Найти тему
ТЕАТРАЛОЧКА

Раздвоение личности или удачный ход режиссёра: о постановке "Евгений Онегин" Римаса Туминаса в Театре им. Вахтангова

А счастье было так возможно!

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня у нас с вами знакомство со старинным, поскольку идет на сцене уже более десяти лет, спектаклем "Евгений Онегин", поставленным прославленным литовским режиссёром Римасом Туминасом в бытность его художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова. Я уже знакомила вас с его постановкой "Дядя Ваня" на сцене этого театра.

Несколько дней назад этот великий режиссер покинул нас. Скорбим и помним!

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

Нет, совсем не с этих, до боли известных строчек А.С. Пушкина начинается постановка Римаса Туминаса "Евгений Онегин" (сцены из романа в двух частях) в Театре имени Евгения Вахтангова.

Часть первая.

Потрясающее музыкальное вступление!

На сцене появляются Сергей Маковецкий и Виктор Добронравов (Алексей Гуськов и Леонид Бичевин в другом составе). Два Евгения Онегина. Сергей Маковецкий воплощает как бы зеркало души Евгения, его истинный возраст. Виктор Добронравов молод, красив и молчалив. Сергей Маковецкий статен, холоден, мудр и разговорчив:

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт.
Блажен, кто с молоду был молод
Блажен, кто вовремя созрел.
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел.
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт и хват,
А в тридцать выгодно женат.

Как же точно поставлен акцент этими строками!

С первых минут спектакля Туминас знакомит нас с молодым, обаятельным человеком с душою старика, которому уже все известно, все опостылело, и он все уже повидал, его ничем не удивишь!

Сергей Маковецкий в роли Онегина. Олег Макаров в роли Ленского. Евгений Онегин. Фото - Елена Сальтевская. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Stsena-iz-spektaklya-foto-E.Saltevskaya.jpg
Сергей Маковецкий в роли Онегина. Олег Макаров в роли Ленского. Евгений Онегин. Фото - Елена Сальтевская. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Stsena-iz-spektaklya-foto-E.Saltevskaya.jpg

Проштудировав много откликов об этой постановке, я уловила, что идет негласный спор между критиками и зрителями о том, кто главный герой этого спектакля: Евгений или все-таки Татьяна?

Чуть позже я выскажу и свое мнение по этому поводу. А сейчас хочу сказать, что для меня главным героем спектакля стала ... музыка! Музыка поистине волшебная, глубокая, будоражащая, влекущая за собой. Она переносит тебя из состояния смятения в восторженность и наоборот. Ловила себя на мысли, что порой именно музыка объясняла то или иное поведение героев, не нужно было никаких слов, чтобы понять, что хотят сказать люди. За них говорили глаза и ... музыка.

Браво композитору Фаустасу Латенасу за это великолепие!

Кроме того в спектакле очень много хореографии и пластики (хореограф Анжелика Холина). Поэтому многие считают, что в этом спектакле мало что осталось от Пушкина. Но ведь это такой своеобразный взгляд художника, которому захотелось именно через музыку, пластику и танец передать пушкинский текст и донести до зрителей новые глубинные смыслы гениального произведения. Лично я не увидела в этом ничего дурного или отталкивающего. Текст А.С. Пушкина присутствует и звучит ровно там, где это необходимо, ставя потрясающий акцент в стихотворной форме на том или ином моменте повествования.

Ленских на сцене тоже двое: Василий Симонов и Олег Макаров. Молодой опять же молчалив и импульсивен, возрастной опытен и спокоен.

Да, Онегин стреляет в Ленского на пятой минуте спектакля. Для чего? Чтобы оголить нерв, встряхнуть зрителя, чтобы чувствовался рок, висящий над всеми событиями произведения. Чтобы зритель понимал, что, несмотря на всю беспечность и веселье, уже назначена цена за все это. И цена не малая - человеческая жизнь!

Сергей Маковецкий в роли Онегина. Виктор Добронравов в роли Онегина. Василий Симонов в роли Ленского. Евгений Онегин. Фото - Дмитрий Дубинский. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Duel-foto-Dmitrij-Dubinskij-e1600689149831.jpg
Сергей Маковецкий в роли Онегина. Виктор Добронравов в роли Онегина. Василий Симонов в роли Ленского. Евгений Онегин. Фото - Дмитрий Дубинский. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Duel-foto-Dmitrij-Dubinskij-e1600689149831.jpg

Татьяну Ларину в разных составах на данный момент играют несколько актрис: Ольга Лерман, Евгения Крегжде, Екатерина Крамзина, Ксения Трейстер.

Мне посчастливилось увидеть на сцене в этом образе Евгению Крегжде. Это ее блестящая роль. Она играет только глазами и душой. Когда она читает письмо к Онегину, зал замирает, своим монологом она рвёт души зрителей на части и доводит до слез. Ее глаза говорят без слов и никогда не врут. Глаза, в бездну которых можно лететь всю жизнь. Гениальное и мастерское прочтение!

Алексей Гуськов в роли Онегина. Ольга Лерман в роли Татьяны. Евгений Онегин. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2011/10/Evgenij-Onegin-Aleksej-Guskov-Tatyana-Olga-Lerman-foto-Valerij-Myasnikov.jpg
Алексей Гуськов в роли Онегина. Ольга Лерман в роли Татьяны. Евгений Онегин. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2011/10/Evgenij-Onegin-Aleksej-Guskov-Tatyana-Olga-Lerman-foto-Valerij-Myasnikov.jpg

Спектакль Туминаса - о Татьяне. Именно её образ наиболее живой и именно она центральный драматический персонаж постановки, поскольку её характер и мировоззрение претерпевают наибольшие изменения, она оказывается наиболее сложной натурой. Именно она в спектакле страдает, мучается, "гибнет". Влюбившись в Онегина, она становится настолько живой, что готова горы свернуть, не то что кровать за собой по сцене таскать. Мы и наблюдаем за продвижением действия как бы ее глазами: вот знакомство с Евгением, разговор с няней, письмо к Онегину, ответ Евгения, "сон Татьяны", именины.

Ольгу воплощают на сцене на данный момент в разных составах Мария Волкова и Ася Домская. Это жизнерадостная, энергичная девушка, на протяжении спектакля не расстающаяся с баяном (резва, беспечна, весела). Они с Ленским очень подходят друг другу: все время улыбаются, дурачатся - в общем радуются жизни.

В лунном сиянии снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь, динь, динь, динь, динь, динь.
Колокольчик звенит.
Этот звон, этот звон
О любви говорит.

Великолепная Людмила Максакова до сих пор выходит на сцену в образе няни и танцмейстера.

Людмила Максакова в роли танцмейстера. Евгений Онегин. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Tantsmejster-Lyudmila-Maksakova.jpg
Людмила Максакова в роли танцмейстера. Евгений Онегин. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Tantsmejster-Lyudmila-Maksakova.jpg

Некоторые эпизоды спектакля показались мне чересчур затянутыми. Например, первое знакомство с Онегиным. Сколько же ему, бедному, пришлось выпить крынок с брусничной водой! Я прям переживала за его здоровье. Постоянные вставки с балетным мастер-классом для меня были излишними. Спектакль и так идет три с лишним часа. И зрителю не просто их высидеть. Это лично мое мнение. Я понимаю, что художник видит иначе. Особенно режиссёры литовской школы, которые часто передают свой замысел через метафоры и иносказания.

Все-таки Браво Римасу Туминасу за раздвоение личности Онегина: как поразительно жонглируют текстом Виктор Добронравов и Сергей Маковецкий, передавая друг другу фразы и реплики А.С. Пушкина. Это высший пилотаж актерского мастерства!

Жёсткий, вернее, жестокий ответ Евгения на письмо влюблённой девушки:

Кого ж любить, кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет,
Кто нас заботливо лилеет?
Кому порок наш не беда,
Кто не наскучит никогда?
Призрака суетно искать,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя!

Я уже рассказывала вам, что люблю театр-переживание. Вот тут это было! Татьяна сломлена, уничтожена.

Опять бомбическая музыка и конец первого действия.

Часть вторая.

В отличие от первого акта, который пролетел на одном дыхании, вторая часть показалась чуть затянутой.

Начинается она с гадания Ольги и Татьяны в "крещенский вечерок", а затем идёт "сон Татьяны" (читает Ирина Купченко) и слишком долгая сцена именин Татьяны, где поют и пляшут дворовые Лариных, пытаясь развеселить хозяйку. А что же она? Она ждёт ЕГО. И он приходит. Великолепно сыграна сцена соблазнения Онегиным Ольги, очень эротично (он обнимает не ее, а баян и заставляет зубами снять перчатки с его рук).

Виктор Добронравов в роли Онегина. Наталья Винокурова в роли Ольги. Евгений Онегин.  Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Viktor-Dobronravov-Olga-Natalya-Vinokurova-foto-Valerij-Myasnikov.jpg
Виктор Добронравов в роли Онегина. Наталья Винокурова в роли Ольги. Евгений Онегин. Фото - Валерий Мясников. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Viktor-Dobronravov-Olga-Natalya-Vinokurova-foto-Valerij-Myasnikov.jpg

Дуэль неизбежна!

Мгновенным холодом облит
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре
Потух огонь на алтаре!..

Ленского больше нет, у Ольги отнимают баян и выдают замуж.

Матушка Татьяны, отчаявшись выдать дочь замуж в деревне, отправляет ее в Москву на "ярмарку невест". Туминас вставляет эпизод, которого у Пушкина по сути нет. Сцена с реальным отрезанием кос у всех девушек, которых везут в Москву смотрится очень необычно. Вперёд, к новой жизни!

Татьяна выходит замуж за старого князя (Юрий Шлыков) и превращается из юной, робкой, наивной девочки в светскую даму, которая теперь парит высоко-высоко над сценой и над жизнью (качели ей в помощь).

Юрий Шлыков в роли князя. Евгений Онегин. Фото - Людмила Сафонова. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Kacheli-Tatyana-Olga-Lerman-Foto-Lyudmila-Safonova.jpg
Юрий Шлыков в роли князя. Евгений Онегин. Фото - Людмила Сафонова. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Kacheli-Tatyana-Olga-Lerman-Foto-Lyudmila-Safonova.jpg

Удивительно, как изобретательно и вдохновенно сочинен и собран этот спектакль. В результате банальный и всем знакомый сюжет захватывает и завораживает. Завораживает своей поэтической картинкой, томной музыкой и яркой пластикой. Спектакль соткан на контрасте залихватского веселья и иронии, с одной стороны, и русской хандры и трагедии, с другой стороны.

Ну, и умопомрачительный финал, раздирающий душу на части:

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Ольга Лерман в роли Татьяны. Евгений Онегин. Фото - Людмила Сафонова. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Tatyana-Olga-Lerman-Foto-Lyudmila-Safonova.jpg
Ольга Лерман в роли Татьяны. Евгений Онегин. Фото - Людмила Сафонова. С официального сайта Театра имени Евгения Вахтангова: https://vakhtangov.ru/uploads/2012/12/Evgenij-Onegin-Tatyana-Olga-Lerman-Foto-Lyudmila-Safonova.jpg

Бесподобный спектакль! Очень советую к просмотру!

Спасибо за внимание!

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

Знал бы прикуп - жил бы в Сочи: о спектакле "Пиковая дама" в театре имени Моссовета

Шпагат Ароновой и другие приключения (не)благородных девиц: о спектакле "Мадемуазель Нитуш" в Театре Вахтангова

Предательство собственных детей - что может быть страшнее? О спектакле "Король Лир" в Театре им. Вахтангова

Времена не выбирают. Жить или уБЕГать: о спектакле Ю. Бутусова в Театре Вахтангова

Гениальность против бездарности: о премьере "Амадей" в Театре Вахтангова

Двое из ларца, одинаковых с лица: о спектакле "Мертвые души" в Театре им. Вахтангова