1990 год ознаменовался выходом книги Леонида Филатова "Бродячий театр", на страницах которой раскрывалась весьма оригинальная палитра его творчества - от стихов до пародий. Лето этого же года было временем творческого труда над первым самостоятельным фильмом "Сукины дети", где он не только выступил в роли режиссера, но и исполнил главную роль.
Период с 1993 года был насыщен работой над фильмом "Любовные похождения Толи Парамонова", съемками которого проходили как в Москве, так и в Париже. Также в этот период вышла передача "Чтобы помнили", которая получила широкое признание зрителей.
Без капли сомнения, я уже благодарен Леониду Филатову за его идею создания цикла передач посвящённую забытым, хотя и известным в прошлом артистам, ушедшим из жизни, но которых нужно помнить. А еще, он также как и я жил в Туркменистане, только он в Ашхабаде, а я родился в городе Мары и жил там до 10 лет.
1996 год принес заслуженное признание: Леониду Филатову было присвоено звание народного артиста России. В том же году он и коллектив передачи "Чтобы помнили" получили престижную телевизионную премию "ТЭФИ". Июнь этого же года принес ему Государственную премию России.
Год 1997 ознаменовался присуждением Леониду Филатову премии "Триумф" и операцией по пересадке почки. Трагический 2003 год стал временем утраты для российской культуры. 26 октября Леонид Филатов скончался после тяжелой болезни. Похороны на Ваганьковском кладбище собрали множество людей, пришедших проститься с выдающимся творцом.
В 2006 году на могиле Леонида Филатова был установлен памятник, который стал символом его вечного вклада в культуру.
В Ашхабаде городе…
Он провел свое детство и юность в Ашхабаде. Здесь началось его творческое становление, об этом городе он до конца своих дней вспоминал с любовью и нежностью.
Леонид Филатов, советский и российский актёр театра, кино и озвучивания, кинорежиссёр, поэт, драматург, публицист и телеведущий, родился 24 декабря 1946 года в Казани. Его отец, Алексей Еремеевич, был геологом-радистом, а мама, Клавдия Николаевна, сменила несколько профессий. Интересно, что до свадьбы оба родителя будущего артиста носили одну и ту же фамилию – Филатовы. Их знакомство произошло во время войны благодаря… почте. Клавдия Николаевна работала на заводе, а Алексей Еремеевич воевал на фронте. Однажды на заводе всем девушкам раздали списки солдат, которым нужно было написать письма на фронт. Увидев в списке своего однофамильца, Клавдия Николаевна выбрала его и написала ему теплое послание. Спустя несколько недель ей пришел такой же теплый ответ. Так между молодыми людьми завязалась переписка. А чуть позже, когда Алексей Еремеевич получил кратковременный отпуск, молодые встретились и понравились друг другу еще больше. В итоге сразу после войны они поженились.
Спустя чуть больше года у молодых родился сын Лёня, которого можно было смело причислить к так называемым «детям Победы» – поколению людей, родившихся в первую пятилетку после войны (в 1945–1949 годах в стране был отмечен всплеск деторождаемости, что вполне естественно – нация должна была восполнять тот колоссальный людской урон, который понесла за годы войны). Из этого поколения «детей Победы» позднее выйдут многие известные люди, так что Леонид Филатов угодил в достойную компанию. Назову лишь некоторых из этих людей: Полад Бюль-Бюль оглы (4 февраля 1945), Никита Михалков (21 октября 1945), Юрий Антонов (19 февраля 1945), Леонид Якубович (2 августа 1945), Ирина Печерникова (2 сентября 1945), Евгений Петросян (16 сентября 1945), Геннадий Хазанов (1 декабря 1945), Вячеслав Добрынин (25 января 1946), Владимир Гостюхин (10 марта 1946), Владимир Пресняков (26 марта 1946), Семен Морозов (27 июня 1946), Игорь Старыгин (13 июля 1946), Николай Бурляев (3 августа 1946), Михаил Боярский (26 декабря 1946), Марина Неелова (8 января 1947), Вячеслав Малежик (17 февраля 1947), Елена Соловей (24 февраля 1947), Татьяна Васильева (28 февраля 1947), Юрий Богатырев (2 марта 1947), Светлана Тома (24 марта 1947), Наталья Варлей (22 июня 1947), София Ротару (7 августа 1947), Ольга Остроумова (21 сентября 1947), Владимир Ильин (16 ноября 1947), Валерий Харламов (14 января 1948), Владимир Винокур (31 марта 1948), Владимир Носик (3 апреля 1948), Наталья Гундарева (28 августа 1948), Игорь Костолевский (10 сентября 1948), Ирина Муравьева (8 февраля 1949), Николай Еременко (14 февраля 1949), Валерий Леонтьев (19 марта 1949), Юрий Куклачев (12 апреля 1949), Алла Пугачева (15 апреля 1949), Любовь Полищук (21 мая 1949), Александр Панкратов-Черный (28 июня 1949), Ирина Роднина (12 сентября 1949), Александр Градский (3 ноября 1949) и др.
Как-то, Леонида Филатова спросили, - кто ваши друзья?
- Из россиян - Миша Задорнов, Володя Качан, Саша Розенбаум, Леонид Ярмольник, театральный художник Давид Боровский. Вообще в моей жизни было много замечательных людей, которые как бы сформировали меня. Это мои учителя в Щукинском училище - Владимир Этуш, Вера Константиновна Львова, это Борис Захава, Юрий Любимов. Это ашхабадцы - режиссер Ренат Исмаилов, моя школьная учительница английского языка. Я им многим обязан. Не забываю друзей и они не забывают меня. Ашхабадцы звонят, приезжают, правда, сейчас уже реже.
- Простите, что перебиваю, - сказала Нина Шацкая, готовившая на кухне кофе, - но не могу удержаться, чтобы не похвастать: одну из своих стихотворных комедий - "Возмутитель спокойствия" - про Ходжу Насреддина Леня посвятил ашхабадцам. Вот какой там эпиграф: "Прекрасным людям моей ашхабадской юности, друзьям и учителям посвящается".
Но вернемся к нашему герою.
Филатов рос без отца, который после войны посвятил себя геологии и часто уезжал в дальние поездки (в кинофильме «Дом, в котором я живу» 1957 года его роль исполнил Михаил Ульянов – геолог, всегда в поисках редкого колчедана). Его мать, Клавдия Николаевна, одна справлялась с хозяйством и работой, воспитывая сына. Но в 1953 году между ними произошла серьезная ссора, которая положила конец их браку. Женщина, обладавшая гордостью и силой характера, собрала все свое имущество, взяла за руку шестилетнего Леню и уехала от мужа – в Ашхабад, столицу солнечной Туркмении.
Тогда этот город имел около 400 тысяч населения и активно развивался. В 1949 году был утвержден первый Генеральный план застройки города, целью которого было сделать город более современным. По этому плану старые дома, построенные до революции, должны были быть снесены, а на их месте должны были появиться новые кварталы. Но Филатовы приехали в Ашхабад в начале этого процесса, поэтому они сначала жили в общежитии. Правда, в центре города – рядом с новым университетом.
Филатов пошел в школу позже, чем его сверстники: не в 1954 году, а через год. Причина была в его здоровье: он в детстве перенес тяжелое воспаление легких. Он всю жизнь помнил об этом. Но не о болезни, а о враче, который его вылечил. Он обещал мальчику подарить самолетик, чтобы успокоить его перед больными уколами. «Я поверил, – вспоминал потом Филатов. – И полгода ждал. Но самолетика не было. Зато я поправился…»
Леня Филатов был хилым и невзрачным ребенком, поэтому когда его мать привела его в школу, чтобы записать в первый класс, учителя посоветовали подождать еще год. Они считали, что он не справится с нагрузкой и не сможет конкурировать с другими детьми. Мать согласилась, и Леня провел еще один год дома, играя во дворе с мальчишками и редко видя свою мать, которая работала на трех работах и училась заочно в Москве. Когда Леня наконец пошел в школу, он оказался в классе, где учились и мальчики, и девочки. Это было новшество для СССР, где до этого было раздельное обучение. Лене это понравилось, потому что он любил общаться со всеми и узнавать новое.
Жизнь Лени проходила на фоне больших исторических событий, которые меняли лицо страны и мира. Когда ему было шесть лет, скончался И. Сталин, вождь советского народа, чей культ личности был вскоре разоблачен Н. Хрущевым на ХХ съезде партии, когда Лене было девять. Это привело к «оттепели» в обществе, когда стали возможны свобода слова, творчества и мысли. Леня не мог понять все тонкости политики, но он чувствовал, что вокруг него происходят важные и интересные вещи. В школе он участвовал в политинформациях, где рассказывал о достижениях своей страны в разных областях. Он гордился тем, что СССР был лидером в науке, культуре и спорте. Он восхищался тем, что в Москве построили самый большой в Европе кинотеатр «Мир» и самую мощную в Европе Волжскую ГЭС. Он восторгался тем, что в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где он увидел представителей разных стран и народов. Он восхитился тем, что СССР запустил в космос первый искусственный спутник Земли, открыв новую эру в исследовании космоса.
Леня Филатов был одним из тех советских детей, которые жили в эпоху космических полетов, олимпийских побед и строительства коммунизма. Он не только восхищался достижениями своей родины, но и сам старался быть достойным ее сыном. Уже в четвертом классе он проявил себя как талантливый юннат (любитель природы) и вырастил из семян великолепную желтую розу, которая удивила всех своим размером и красотой. За этот подвиг он был награжден медалью ВДНХ и отправлен в самый лучший пионерский лагерь страны – «Артек», где он провел незабываемые каникулы.
Но Леня Филатов не останавливался на достигнутом. Он также обнаружил в себе склонность к литературе и начал писать стихи. Это было неудивительно, ведь он всегда любил читать книги и слушать рассказы взрослых. Его стихи были «правильные», то есть отражали современную действительность и поднимали важные социальные вопросы. Например, в одной из своих басен он затронул такую тему, как выбор профессии молодым поколением. Он поддержал идею, что все профессии важны и нужны обществу, и что нельзя пренебрегать трудом рабочих в пользу более престижных специальностей. Эта басня называлась «Домашнее задание и Колино призвание» и была опубликована в пионерской газете.
Мама папе говорит:
«Коле путь везде открыт!
Пусть актером Коля будет,
Через сцену выйдет в люди!
А потом, быть может, скоро
Станет кинорежиссером.
Я заметила давно:
Часто ходит он в кино!»
Отвечает папа: «Коле
Нужно быть в авиашколе.
Пусть помажет руки в масле…»
Мама крикнула: «Ужасно!
Алексей! Ведь это вроде
Как работать на заводе!»
Тут вмешалась тетя Тома:
«Коля будет агрономом!»
«Не болтайте, право, что ли!
Будет шофером наш Коля!
Станет ездить на «Победах»…»
Вдруг на эти крики деда
Бабушка присеменила:
«Коля – шофер? Вот чудило!
Не согласна нипочем!
Станет Коленька врачом!»
Не знаю, чем кончилось это собрание,
Быть может, доныне идет пререкание…
Одно лишь могу вам сказать пока:
Я этого Колю видал у станка.
Эта басня прославила Филатова в Ашхабаде и принесла ему первые деньги за творчество. За это он обязан своей маме, которая радовалась его поэтическому увлечению и не мешала ему писать стихи после школы. Однажды она собрала несколько тетрадей с его стихотворениями и отнесла их в редакцию газеты «Комсомолец Туркменистана» (Филатов сам бы такого не решился из-за своей скромности). Она дала тетради поэту Юрию Рябинину, чтобы он оценил их и, если что-то понравится, помог опубликовать. Честно говоря, шансов на успех было мало. Не потому, что Клавдия Николаевна не доверяла таланту своего сына, а потому, что сомневалась, что его, простого мальчика с улицы, заметят авторитетные журналисты. Но к удивлению мамы, Рябинину стихи заинтересовали, и он сразу же отправил в печать два из них (в том числе и знаменитую «Басню про Колю»). Когда Филатов увидел свое творение в газете, он был потрясен. Это был настоящий шок, оцепенение. А когда ему еще и заплатили гонорар, который для тринадцатилетнего ребенка казался огромным, то все это показалось ему сказкой. Он потратил эти деньги «по-братски» – купил подарки всем своим родным. Так, маме достались ароматы, ее брату, дяде Юре, – билеты в его любимый театр, а себе Леонид купил билеты в кино. Остаток он отдал бабушке, попросив ее потратить их на хозяйство. Она и сделала, купив продукты и устроив пышный обед в честь этого торжественного события. Много лет спустя, когда он стал известным артистом и писателем в Москве, Филатов будет сильно стыдиться этих первых стихов. Я позволю себе не согласиться с ним. Конечно, это была не великая поэзия, но именно в этом был их шарм. Это были чистые и наивные стихи юного энтузиаста, который мечтал о создании самого справедливого общества на планете. Перо 13-летнего Леши Филатова вело вера в романтику и безграничная любовь к своей родине. И жалко, что именно эти чувства поздний Филатов будет считать «ужасными по своей направленности». Разве стыдно писать стихи о парне, который не боялся стать рабочим? Ведь он не пошел в преступники или головорезы! По-моему, с того момента, как мы стали называть такие стихи (книги, фильмы, песни и т. д.) стыдными, мы с вами и стали тем, кем стали. Поэтому я осмелюсь возразить: нет, Леонид Алексеевич, хорошие стихи вы писали в детстве: может быть, графоманские, но по сути своей правильные. Ведь современные творцы создают на свет явно графоманские произведения (стихи, песни, книги, фильмы) и не только не стыдятся их, а активно рекламируют. И тема, которую вы подняли в давнем 60-м, в их сегодняшнем толковании имела бы совсем другой смысл. И в самом деле стыдный. Например, такой:
Мама папе говорит:
«Коле путь везде открыт!
Пусть бандитом Коля будет,
И по трупам выйдет в люди!
А потом, быть может, скоро
Станет он вором в законе.
Я заметила давно:
Любит он про них кино».
Но сказал отец сердито:
«Обойдемся без бандитов!
Их стреляют почем зря,
Как менты, так и братва.
Чтобы выбраться из сирых,
Сын должон идти в банкиры.
Только при таком раскладе
Мы все будем в шоколаде»…
и т. д.
Но вернемся назад, в конец 50-х.
Филатов не только любил писать стихи, но и знал много других наизусть. Однако его жизнь была далека от поэтической. Он жил в обычном советском дворе, где собиралась разношерстная компания детей разных народов: русских, евреев, армян, узбеков, туркменов и других. Я сам вырос в таком дворе (правда, не в Ашхабаде, а в Москве конца 60-х – начала 70-х), поэтому мне хорошо знакома эта атмосфера. В нашем дворе действовало правило: мальчики и девочки играли по отдельности. Но возраст не имел значения: «малыши» (дети 8—12 лет) могли играть с «большими» (дети 13—16 лет).
Советские дворовые игры были богаты и разнообразны. К сожалению, сегодня они почти все забыты, потому что таких дворов больше нет, а дети предпочитают компьютерные игры. А мы тогда проводили весь день на улице и играли, играли, играли. Среди наших игр были такие, как «казаки-разбойники», война, футбол, лапта, штандер, салочки, ножички, «чиж», «тарзанка», а также такие как «расшибалочки», «пристенка» и «трясучки». Я уверен, что Филатов тоже знал и любил эти игры.
Кроме того, мы часто устраивали драки с другими дворами (по улице, району и т. д.). В этих драках главную роль играли старшие пацаны, а «малыши» помогали им (служили разведчиками, держали стрем). Филатов тоже не раз участвовал в таких драках: он жил в районе, где был новый университет, и дрался с ребятами из района со старым университетом. Вожаком в его компании был Эдик Хачатуров, который позже стал прототипом одного из героев фильма «Грачи», снятого Филатовым. Вот вам и нашумевший фильм "Слово пацана", в реальности.
Филатов вспоминал: "Ашхабад в те годы был не преступный, но… южный город, где смешивались нации, характеры. Там были и армяне, и украинцы, и евреи, и грузины, и туркмены, конечно. И понятно, что сопровождать девушку вечером было опасно. В этих республиках лучше быть местным. Но тогда все-таки время было другое, чем сейчас. Я вот слово "еврей" узнал в Москве. Живя в Ашхабаде, я не очень понимал, что это значит, ну еврей и еврей. А почему еврей плохой, мне рассказала "щедрая" Москва…
"Ашхабад был для меня городом свободы. В середине 50-х там можно было дышать полной грудью. Главная улица города прямо упиралась в иранскую границу. Многие жители без проблем пересекали ее по тайным тропам, не обращая внимания на таможню. На базарах Ашхабада продавались легкие наркотики без запрета. Я однажды попробовал анашу – не понравилось. Мама ничего не знала…"
Взрослея, Филатов часто задумывался, как в его детстве могли сосуществовать два разных человека: книжный червь и дворовый боец. Но так было у многих советских мальчиков. Все зависело от того, как сложилась их судьба. Некоторые из них посвятили свою жизнь дракам и погибли (от рук врагов, от алкоголя, от закона). Другие же дрались только для того, чтобы не быть трусами, и имели другое, более интересное хобби, которое спасло их от гибели. Филатов был из вторых. Хотя и ему чуть не пришлось расплатиться за свои увлечения. В конце 50-х Филатов увлекся поэзией и стал читать свои стихи в одном из молодежных кафе. Однажды там к нему подошла группа милиционеров и обвинила его… в убийстве человека. Филатов был ошеломлен. Его отвезли в милицию, где стало ясно, что это ошибка. Оказалось, что недалеко от кафе убили молодого парня, а убийца убежал. Но был свидетель, который видел его лицо. И когда он с милиционерами обошел окрестности и зашел в кафе, он указал на Филатова как на преступника. Конечно, свидетель ошибся, но это выяснилось только через несколько часов. Когда Филатова привели в милицию и он узнал, чего его подозревают, он доказал свою невиновность – во время убийства он читал стихи в кафе. После того, как басни Филатова появились в «Комсомольце Туркменистана», он завоевал симпатии этой газеты и подружился с ее сотрудниками. Через них он познакомился и с другими людьми, которые повлияли на его развитие как личности.»
Вот как сам Филатов вспоминал об этих людях:
"В газете я понял, что самые бескорыстные люди – это, конечно, провинциальные газетчики, и особенно южные. Там была одна ковбоечка, одни сандалии чудовищного канареечного цвета – и остальное неважно, человек шлепает в этом года три-четыре. Поэтому любые малые деньги, 20–30 рублей за какую-то публикацию, за подборку стихов, тратились на пиво с друзьями. Я не видел, чтобы кто-то особо пьянствовал из газетчиков. Пили пиво… Жара чудовищная. К пиву – только подсоленный горошек, либо еще какая-нибудь ерунда, либо горячие манты. И пиво, пиво, пиво… Вот за пивом бесконечные разговоры только о поэзии, о кино, о том, что в Москве. Бесконечные прожекты. Кто-то пишет повесть, кто-то рассказ. Этот рассказ не пропустили, и так далее… Собственно, воспитывался я этими бескорыстными людьми, в общем, нищими с точки зрения финансов, но замечательными товарищами. Казалось бы, чего им водиться с пацаном, я даже по возрасту им не подходил. Это время надолго осталось в моей памяти. Так что вот что такое город Ашхабад…»
В 60-е годы прошлого века Филатовы не раз меняли свой дом. Их жизнь была трудной: они работали в разных местах, а Клавдия Николаевна еще и училась заочно в институте. Ее здоровье не выдержало такого нагрузки, и она решила вернуться на свою историческую родину, в Пензу, где жили ее мать и брат. Филатов, который очень полюбил Ашхабад, не хотел расставаться с ним. Но он понимал, что мама для него дороже всего. Поэтому он согласился на компромисс: он продолжал учиться в Ашхабаде, где остался его отец, а летом приезжал к матери. Филатовы переехали в Пензу в 1963 году, когда город праздновал свое трехсотлетие. Клавдия Николаевна нашла работу бухгалтером на теплоэлектростанции, которая предоставила им с Леонидом небольшую комнату. Филатов не задержался в Пензе долго, и вскоре уехал обратно в Ашхабад. Но летом он снова появился у матери, и тут случилось неожиданное… он влюбился. Его возлюбленной стала Люба Сидорит, которая была младше Филатова на два года – ей было 14 лет. Она была другом его двоюродной сестры Светланы. Молодые люди встречались после уроков и часто уезжали за город: например, летом они катались на лодке по реке Сура. Им также нравилось гулять по берегу реки и угощаться свежим хлебом, который они покупали в соседней пекарне. На берегу у них был секретный уголок, где они оставляли друг другу любовные послания: в них Света называла себя Белкой, а Филатов – Водолеем. Л. Сидорит вспоминает: "Леня был еще ребенком, но уже таким изящным, красивым. В 16 лет он носил кольцо, ходил в белых рубашках… Раз мы играли в загадки, и у Лени была именно такая белая рубашка. Я загадала, чтобы он опустил ее в воду, которая лежала на дне лодки, с водорослями и илом. Спрашиваю: "Ленчик, тебе не жаль?" Он задрожал, но все равно ответил: "Да легко". Снял рубашку, кинул на дно лодки и стал ее "стирать". И говорил: "Ради тебя, Любочка, я на все способен…"
Помимо Любы в Филатова были влюблены и другие девочки с их двора. Одна из них оказалась смелее других и первой призналась ему в своих чувствах. Но Филатов ей очень деликатно отказал во взаимности. У девушки была большая грудь, а это Филатову не нравилось. Своей двоюродной сестре он так и сказал: «Я не люблю, когда вот здесь (показал на грудь) слишком большая масса…»
Леонид Филатов не всегда мечтал быть актером. В детстве он больше любил читать стихи и участвовать в школьных постановках. Он помнит, как в драмкружке играл роль кота в «Кошкином доме» и как воссоздавал приключения Тома Сойера и других героев из книг. Но театр не завораживал его так, как поэзия. Он не видел себя на сцене, а тем более на экране. Он даже не ходил в профессиональную студию, а только иногда посещал полулюбительскую, которую вел его друг Ренат Исмаилов, работавший в Доме учителя.
Все изменилось, когда Филатову было около пятнадцати лет. Он вдруг захотел стать кинорежиссером. Откуда взялась эта идея? Филатов объясняет: «Это было влияние Рената. Он мне рассказывал о ВГИКе, о том, как там учатся, какие фильмы снимают. И я стал подписываться на журнал "Советский экран". Там я видел фотографии молодых режиссеров, которые уже были известны и уважаемы: Тарковского, Кончаловского, Вайды. Они выглядели так стильно и уверенно в себе. У них были модные свитера и черные очки. Я хотел быть как они. Я хотел снимать фильмы, которые будут восхищать зрителей".
Филатов решил поступать во ВГИК на режиссерский факультет. Его мама и друзья сначала не поверили, что он серьезно. Но потом они увидели, как он усердно готовится к поступлению. Они даже помогали ему тренироваться. Его мама Люба рассказывает: "Леня упорно занимался. А мы с Светланкой играли с ним в актеров. Он говорил: "Скажите мне, какое лицо я должен сделать?" Мы отвечали: "Удивленное, радостное, дурацкое…" – и смеялись, наблюдая, как он меняет выражение по нашей просьбе…"
Приехав в Москву летом, Филатов обнаружил, что его долгожданные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа отложены на месяц вперед. Но деньги, выделенные матерью, рассчитывали только на пару недель. Наступила минута истины - что же делать? В этом безвыходном положении случай вмешался в его жизнь. Возле ВГИКа он встретил парня, который собирался поступать в театральное училище имени Щукина. Тот уговорил его попробовать силы именно там. Став артистом казалось единственным спасением. К тому же, по фотографиям в "Советском экране", артисты выглядели также модно, как и режиссеры.
Филатов готовился к экзаменам, подготовив прозаический отрывок и стихи, которые сам сочинил, но решил представить их под чужой фамилией. Помимо этого, нашел книжечку Феликса Кривина и выбрал самую подходящую басню. С этим в багаже он отправился на экзамен, вечером, так как днем предпочитал исчезнуть... в кинотеатр. Но это был не просто кинотеатр, а место проведения Московского международного кинофестиваля, который он не мог пропустить. Будучи киноманом, он всегда стремился видеть новинки кино, но это было лишь местное прокатное кино. А фестиваль - это была возможность погрузиться в мировой кинематограф. Филатов не мог упустить этот шанс, даже если поступление в "Щуку" казалось маловероятным. В душе он уже мирно смирился с мыслью, что, возможно, ему придется вернуться домой.
Но как вы понимаете, Филатов оказался на замечательном курсе, где его сокурсники в последствии добились великих высот в актерском мире. Учебная группа была настолько талантлива, что достаточно было упомянуть несколько имен, чтобы все стало ясно: Нина Русланова, Александр Кайдановский, Борис Галкин, Иван Дыховичный, Владимир Качан, Екатерина Маркова. Этот невероятный состав обещал множество великолепных театральных и кинематографических достижений в будущем.
Поэтическое наследие Филатова из тех времен охватывает не один десяток разноплановых стихотворений: от подражательных до оригинальных. В этих стихах легко уловить те мысли и чувства, которыми жил их создатель в те годы. Вот два примера. Первый – "Открытие", написанный в 1966 году.
Мир, кажется, зачитан и залистан,
А все же молод. Молод все равно!
Еще не раз любой из древних истин
В грядущем стать открытьем суждено.
И смотришь с удивленьем кроманьонца,
И видишь, пораженный новизной,
Какое-то совсем иное солнце,
Иное небо, шар земной…
О, радость первозданных откровений!
О, сложность настоящей простоты!
Мы топим их в пучине чьих-то мнений,
Сомнений и житейской суеты.
Они даются горько и непросто,
Который век завидовать веля
Безвестному Колумбову матросу,
Что первм хрипло выкрикнул: «Земля!»…
А вот второе: "Компромисс"
Я себя проверяю на крепость:
Компромиссы – какая напасть!
Я себя осаждаю, как крепость,
И никак не решаюсь напасть.
Не решаюсь. Боюсь. Проверяю.
Вычисляю, тревожно сопя,
Сколько пороху и провианту
Заготовил я против себя.
Но однажды из страшных орудий
Я пальну по себе самому,
Но однажды, слепой и орущий,
Задохнусь в непроглядном дыму…
И пойму, что солдаты побиты,
И узнаю, что проигран бой,
И умру от сознанья победы
Над неверным самим же собой…
На третьем курсе, в 1967 году, Филатов сильно влюбился. Его вдохновением стала первокурсница "Щуки" – 20-летняя Наталья Варлей, звезда фильма "Кавказская пленница". Премьера этого фильма была масштабной – его показали в 53 кинотеатрах Москвы. Варлей была окружена поклонниками, но Филатов не смог удержаться от чувств.
Он страдал от своего внешнего вида, но это не помешало ему влюбиться в Варлей, особенно когда они начали работать вместе. Филатов написал пьесу для первокурсников и постоянно посещал репетиции, но Варлей воспринимала его только как коллегу.
Вскоре Варлей вышла замуж за другого актера, Николая Бурляева, разбив сердце Филатова. Чтобы забыть о боли, он влюбился в другую актрису, Лидию Савченко, которая помогла ему в театральной карьере.
С того момента, как показали сказку "Про Федота-стрельца, удалого молодца" по телевизору, вся страна обсуждала её. Леонид Филатов не только написал эту сказку, но и блестяще её исполнил. Хоть многим уже был знаком текст благодаря публикации в журнале, авторское исполнение придало ему новую жизнь.
Однако некоторые части были исключены из-за идеологических причин.
В том же день газета опубликовала интервью с Филатовым, где он выразил мысли о роли искусства и влиянии кино на поведение людей. Он поднял вопрос о том, что негативные примеры также могут быть полезными для воспитания. Он критиковал идею показывать только "хорошее" в искусстве, считая, что это ограничивает спектр чувств и опыта зрителя.
Несмотря на утверждения социологов о том, что кино не оказывает прямого влияния на поведение людей, Филатов не соглашался. Он приводил примеры из советского и мирового кинематографа, подчеркивая его значимость для формирования общественного мнения и поведения.
А что с Высоцким...
Во время начала 88-го года Филатов оказался в центре событий, связанных с Владимиром Высоцким. Именно тогда исполнилось бы 50 лет поэту, и власти предприняли все возможное, чтобы это событие не прошло незамеченным (они даже наградили покойного Государственной премией СССР). Началась активная пропагандистская кампания, в основе которой была не только искренняя любовь к поэту, но и политический интерес. С помощью имени Высоцкого горбачевцы стремились развенчать брежневский "застой" и прославить "Таганку".
Ещё в январе пресса, включая центральные издания, написала о Высоцком рекордное количество статей - более двух десятков. Похоже, каждый, кто когда-либо видел или знал Высоцкого, стремился выразить свою любовь к нему, чтобы запечатлеть своё имя в истории. В февральском выпуске журнала "Огонёк" М. Влади выразила своё горькое недоумение по поводу того, как некоторые люди, которые ранее игнорировали Высоцкого, теперь стремятся использовать его имя ради собственной выгоды.
Надо отметить, что Филатов не поддался на общественный психоз и не стал выставлять себя "другом Высоцкого" в публикациях. Однако он принимал участие в некоторых действиях этой кампании, например, подписав письмо в защиту Эдуарда Володарского. Володарский дал несколько интервью и опубликовал пьесу о Высоцком, раскрыв некоторые ранее неизвестные факты его жизни. Некоторые родственники и друзья Высоцкого не одобрили эту активность и начали публично критиковать Володарского.
5 марта Леонид Филатов присоединился к кампании, подписав так называемое "письмо 23-х", направленное на защиту Володарского. Письмо было опубликовано в газете "Советская культура", и кроме Филатова подписали его многие другие известные личности. В письме они выразили своё недовольство публикацией, которая, по их мнению, порочила репутацию Володарского и вторглась в его личную жизнь. Они выразили надежду на публичные извинения за эту ошибку, предупредив, что нежелательные последствия могут быть серьёзными.
Последние годы
После операции по пересадке донорской почки Филатову выпала возможность прожить еще шесть лет. Эти годы, хоть и ограниченные, он провел вдумчиво, большей частью дома, в обществе близких: жены Нины и кошки Анфиски. Несмотря на изменения, Филатов не забросил свои увлечения, продолжая писать и вести свою телепередачу "Чтобы помнили", снимая все сцены в собственной квартире.
СМИ редко вспоминали о нем, и сам Филатов предпочитал оставаться в тени, считая, что нечего особенного рассказывать. Но если кто-то из журналистов все-таки наведывался к нему, то видел уже измененного Филатова: более мудрого и спокойного. И это неудивительно: столкнувшись лицом к лицу со смертью, он пересмотрел свои приоритеты и стал ценить каждую мгновение.
В одном из интервью Филатов признался, что раньше был злым и недовольным миром вокруг. Он осознал свою неправоту и начал ценить моменты жизни, не теряя времени на негатив. Он рассказал о своих переживаниях и изменениях, о том, как понимание смерти изменило его взгляды.
Несмотря на видимое изменение, в последующем интервью Филатов не отрекался от своих прежних убеждений. Он осуждал не только индивидуальные претензии, но и системные проблемы, в том числе критикуя нынешнюю власть. Он высказал мнение о необходимости реформ и предательстве интеллигенции.
Филатов подчеркнул, что он не скучает по прошлым временам, а скорее сочувствует простым людям, оказавшимся в трудной ситуации. Он не считает себя активным участником политических движений, но критикует существующую систему на основе собственного опыта и восприятия современной действительности.
В своих высказываниях Филатов обращается к различным аспектам общества, выражая беспокойство по поводу морального и интеллектуального уровня нации. Он отмечает деградацию ценностей и культурных стандартов, обращая внимание на проблемы образования и нравственности.
Последние дни
Увы, жизнь Леонида Филатова после премьеры "Федота-стрельца" была короткой - всего полтора года. О Лене Филатове в последние месяцы своей жизни рассказывает Леонид Ярмольник: "В последнее время Леня был ограничен. Нет, не к кровати, а к дому. Его ум работал отлично, Леня мог гулять около 30–40 минут, но потом ему обязательно нужно было отдохнуть полчаса. Просто не хватало сил... В общем, люди с донорской почкой живут максимум 8—10 лет. Леня прожил в два раза меньше. В его состоянии любое простудное заболевание могло стать катастрофой..."
К сожалению, Филатову не удалось избежать простуды. Это произошло 15 октября 2003 года. В этот день Филатов согласился выступить на концерте своего друга еще со студенческих времен, сатирика Михаила Задорнова. Филатов прочитал со сцены свою знаменитую сказку "Про Федота-стрельца" и несколько своих пародий. Успех был огромным. Однако весь вечер Филатов находился практически на сквозняке, так как выход со сцены был прямо на улицу. Вечером он почувствовал боль в спине, а на следующее утро поднялась температура. Нина Шацкая сразу вызвала "Скорую помощь", которая отвезла Филатова в Центральную клиническую больницу, где у него обнаружили двустороннее воспаление легких и отек легкого. Учитывая состояние Филатова, стало понятно, что это была трагедия. Его могло спасти только чудо. Как вспоминает мама актера Клавдия Николаевна: "Из-за донорской почки все эти годы Лене приходилось принимать специальные препараты, которые подавляли иммунитет. Возник вопрос о удалении почки, чтобы начать ускоренный курс лечения антибиотиками. Но хирург, пересадивший почку сыну, отказался от такого шага. И даже если бы Леня смог пройти через такую операцию..."
Все дни, проведенные Филатовом в больнице, российские СМИ внимательно следили за его состоянием и сообщали об этом своим читателям. Не буду преувеличивать, если скажу, что почти вся страна переживала за этого популярного актера. Вот только несколько отрывков из некоторых публикаций.
Д. Мельман («Московский комсомолец», 18 октября): "Как Филатов заразился вирусом уже не важно. Двустороннее воспаление легких, пневмония - это крайняя опасность для него. Состояние Филатова стабильное, медицинское обслуживание на высшем уровне. Но нужны деньги на медикаменты. И немалые.
Мы позвонили близкому другу Филатова актеру Леониду Ярмольнику, который в трудную минуту находится рядом с Леонидом Алексеевичем. Несмотря на то, что Ярмольник бегает между ЦКБ и аптеками, ища редкие лекарства, он нашел время, чтобы прокомментировать ситуацию.
– Вы первые, кто отреагировал на беду... Удивительно: мы все живем, мы все работаем. Артисты, которые постоянно работают, обычно не жалуются. Но у нас нет миллионеров. Достаточно заболеть, и сбережений хватит на месяц, максимум на два. А если болезнь серьезная, через какое-то время вы становитесь нищим. Помощи ждать неоткуда. Сначала звонят, надеясь, что скоро выздоровеете и вернетесь к работе. Но когда понимают, что вы не можете работать, они забывают ваш номер телефона. И мало кто действительно волнуется о вас.
Наверное, нет человека в нашей стране, который бы не знал и не любил Леонида Филатова. И я уверен, его судьба им не безразлична. Думаю, зрители быстрее смогут помочь в этой ситуации, чем государство" (далее следовал номер счета для желающих помочь актеру).
А. Бессарабова («Мир новостей», 21 октября): "На прошлой неделе Леонид Ярмольник объездил около десятка московских аптек, покупая необходимые медикаменты. Нина Шацкая невозможно найти дома - она постоянно в клинике.
Старший администратор театра, давняя знакомая Шацкой, Ольга Обметко, вчера сказала корреспонденту «Мира новостей», что состояние актера пока не улучшилось:
– В театре все волнуются. Сотрудники собрали деньги и передали их Нине Сергеевне. Следят за новостями. Звонят фанаты Леонида Алексеевича. Люди искренне хотят его выздоровления. Многие спрашивают, чем могут помочь. К сожалению, только деньгами и надеждой на лучшее.
Мы верим, что любовь зрителей, читателей и близких победит и сейчас".
К сожалению, несмотря на все усилия врачей и молитвы сотен тысяч людей, чудо не случилось: в воскресенье, 26 октября 2003 года, Леонид Филатов ушел из жизни. Вот как описывала это в "Комсомольской правде" Ольга Кучкина:
"Володя Качан и Леня Ярмольник пришли в Кремлевку. Володя стоял, смотрел на Леню Филатова и плакал. Ярмольник тоже плакал. Лицо Филатова было красное, руки опухшие и красные. Он тяжело дышал, брови нарисованы, на лице страдальческое выражение. Ситуация стала неподвижной. Донорская почка требовала низкого иммунитета. А чтобы вылечить воспаление легких, нужно было повысить иммунитет. В итоге почка отказала, давление подскочило, на организм накинулись стафилококки, герпес и еще что-то.
– Если бы вы его видели, вы бы тоже плакали, – сказал Володя.
Я уже плакала.
– Ты что-то ему сказала? – спросила я.
– Я просил его жить. Мы уехали, и через пятнадцать минут у него остановилось сердце. Его удалось заставить его работать. Но через несколько минут сердце опять остановилось, и больше врачи не смогли его запустить. Как будто он ждал нас, чтобы попрощаться. Он для меня не просто друг, он часть меня, и с ним ушла часть меня...".
До скорой встрече! Поставьте лайк и напишите комментарий!