Русская земля. Русская деревня. Прекрасны твои поля, леса, луга, речки, и белые россыпью ромашки на лесных полянах, и божественные закаты, и черемухи в цвету, и дурманящие запахи свежего сена, смешанные с ароматом луговой земляники, и купола церквей...
Русская земля. Русская деревня. Как обидно смотреть на тебя, пьяную и грязную, брошенную, без хозяина, никому не нужную, без традиций, без культуры,с остатками ума у мужчин и красоты у женщин.
Русская земля. Русская деревня. Вот уж поистине
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
А ведь какая сила первоначально шла от этого слова!
Возрождение утраченного смысла слова "деревня"
В слове "деревня" исконный корень был ДеР. Древом жизни (или МИРОВЫМ ДЕРЕВОМ) славяне называли мировую ось - центр всего мира. Дерево, согласно славянской мифологии, делит мир на три части: верхний - небеса, где обитают Боги, правящие людьми; средний - где живут люди; нижний - мир, куда уходили наши предки, мир прошлого.
Дерево, древо, здоровье, деревня, держава - все эти слова восходят к одному корню. В слове "раздор" этимологически тот же корень, только добавили к нему приставку РАЗ- , и смысл получился совершенно противоположный. Вот так всю жизнь нашу родную деревню раздирали на части.
Судьба деревни на примере семьи из села Блиновка Пензенской области
Изучая историю своей семьи, мы одновременно изучаем историю страны. Сегодня объектом моего внимания будет, как вы уже поняли, судьба русской деревни. Мои дедушка и бабушка Тихоновы Григорий Константинович и Аграфена Кузминична прошли вместе с ней весь её трудный путь.
Росли они рядом, по соседству. Выросли - поженились. Так в те времена жили все: далеко свою половинку не искали - не было возможности. Особо на лошади-то далеко не уедешь, разве что в соседнюю деревню. Жили в любви и согласии. Всё, как у всех: она по хозяйству да за детьми приглядывала, он землю возделывал, хлеб растил, скот выращивал. Работали с утра до поздней ночи. Дом хозяин срубил крепкий да ладный. Подрастали два сына, а через некоторое время родила Аграфена ещё двойняшек: Лизу и Ваню. К тому времени хозяйство у них уже было справное: коровы, лошади свои, свиньи, птица разная.
И всё было бы хорошо, если бы не коллективизация. Кто же добровольно отдаст с таким трудом нажитое хозяйство? Григорий наотрез отказался вступать в колхоз. Вот тут и пришла первая беда. Не знаю, насколько яростно он агитировал против организации колхоза и агитировал ли вообще, но только явились в их дом люди в кожаном пальто и увели хозяина и кормильца.
Так вот неожиданно стал дед жертвой политического террора в сталинское время. На сайте "Открытый список" я нашла документ из архива Каменского района.
Тихонов Григорий Максимович
- Дата рождения: —
- Место рождения: Пензенская обл., Каменский р-н, с. Блиновка
- Пол: мужчина
- Возраст: 28
- Национальность: русский
- Социальное происхождение: из крестьян
- Образование: начальное
- Профессия / место работы: крестьянин-единоличник
- Место проживания: Пензенская обл., Каменский р-н, с. Блиновка
- Партийность: б/п
- Где и кем арестован: Каменским РО УНКВД СВК
- Мера пресечения: Арест. Каменским РО УНКВД СВК
- Дата ареста: 10 марта 1932 г.
- Осуждение: 23 мая 1932 г.
- Осудивший орган: тройка при ПП ОГПУ СВК
- Статья: 58-10 # а/с агитация против колх-ого строит-ва, против мероприятий Сов. Власти
- Приговор: 2 года
- Дата реабилитации: 13 июля 1989 г.
- Реабилитирующий орган: прокуратурой Пензенской области
- Основания реабилитации: Указ 1989 г.
- Архивное дело: АСД № 753, УФСБ РФ по Пензенской области
- Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Пензенское общество "Мемориал"
Как бабушка одна два года растила четверых детей, одному Богу известно. Клеймо на них было: семья врага народа. Кстати, вы знаете, сколько человек только в одной нашей области подверглось репрессиям? За несколько лет, с 1928 по 1935 годы, в пензенских деревнях их было более 6 тысяч человек!
Через два года вернулся Григорий домой: ни коров, ни лошадей - все сараи пустые стоят. Всё в колхоз забрали. А детей растить надо. Куда денешься - пошёл за палочки-трудодни работать, а на них сыт не будешь. Мастером был на все руки: и печки клал, и столярничал. Сумели коровёнку купить, сено для неё ночами косил. А однажды, когда стог во дворе складывал, опять представители власти заявились. С какой целью шли - нам сейчас неизвестно. Знаем только, что спрыгнул тогда Григорий со стога, а внизу вилы вверх острыми концами стояли. Так он прямо на них и попал.... Осталась бабушка одна, к тому времени моему отцу годика три только было, самым младшим был.
Потом война. Опустела Блиновка. Из каждого дома уходили один за другим мужчины на войну. И приходилось женщинам с детьми впрягаться в плуг, землю пахать, хлеб растить. Вот что запомнилось из бабушких рассказов о том времени: "Выходишь в поле и слышишь:"Грунька, в борозду!" А домой приходишь - тут дети есть просят". Но совсем невмоготу стало, когда в сорок втором старшенького Василия на фронт проводила". Потом похоронки в село стали приходить, совсем покоя не стало. Почтальона всё боялась, будто чувствовала, что и ей скоро принесут. И точно, не обошла беда их дом стороной. Вот та похоронка. Храним её как священную реликвию того времени.
Я многое раньше из рассказов бабушки не понимала: почему враги народа, почему денег не платили, как же они вообще тогда выжили. С возрастом всё это переживается как что-то очень близкое и дорогое. А бабушку особенно понимаю: сама пережила голодные 90-е, когда зарплату месяцами не давали. А дома трое детей. Приходишь с работы, а они в сумку заглядывают: чего там мама принесла. А мама слёзы при этом сглатывает, но улыбается. Сейчас что-нибудь придумаем - например, печенье на рассоле испечём. Не знаю, как в больших городах, а у нас почти все так жили. Деревня опять же спасала: яйца, молоко, масло...
Бабушка наша ослепла в конце жизни, пережив почти всех своих детей. Только мой отец из всех и остался её кровиночкой. В его доме и доживала она свой век.
Сколько же бед, потрясений пришлось пережить нашей русской деревне! Однако выстояла под их натиском. А вот как всё успокоилось, тут и рушиться начала. Парадокс. Блиновка, кстати выжила. В ней сейчас проживает более четырёхсот человек.
А вот деревни поменьше постепенно совсем исчезали и продолжают исчезать с лица земли. С болью в сердце видим мы сегодня покосившиеся, ставшие никому не нужными избы, заброшенные фермы, в которых когда-то выращивали скот. А ведь мы гордиться должны тем, что из года в год несли наши русские сёла на своих плечах всю тяжесть истории матушки России. Неурожаи, голод, постоянная нужда, непосильный крестьянский труд... Но всё это русский народ сумел перетерпеть, весёлой, задушевной песней глуша свою печаль и усталость, продолжая кормить огромную страну и ждать счастливой жизни. И ждёт крестьянин свою "птицу счастья" по сей день. А вдруг и в самом деле прилетит? И оживит родную деревню?
Господи, пошли ей силы,
Как в былые времена,
Чтоб её не осквернила
Новорусская волна.
Желаю вам всем только позитивных новостей, приятных эмоций, оптимизма и веры в победу добра.
Ваша пенсионерка из провинции Татьяна.
Не забывайте заходить в гости, читать мои другие публикации. Нажимать на значок с пальчиком вверх.