Окончен просмотр "Союза спасения". Огромное впечатление на меня произвёл и фильм. Многосерийная же версия позволяет рассмотреть всё в деталях, погрузиться в эпоху. И поразмышлять.
Меня подкупает то, что здесь постарались просто изложить последовательность событий. Конечно с долей художественного вымысла. Постарались понять, что руководило каждым из вовлечённых в события 1820х годов. Каждый персонаж получился объёмным и ярким. И никого из них нельзя однозначно назвать плохим или хорошим. Никто из них не идеализирован. Оправдание и осуждение предоставлено зрителю. Ответственность актёров запредельная. Ведь от их труда, от их увлечённости зависит примет ли зритель их сторону. Очень интересно, когда возникает конфликт в сознании у человека, который считал декабристов героями, а потом увидел ситуацию и с другой стороны тоже. Сразу столько эмоций. И возмущение, и злость, отторжение, недоумение, попытки разобраться. Желание понять, почему - самое дорогое. Оно помогает человеку думать. Возможно, благодаря ситуациям, показанным в фильме, кто-то сможет найти ответ на какой-то свой важный вопрос.
Почему декабристы подняли восстание? Против государя, против самих основ того государства, которому они присягнули. Да ещё такое по сути глупое, отчаянное. Заранее обречённое на провал. Ведь они же герои! Да именно поэтому! Именно потому, что они стали героями, они решили, что способны на всё. Мир могут перевернуть, людей за собой вести. И самое главное - исключительно из благих побуждений. Только все мы помним, чем вымощена дорога в Ад.
Так вот тут кураж, восторг и опьянение от своего геройства. Силушку молодецкую показать хочется... Но вместо этого - рутина, муштра и скучные ежедневные обязанности, в которых геройства и нет никакого. А скуки достаточно. Досады от того, что что-то не получается. Потому что геройствовать - это одно, а руководить, решать мелкие конфликты, ежедневно бороться с несовершенством и несправедливостью, которых, несомненно, предостаточно в любой системе - это совсем другое. Для этого нужен жизненный опыт, мудрость для этого нужна. Учиться для этого нужно. Скучно. А не поступить ли в таком случае по-геройски? Одним махом покончить со всеми несправедливостями? Самый главный-то виноватый воона где! В Петербурге сидит, да всеми командует. Не знает ничего, а людей простых тиранит. Да ещё и нас, героев, наказывает почём зря.
С другой стороны - старшие поучают, воспитывать пытаются. И это их? Много понимают! Гордыня, ревность, уязвлённое самолюбие или ощущение неполного, почти украденного мгновения славы. Гремучая смесь. Но это не только их вина. Их беда. А вина ещё и тех, кто всю эту смесь подогревал. Лестью, вином, деньгами.
Два момента, которые особенно привлекли моё внимание. Это такие очень интересные крючочки. Цепляют и подогревают мысль о несправедливости решения Николая открыть огонь.
На Сенатскую площадь вышла не гвардия. Туда вышли бунтовщики. Ровно в тот момент, когда они отказались присягать, они стали именно бунтовщиками. И тут можно сколько угодно упражняться в совершенствовании навыков адвоката, но факт остаётся фактом. Декабристы сознательным обманом и ничем не подкреплёнными посулами вывели на площадь своих подчинённых. Конституция? Да большинство простых солдат считали, что это имя жены Константина! Собственно из-за этого обмана от участия в восстании в последний момент откололись командиры полков. Приходит на ум строка из "Благочестивой Марты": "Нельзя, я понял, храм любви, воздвигнуть на песке обмана"... Тут, конечно, разговор не о семейных узах, но суть не меняется. Ложь во спасение (тем более мнимое) - всё равно ложь. Ни к чему хорошему она не приводит.
Второй момент - фраза о милосердии, которое свойственно сильным. Милосердие можно проявить к раскаявшимся или побеждённым. Но на Сенатской площади ни раскаиваться, ни сдаваться никто не собирался. Напротив. После пролитой крови даже ничего не понимающие солдаты были этой кровью замазаны. Они буквально были загнаны в угол. И были готовы драться хотя бы для того, чтобы умереть не на виселице, а в бою. Заявленное милосердие в этой ситуации выглядело бы как слабость. Кто слаб однажды - уже не вызывает священного трепета. А вот после. После милосердие было проявлено. И заменой четвертования повешением, и ссылками вместо смертной казни. На тысячи виновных всего пять повешенных. Это милосердие...
Есть ещё многое, что мне хотелось бы обсудить в этом фильме. Конечно, если вам это будет интересно.
Благодарю за то, что дочитали до этого места. Как всегда, жду ваших замечаний и комментариев. Даже если вы с чем-то не согласны. Так даже интереснее.