Из данной статьи вы узнаете что из себя представляет процесс обслуживания платной автоматизированной парковки, когда и как необходимо производить обслуживание и какие критерии о качестве проведенного сервисного обслуживания нужно знать чтобы парковка приносила прибыль владельцу и не сломалась в самый ответственный момент.
Оборудование платной парковки – это инструмент. Инструмент автоматизации бизнес процесса пропуска на территорию предприятия и извлечения прибыли. А как известно, хороший инструмент должен быть обслужен и готов работать 24/7 иначе будет недополученная прибыль, убыток, нервы – точно не то что нужно собственнику.
Что же такое обслуживание?
Обслуживание платной парковки - это комплекс технических и организационных мероприятий направленный на ее повседневную стабильную и предсказуемую работу.
Условно, обслуживание можно разделить на два вида:
- Эксплуатационно-финансовое обслуживание и повседневные операции с расходными материалами и идентификаторами – это комплекс мероприятий таких как инкассация, подкрепление, снятие отчетов, загрузка парковочных идентификаторов, замена чековой ленты и т.д
- Техническое обслуживание устройств и системы – это регламентный и ситуационный комплекс мероприятий производимый с оборудованием, позволяющий снизить вероятность простоя в работе автоматизированной парковочной системы, сделать ее безаварийной и продлить срок ее полезной эксплуатации
Теперь рассмотрим каждый вид обслуживания подробнее и определим тип устройств или систем которым он необходим.
Эксплуатационно-финансовое обслуживание паркомата, включает в себя:
- Снятие выручки из купюроприемника и её подсчёт
- Внесение разменного фонда в диспенсер выдачи купюр
- Открытие смены и снятие финансовых отчетов
- Установка чековой ленты в паркомат
- Самоинкассация денежных средств на расчетный счёт предприятия
Эксплуатационно-финансовое обслуживание необходимо: паркомату, въездной и выездной стойкам. Обычно выполнениями обозначенных выше операций занимается администратор парковки или управляющий паркингом в сопровождении охраны. Проведение этих работ не подразумевает технического обслуживания устройств за редким исключением например замятия чека, либо застревания купюр в купюроприемнике
С паркоматом понятно, но не стоит забывать и про другое оборудование.
Эксплуатационное обслуживание въездной стойки, может включать в себя:
- Закладку пластиковых карт в диспенсер выдачи ( для карточных систем)
- Закладку парковочных талонов ( для систем печатающих парковочные талоны )
- Установку чековой ленты ( для систем печатающих парковочный билет на чековой ленте)
Эксплуатационное обслуживание выездной стойки, может включать в себя:
- Выемку пластиковых карт из лотка и транспортировку во въездную стойку ( для карточных систем и систем на жетонах)
- Выемку отработанных парковочных талонов и очистку накопителя ( для систем предусматривающих сбор идентификаторов ретрактором)
А вот для устройств с чековой лентой в качестве парковочного идентификатора всё несколько проще и сложнее одновременно. Дело в том, что часто посетители просто выбрасывают билеты на выезде с парковки что выглядит крайне неэстетично и непрезентабельно. Клининговая служба вынуждена постоянно убирать территорию от разбросанных чеков. Так что можно сказать что обслуживание выездной стойки на чековой ленте это процесс в котором нужно производить уборку территории с некоторой периодичностью.
С эксплуатационным обслуживанием разобрались, теперь давайте поймём что такое техническое обслуживание и что необходимо обслуживать?
Дело в том, что любая автоматизированная парковочная система представляет из себя програмно-аппаратный комплекс из сложнейших устройств с набором датчиков и сенсоров, в которых такое количество подсистем и интерфейсов, что согласно шутливому закону Мёрфи обязательно что-то пойдет не так при первой же возможности.
Техническое обслуживание устройств и системы платной парковки помимо осмотра подразумевает следующее:
Техническое обслуживание паркомата – как уже упоминалось выше, паркомат как устройство являет собой хранилище для других сложных устройств и подсистем. Углубляемся:
- Техническое обслуживание купюроприёмника. В некоторых купюроприёмниках присутствует от 4х до 25 датчиков позволяющих определять толщину, цвет, наличие метализированных элементов и состояние волокна купюры по ряду параметров. Комплексная и слаженная работа этих датчиков позволяет с высокой вероятностью не допускать попадание поддельных купюр в вашу выручку. Для обслуживания купюроприемников обычно используется сжатый воздух, специализированный состав для обслуживания оптических элементов, а также специальные чистящие кассеты в форме банкноты которые при использовании улавливают всю грязь находящуюся на датчиках. Также через специализированную программу обслуживания нужно производить обновление программного обеспечения при добавлении новых купюр в оборот, а так же проверять время сработки датчиков и количество ложных сигналов либо сообщений об ошибках. В противном случае купюроприёмник будет выдавать отказ обслуживания и показывать ошибки, что приведёт к блокировке паркомата, либо к отказу принимать купюры.
- Обслуживание диспенсера выдачи сдачи паркомата. Здесь будет такой же комплекс мероприятий как с купюроприемником, но несколько проще, так как диспенсер обычно не проверяет валидность купюры перед выдачей, а просто её выдаёт. Набор инструментов тот же. Периодичность зависит от интенсивности эксплуатации паркомата. Особое внимание стоит уделить валикам, роликам и пассикам диспенсера. В случае их существенного износа их необходимо заменить.
- Техническое обслуживание фискального регистратора и принтера чеков паркомата. Для этого типа устройств критически необходимо периодическое обслуживание фискального накопителя, в случае истечения его срока действия, либо переполнения, оперативная замена и перерегистрация в налоговой. Важным действием обслуживания также будет проверка механики принтера чеков, чтобы избежать замятия бумаги или её неотреза ножами принтера. Дополнительно, в некоторых случаях, нужно делать обновление прошивки и патчей безопасности от производителя ККТ.
- Техническое обслуживание устройства чтения идентификатора. Здесь может быть что устройство для чтения идентификатора - это такой же диспенсер выдачи карт как и на въездной стойке, либо это сканер штрих или qr-кода. Комплекс мероприятий по их обслуживанию также направлен на удаление пыли, грязи программированию скорости и проверки чтения идентификатора – магнитной карты либо билета с qr-кодом. Если чтение неудовлетворительное по скорости и качеству, то устройство обычно меняется в комплексе.
Большинство операций обслуживания паркомата так или иначе сводится к устранению пыли и грязи из трущихся механизмов, либо датчиков. Поскольку загрязнение этих элементов - самая распространенная причина поломок.
- Техническое обслуживание банковских модулей паркомата. Здесь работа по обслуживанию сводится в основном к проверке скорости прохождения запроса до банка эквайера, времени обработки транзакции и получения результата. Но иногда бывает возникает необходимость срочного обновления прошивки и ключей безопасности устройства по рекомендации банка. Прошивка может осуществляться удалённо, либо на месте установки паркомата, техническим специалистом банка.
- Техническое обслуживание управляющего компьютера паркомата - фактически это обслуживание центральной нервной системы паркомата. К компьютеру сводятся интерфейсы от всех устройств и именно он обрабатывает все события происходящие с паркоматом. Одной из отличительных особенностей данного устройства будет большое наличие COM портов стандарта физического уровня для асинхронного интерфейса (UART) RS232. Это связано с необходимостью согласования всех действий с шиной устройств населяющих паркомат. На компьютере может быть установлена любая операционная система, и поэтому набор мероприятий обслуживания тут точно такой же как и для обслуживания домашнего ПК: проверить жёсткий диск на ошибки чтения и записи, почистить место, провести проверку на наличие вредоносных программ и так далее.
Мы рассмотрели основной тип устройств паркомата нуждающихся в техническом обслуживании в первую очередь. Но также в паркомате есть достаточно большое количество сопутствующих устройств, таких как: устройства интерактивной связи, мониторы, видеокамеры, блоки питания и т.д. на которых необходимо проверять напряжение и их износ и своевременно менять либо ремонтировать.
Переходим к техобслуживанию устройств на проездах.
Техническое обслуживание стоек въезда и выезда.
Для этих устройств обслуживание будет немного отличаться в зависимости от типа стойки и используемого на парковке идентификатора, но в основном проблема всё та же – на билетных системах чистим пыль, а на карточных системах чистим грязь. Ну и параллельно не забываем проверять все ролики пассики, отрезчики чеков и продувать датчики контроля выдачи идентификатора.
Также для некоторых систем необходимо проверять работоспособность микрокомпьютера при его наличии.
Техническое обслуживание шлагбаумов и датчиков безопасности
Одна из самых ответственных процедур при проведении обслуживания. Так как в зависимости от того как будут обслужены эти устройства будет зависеть не опустится ли шлагбаум на машину вашего посетителя и не нанесёт ли ему ущерб.
Для шлагбаумов, обязательным элементом обслуживания является регулирование натяжителя стрелы, в зависимости от времени года и регулировка скорости его открытия закрытия.
Что касается датчиков фотоэлементов то их достаточно протирать и проверять сработку время от времени. В случае если на фотодатчике используются элементы питания, их может потребоваться заменить в среднем раз в полгода.
Обслуживание датчиков индукционных петель является также необходимой операцией для стабильной работы парковочной системы. Ведь если датчик будет давай сбои, то пользователь может не получить талон при въезде либо вообще не выехать с парковки. Чаще всего проблем с датчиками петель не возникает, а основные осложнения связанные с их работой исходят от проблем с петлевой антенной. Дело в том что разные монтажные организации по-разному производят закладку петлевой антенны и не всегда делают это так как рекомендует производитель датчика. В дополнение к этому, покрытие в котором закладывается датчик, может не является рекомендуемым к установке и например в процессе эксплуатации парковки оно просто разрушается, оказывая негативное воздействие на петлевую антенну.
Для датчика петлевых антенн необходимо своевременно проверять и настраивать чувствительность к изменению индуктивности. При необходимости переукладывать петлю или менять датчик.
Техническое обслуживание системы распознавания государственных номерных знаков на платной парковке
Система распознавания ГРНЗ является одной из важнейших подсистем на платной парковке. С помощью этой системы можно вычислить нарушителя и предоставить фото доказательства. Для того чтобы система работала исправно, необходимо в первую очередь обслуживать видеокамеры наблюдения: регулировать фокус и при необходимости либо протирать объектив.
Также обязательно нужно обслуживать программное обеспечение для определения номеров и чистить базу данных от накопившихся фотографий и видеозаписей.
Техническое обслуживание инфраструктуры, линий связи и подключений
Это большой комплекс проверочных мероприятий требующий внимательности со стороны обслуживающей организации. Например линии связи с оборудованием могут проходить через всё здание, заходить в другие системы либо подключаться через различные конвертеры интерфейсов спрятанные в коммутационных щитках. Если у вас нет схемы кабельных коммуникаций по проекту парковки – это та ещё задачка. Если коротко, суть данных мероприятий сводится к тому чтобы проверить все линии связи, инфраструктуру, соединения на местах и при необходимости их подтянуть, заменить перетянуть или выдать рекомендации по замене.
Техническое обслуживание базы данных и программного обеспечения автоматизированной парковочной системы
Помимо обслуживания физики оборудования, необходимо обслуживать и программное обеспечение управляющее системой платной парковки.
Одно из основных мероприятий обслуживания ПО – это расчистка центральной базы данных, очистка логов и событий генерируемых системой.
Казалось бы, можно это делать в автоматическом режиме, но к сожалению не всегда так получается.
Например, в момент своей работы система открывающая парковочные сессии может их не закрыть по какой-либо причине. Оператор, в силу человеческого фактора, также может пропустить ручное закрытие сессии. Это приведёт к тому что, сессия будет генеративно увеличиваться каждый день в своей стоимости согласно тарифу, а алгоритм находящий и проверяющий сессии будет работать всё медленнее, в зависимости от количества таких сессий.
В конечном итоге это приведёт к общему замедлению системы, переполнению базы данных и большой вероятности её отказа.
Помимо этого, чем больше событий генерирует парковочная система, тем больше производных операций необходимо хранить в базе данных. Диск может испытывать существенные нагрузки при выполнении обращений и со временем приходить в негодность.
Для того чтобы этого не происходило, сервер парковочной системы необходимо обслуживать с особым вниманием и не допускать сбоев в его работе.
Как часто необходимо обслуживать всё это парковочное оборудование и систему?
Здесь наблюдается прямая последовательность - чем больше оборудования, проездов и транзакций оплаты тем чаще нужно обслуживать программа аппаратный комплекс. Если в течение месяца вы регистрируете не более одного сбоя – результат обслуживания является оптимальным
Можно ли не обслуживать паркинг?
Конечно можно(нет), многие владельцы платных паркингов в принципе не заморачиваются на этот счёт и считают что гарантийные случаи покрывают основные сбои, при этом не принимая в расчёт что:
Гарантия на оборудование не является тем же самым, чем является техническое обслуживание
Даже если вы купили новое оборудование и оно находится на гарантии, организация поставщик не обязана производить обслуживание этого оборудования за свой счёт и в случае если у вас например сломался паркомат, срок его ремонта по гарантии может быть до нескольких недель, в зависимости от поломки. В этом случае вы потеряете точку оплаты и можете понести убытки.
Ещё хуже ситуация может быть, если у вас нет сервисного контракта на обслуживание и оборудование не находится на гарантии поставщика. В этом случае сроки устранения поломки вообще являются непредсказуемыми и с нашей точки зрения данный подход является высокорисковым, ввиду отсутствия необходимой сервисной поддержки платной парковки. Это практически то же самое как если бы вы никогда не меняли масло в автомобиле – какое-то время ездить можно, но негативный итог всё равно будет.
Бесплатных чудес не будет – чем больше парковочного оборудования, тем больше вероятность отказа каждой отдельной единицы оборудования и всей системы в целом
В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с запросами от владельцев платных паркингов из разряда:
Мою парковку обслуживают но она все равно ломается. Что не так?
Нам сложно ответить на этот вопрос. Полагаем что некоторые подрядчики могут специализироваться на узком сегменте оборудования, вместо комплексного обслуживания. Например обслуживающая шлагбаумы организация вряд ли сможет нормально работать с внутренним оборудованием паркомата и контрольно-кассовой техникой, как и наоборот организация занимающаяся обслуживанием контрольно-кассовой техники вряд ли будет обслуживать видеонаблюдение или парковочную стойку въезда.
Для того чтобы выбрать надёжного сервисного партнёра мы рекомендуем для начала ознакомиться с договором технического обслуживания, сервисным листом и регламентом проведения технического обслуживания который вам предлагают. Эти условия должны соответствовать вашему оборудованию и режиму работы парковки. Немаловажным будет наличие официальной аккредитации у сервисного партнёра полученной от производителя оборудования.
Единственным однозначным измерителем успешно проводимого обслуживания будет факт стремящегося к нулю количества дней когда оборудование выходит из строя или ломается. Всё это будет результатом кропотливой и постоянной работы вашего сервисного подрядчика.
А если вы видите что ваш сервисмен только воздухом дует и пылесосит – то это тревожный звонок и возможно вам следует задуматься о смене поставщика сервисных услуг для оборудования платной парковки.
К сожалению в настоящий момент большинство установленных автоматизированных парковочных систем представляют из себя устаревшие и сложные программно-аппаратные комплексы с большим количеством внутренних элементов системы, которые все больше будут требовать к себе внимания. А учитывая прогрессирующую тенденцию всеобщего удорожания в последнее время, так и вовсе их замена на новые экземпляры будет отложена на неопределенный срок.
Неужели ничего нельзя придумать мыж живем в эпохе AI ИТ корпораций и технологической сингулярности?
Можно. Мы придумали и разработали для вас принципиально новое решение обремененное искусственным интеллектом. Система на основе распознавания номерных знаков и образов автомобилей parkovka-online.ru
В нашей системе взят за основу и эксплуатируется принцип удобства и простоты, а так же минимально необходимого количества физических устройств для обеспечение лучшей надёжности и безотказности решения. Например у нас нет парковочных стоек и индукционных петель, так как распознавание номеров позволяет полностью убрать это оборудование, нет физических идентификаторов и чековой бумаги, а значит их не нужно перекладывать либо чистить после них выдающие устройства и устранять замятия. Сервер системы находится датацентре под непрерывным присмотром и в постоянном доступе. Все это и также многое другое о чем вы не догадываетесь, но очень хотите заполучить - уже в городе!
Перед тем как связаться с нами, вы должны знать:
Используя нашу платформу parkovka-online.ru, вы снизите затраты на обслуживание и эксплуатацию до 90%
Заинтересовались? Напишите нам!
info@parkovka-online.ru