев бурно обсуждает законопроект, который изменит процесс мобилизации и расширит сферу применения призыва, в том числе за счёт снижения призывного возраста до 25 лет.
К законопроекту о мобилизации было внесено более 4000 поправок, и некоторые законодатели считают эту меру попыткой Зеленского переложить на парламент ответственность за неизбежно непопулярные решения.
«Пора начать взрослый разговор с обществом и не бояться его», - сказала Бобровская. «Сейчас не 2022 год, когда эмоции брали верх».
Зеленский уже давно пытается контролировать сообщения общественности о ходе войны, чтобы сохранить моральный дух населения. В минувшие выходные он впервые публично назвал число погибших в украинских войсках, заявив, что с февраля 2022 года погибли 31 000 человек, и это число не может быть подтверждено независимыми экспертами.
Зеленский также сталкивается с растущим пессимизмом внутри страны и за рубежом в отношении шансов Украины сдержать натиск России без дополнительной помощи со стороны Соединённых Штатов. Спикер Палаты представителей Майк Джонсон (R-La.) отказался принять закон, включающий помощь Украине в размере около $60 млрд.
«Пришло время для серьёзных переговоров с обществом - серьёзных и честных переговоров и объяснения того, что мы должны делать, без искусственной храбрости», - сказал Владимир Арьев, депутат от оппозиционной партии «Европейская солидарность».
Бобровская поддерживает предложенные изменения к законопроекту, которые обеспечат демобилизацию военнослужащих, уже отслуживших длительное время на передовой. В нынешнем виде, по её словам, «единственный способ вернуться - это быть раненым или убитым».
«Война - это математика», - добавила она. «Мы должны считать наши ресурсы».
Арьев голосовал против предыдущего законопроекта о мобилизации, который он считал слишком карательным. Он выступает против таких мер, как приостановка действия водительских прав и арест банковских активов граждан, не зарегистрировавшихся для участия в призыве. В январе, опасаясь таких мер, владельцы счетов поспешили снять деньги, сняв за один месяц более $700 млн - больше всего с февраля 2022 года.
По словам Арьева, приоритетом должно стать «гарантирование людям, которые будут мобилизованы на военную службу, что... их не отправят на передовую без подготовки и без надлежащего снаряжения. Это очень пугает людей и вызывает недоверие [к] правительству».
Эти страхи заставляют некоторых мужчин, подлежащих призыву, предпринимать уклоняющиеся шаги.
Один 31-летний мужчина, чьи родители живут под российской оккупацией на востоке Украины, сказал, что прячется в квартире в Киеве, опасаясь, что его призовут в армию и отправят на фронт неподготовленным и плохо экипированным. Он говорил на условиях анонимности из-за опасений за свою безопасность.
В декабре, во время посещения центрального украинского города Винница, солдаты остановили его на улице и вручили ему уведомление о призыве. Он уехал, не посетив призывной пункт, надеясь, что его дело исчезнет в неорганизованной бюрократической системе.
Но месяц спустя в Киеве его остановила милиция для выборочной проверки. Когда они нашли его имя в своей базе данных, он увидел слово РАЗЫСКИВАЕТСЯ, написанное большими красными буквами. В Виннице сотрудники милиции зарегистрировали его неявку.
На следующее утро ему было предписано явиться на призывной пункт, но у него случился приступ паники, и он не пошёл. У него нет военного опыта. «Невозможно представить себе человека, более далёкого от армии или военных дел», - говорит он. «Мне кажется, нет смысла устраивать на меня такую охоту» [ну почему же, дружок? На мясо ты в самый раз сгодишься — прим. «М.П.»].
В ноябре Министерство обороны заключило партнёрство с Lobby X, рекрутинговой платформой, которая размещает вакансии для военных, начиная от передовых ролей и заканчивая тыловым обеспечением или IT.
«Люди в первую очередь хотят максимально контролировать своё будущее и чётко представлять, чем они будут заниматься в армии», - говорит Владислав Грезиев, соучредитель Lobby X. Хотя количество заявок на менее рискованные должности резко возросло, «проблема заключается в заполнении боевых позиций», - говорит Грезиев.
31-летний человек, скрывающийся от правосудия, сказал, что рассматривал возможность подачи заявления на небоевую роль, но опасается, что после зачисления его могут перевести на боевую службу. Пока что он планирует оставаться дома до тех пор, пока адвокат не поможет решить его дело. «Это всё равно лучше, чем отправиться туда и умереть через неделю, а это мой максимум, я думаю», - сказал он.
Ярослав Юрчишин, депутат парламента от партии «Голос», сказал, что законодатели ищут «подходящий механизм мотивации» для стимулирования призыва в армию, включая премии за уничтожение российской техники и новые финансовые льготы для ветеранов.
«Это трудная дискуссия, потому что раньше мы мобилизовывали людей, у которых есть чувство долга», - сказал Юрчишин. «Теперь мы должны мотивировать наших людей служить в армии» [ой! А что высокомотивированные все закончились? 😀— прим. «М.П.»].
Бежевец, советник министра обороны, сказал: «У страны есть будущее до того момента, пока есть люди, готовые за неё воевать и умирать».
«Мне не нравится «умереть за неё» - лучше убить за неё», - добавил он. Но, несмотря на экзистенциальную угрозу для Украины, многие мирные жители, по его словам, «просто пыль на ветру».
Авторы: Шевон О’Грэди, Сергей Корольчук, Константин Худов и Сергей Моргунов. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ну что ж, The Washington Post даёт вполне толковое описание ситуации, в которую угодила Украина, правители которой забыли, что войны выигрывают экономический потенциал и мобилизационный ресурс, а вовсе не понты с дорогими западными игрушками.