В еврейской культуре брак всегда считался одной из важнейших ценностей. Отношения между мужем и женой исторически должны быть основаны на взаимном уважении, любви и заботе.
Традиционно в еврейских семьях жена отвечала за дом и воспитание детей, а муж обеспечивал семью материально. При этом роль женщины никогда не считалась второстепенной или подчиненной мужу. Согласно еврейской традиции, жена была и остается партнером и союзником мужа во всем.
Роль женщины в иудаизме наделяется большим уважением и почетом. Она рассматривается как хранительница домашнего очага, продолжательница рода и хранитель традиций. В то же время в современном мире роли в еврейской семье значительно трансформировались и стали более гибкими. На сегодняшний день и муж, и жена свободно могут строить карьеру и делить между собой обязанности по дому и воспитанию детей. Идея о существовании мужчины как главы семьи постепенно теряет свою актуальность: важные решения принимаются совместно мужем и женой.
Иудаизм о браке
Современные представления о браке значительно отличаются от тех, что существовали сто и более лет назад. Безусловно, для еврейской женщины (как и для любой другой) крайне важно поддерживать теплые и заботливые отношения с мужем, но не ценой полного подчинения и отказа от собственной индивидуальности.
Иудаизм неизменно поддерживает брачный союз. Несмотря на то, что разводы не запрещены, считается, что даже при наличии серьезных проблем необходимо прикладывать максимум усилий для того, чтобы попытаться сохранить отношения.
Главное — сохранять атмосферу взаимопонимания, поддерживать доверительные отношения, проявлять заботу друг о друге. Необходимо находить баланс между семьей и работой, выделять время для общения и совместного отдыха.
«Все лучшее, доброе и возвышенное, что есть в еврейском народе, в большинстве своем исходит от женщины. Муж обязан любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем себя» (Санхедрин, 76б)
Еврейский брак и дети
Да, существует крайне важная заповедь «плодитесь и размножайтесь». И да, будучи во многом травмированными последствиями Холокоста, многие еврейские женщины видят немало смысла в деторождении, считая, что обязаны привести в мир как можно больше людей, чтобы хоть как-то компенсировать ужасающие потери.
Тем не менее, в современных еврейских общинах фокус внимания постепенно смещается от общей детоцентрированности к большей свободе выбора. Нельзя сказать, что евреи поддерживают «чайлдфри», но еврейскую женщину, которая приняла решение не рожать, едва ли станут подвергать осуждению.
В конечном счете, все зависит в первую очередь от договоренностей между супругами. Если муж хочет детей, а жена нет (или наоборот) — такое различие в ключевых ценностях может разрушить брак (и в этом смысле не имеет никакого значения, еврейский это брак или нет).
Резюмируя, я бы хотела подчеркнуть самое главное: современный союз между мужчиной и женщиной должен базироваться в первую очередь на уважении по отношению друг к другу. Все прочее в-основном зависит от договоренностей в паре: кто принимает важные решения, кто распоряжается финансами, кто заботится о доме и детях, кто ухаживает за родителями, и так далее. И речь здесь не столько о равноправии, сколько об умении спокойно договариваться друг с другом и совместно решать все возникающие противоречия.