Из названия понятно, что речь пойдет о популярном увлечении радиолюбителей 70-х – 80-х годов, под названием цветомузыка, идеях, схемных решениях, устройстве экранов и прочее.
В начале, что-то типа лирических отступлений, воспоминания о далекой молодости, с чего все начиналось, что подтолкнуло на эксперименты с некогда популярным увлечением и что послужило толчком для написания данной статьи.
Однажды приехал сын и привез пакет радиодеталей, транзисторы мелкие типа МП и мощные и составные типа КТ, тиристоры и прочую мелочевку. Типа чтобы не скучал на пенсии. На вопрос, откуда набрал, ответил, что в депо, по указанию с верху срочно потребовали ввести систему 5С, и пояснил что это за система. Работает сын в депо, в цеху по ремонту блоков управления электровозов, после модернизаций, системы управления переведены на новую элементарную базу, микроконтроллеры, микросхемы, а остатки «рассыпухи», которая использовалась для ремонта старых блоков, лежали, есть пить не просили и по мере необходимости использовались в каких то иных целях. И вдруг эта 5С. Стеллажи покрасить в три цвета, зеленый, желтый, красный. В зеленой зоне исправные блоки и детали, используемые в ремонте, в желтой используемое в ремонте, но требующее регулировки или ремонта, все остальное в красную и далее в утиль. Выбрасывать исправные детали рука не поднялась. Собрал в пакет, заехал в дом творчества (бывший дом пионеров), а там говорят, что технических кружков нет. За такую зарплату никто не идет, а энтузиасты ушли, потому что загрузили всякой писаниной, конспектами, планами, отчетами. Заехал в школу, та же история. Зашел в класс, спросил, может кто увлекается радиотехникой, а в ответ один вопрос, а сколько за это можно получить если сдать. Вот и привез мне.
Посмотрев, что из этих деталей можно сделать, решил, делать что-то типа переключателя гирлянд не интересно, а вот с цветомузыкой можно поэкспериментировать.
Полез на чердак достал коробки с какими-то поделками, сохранились даже один канал тиристорной цветомузыки и пара первых экранов, в них и начал свои эксперименты. А после того как что-то получилось, решил написать о своих конструкциях. Вдруг кто-то из молодежи увлечется радиотехникой, а может, кто то использует идеи для создания цветомузыки на основе современных компьютерных возможностей.
Существовали разные названия этих устройств цветомузыка, светомузыка, ЦМУ (цветомузыкальное устройство), СДУ (светодинамическое устройство), АСМУ (автоматическое светомузыкальное устройство). Давайте договоримся, что не будем спорить, как правильно называть эти устройства, важно не название, а суть и пусть каждый называет так, как ему больше нравится.
Для себя Я решил так, цветомузыка или ЦМУ это устройство чтобы «смотреть» музыку, а светодинамическое устройство или СДУ, это больше для танцев и здесь совсем не обязательно соответствие цвета частоте и уровню звука, главное чтобы соответствовал ритм. Сразу вспомнилась время, когда в сельском клубе решили сделать «цветомузыку» а тиристоров не было, да и подключить её было бы проблематично (играли в «живую» три гитары, со своими усилителями, ударник и синтезатор, который почему-то называли ионика). Поэтому сделали на релюшках. Под педаль большего барабана поставили концевичек, который включал фонарь красного цвета и давал импульс на триггер, который переключал зеленый и синий фонари. Аналогично сделали с педалью тарелок (не знаю, как они правильно называются) только вспыхивал фонарь желтого цвета и переключался зеленый и синий. Иногда, когда играли «медляк», фонари переключались от мультивибратора. Было здорово, и никто не запаривался отсутствием соответствия зеленого и синего соответствующим частотам.
Радиотехникой загорелся еще в 4м классе, увидев в учебнике физики старшей сестры схему и картинку детекторного приемника. Сделал, но ничего не услышал (мощных радиостанций по близости не было). Но начало было положено. Мать выписала журнал «Юный техник» а позже и «Моделист конструктор», что-то находил в библиотеке. Раз в месяц мать выделяла мне 3 рубля на «технические нужды» (не много, если учесть что маломощный транзистор стоил около рубля, но большего не позволял бюджет). Иногда соседи просили, что-то отремонтировать (за серьезный ремонт не брался, так по мелочевке, подпаять провод, заменить лампу, или предохранитель). В благодарность, если что-то было из неисправной аппаратуры, отдавали на разбор.
Однажды сосед попросил посмотреть радиолу «Гамма» (как выяснилось, сгорел накал одной из ламп). При ремонте обнаружил перед динамиком ряд цветных лампочек. На мой вопрос сосед ответил, что когда-то, эти лампочки мигали в такт с музыкой. Внимательно осмотрев приемник, обнаружил переменник установленный с обратной стороны. Покрутил его, и цветомузыка ожила (правда только три лампочки, остальные были перегоревшими). Это меня так впечатлило. Изучив схему, и устройство приемника понял, что это все можно безболезненно изъять и под твердые гарантии соседу, что остальное будет работать, упросил отдать это чудо, и с радостью снял блок и лампочки.
Намотал трансформатор с нужными напряжениями, на скорую руку изготовил корпус для блока и отдельно экран. При этом рассеиватель сделал из молочного оргстекла (лучше брать толщиной не более 2-3 мм), а отражатель сделал из мятой фольги, что позволило увеличить размеры экрана вдвое. Позже рассеиватель сделал из рифленого оргстекла от лампы дневного света, изнутри зашкурив его мелкой наждачкой, чтобы сделать его слегка матовым.
В процессе просмотров заметил, что высокочастотные звуки часто бывают очень короткие и приставка на них вяло реагирует, поэтому сделал маленькую модернизацию. В схеме блока уменьшил емкость конденсаторов С9 до 10мкф (см. схему канал синего), а С6 до 30мкф (канал зеленого), картинка стала более динамичная. (Схема блока цветового сопровождения радиолы "Гамма")
Но хотелось экрана размером побольше, или фонарей, мощности которых хватило бы для использования на вечеринках. Такую мощность можно было реализовать на тиристорах, но где их достать? Посылторг отвечал что нет в наличии.
Однажды сосед (которому тоже однажды ремонтировал радиолу) принес мне, какой то блок. Сказав, что на склад привезли несколько силовых автоматических выключателей с такими блоками (блок крепился к автомату винтами), но поскольку назначения этого блока никто не знал, а кроме того, с этим блоком автомат не влезал на штатное место, то этот блок просто демонтировали. Разобрав блок, Я обнаружил схему, содержащую реле несколько транзисторов и ТИРИСТОР!! Побежал к соседу и тот сказал, что на складе есть еще два таких автомата. Еле дождался следующего дня и с радостью, что никто эти автоматы не забрал, открутил заветные блоки. Тиристоры правда были на 100 В (в сеть 220 В не включишь) но автомобильные лампы использовать уже можно было.
В приложении к ЮТ 1975 №2 как раз была опубликована схема ЦМУ «Прометей-1». Собрал на макетной плате один канал, но ничего не заработало (в схеме была ошибка, отсутствовала точка соединения) но, внимательно прочитав текст описания, выявил ошибку.
Кстати, в появившейся несколько позже статье посвященной «Прометей-1» в журнале «Радио» опять были ошибки (такое ощущение, что делали их намеренно).
Экран сделал аналогично первому, но больших размеров. Лампы внизу, сзади наклонный отражатель, обклеенный фольгой, а экран из стекла затянутого стеклотканью. Светофильтры для ламп сделал из медицинских банок окрашенных лаком с добавлением цветной пасты от шариковой ручки. (Банки эти, при лечении присасывали к спине. В фильме «Джентльмены удачи» на спине у героя Папанова видны следы этих банок.)
Собрал всю схему, подключил экран и …. по сравнению с ЦМУ от Гаммы полное разочарование. Резкое мигание ламп раздражало, поэтому маленько доработал схему, (добавил диод и конденсатор, сглаживающий мерцания) но все равно работа приставки не понравилась. Почти на каждую композицию необходимо было подстраивать уровни каналов.
Вся причина в том, что тиристор работает в ключевом режиме (либо полностью открыт, либо полностью закрыт), поэтому уровень входного сигнала каждого канала должен быть определенной величины, чтобы лампы мигали. В общем, для танцев пойдет, а «смотреть» музыку на экране не интересно и быстро надоедает. Поэтому было решено отдать ее в школу, для оформления вечеров (как мы раньше говорили танцев).
У товарища учившегося в параллельном классе, отец был директором леспромхоза и мы попросили его помочь с силовым трансформатором. Он позвонил в электроцех, а там не стали заморачиваться и выделили нам готовый трансформатор 220/36 В, размером с чемодан (такие использовались для цепей освещения душевых). А в автопарке выдали коробку автомобильных ламп (две последовательно включенные лампы на 12 В с учетом одного полупериода 36 В с небольшим перекалом самое то), отражатели сняли со списанной автотехники. На железнодорожной станции зашел к электромеханикам СЦБ и попросил линзы от светофоров. Через неделю дали мне два комплекта линз (один новый другой с небольшими сколами, который оставил себе) еще несколько фонарей сделали из фар, покрасив стекло, ну и крашеные медицинские банки.
Некоторое время спустя в магазин привезли переключатели гирлянд на тиристорах (и о чудо ценообразования, стоил он 5 руб. с копейками, а содержал два транзистора, два тиристора и еще некоторое количество деталей, при этом тиристор на базе посылторга стоил около 3х рублей и ни разу ни пришел по заказу, ввиду отсутствия). Упросил мать выделить деньги на покупку 2х штук. Гирлянды, подключенные к этому переключателю плавно загорались или погасали. Из этого сделал вывод, что не смотря на то что тиристор работает в ключевом режиме, и на его основе можно сделать схему ЦМУ с плавным изменением яркости свечения ламп. Стал искать литературу, в которой было бы описание принципа работы такой схемы. Оказалось все просто, нужно подавать отпирающий импульс с задержкой и чем больше задержка, тем тусклей горит лампа (то есть тиристор пропускает только часть полупериода).
И вскоре нашел такую относительно несложную схему в брошюре «В помощь радиолюбителю» №42 за 1973г. Рис. схема из №42. Ввиду отсутствия фольгированного гетинакса, схему собрал на «проволочках».
Разницу в работе тиристора в обычном ключевом режиме и в режиме с изменяемым по фазе моментом открытия тиристора можно посмотреть по ссылке dzen.ru/video/watch/65e59c8a7750b25a64a (для перехода нажать на синее)
Поскольку не очень нравятся намоточные работы, решил «скрестить» данную схему со схемой «Прометей-1», немного изменил и упростил, оконечный каскад и все удачно получилось. Для возможности подключения к линейному выходу, добавил не сложный входной усилитель. Транзистор можно взять практически любой (Я брал МП40, МП42, можно и МП39) резистор, обозначенный на схеме усилителя R* сопротивлением 220к, подобрать такой, чтобы в точке «А» было примерно половина напряжения питания.
В случаях ЦМУ на 220 В качестве трансформаторов питания со средней точкой использовал магнитные усилители от блока «Гаммы». Управляющую обмотку включал как первичную, а две вторичные, переключив встречное соединение на согласное, использовал как обмотку со средним выводом.
Внимание! В случае применения 220 В схема находится под опасным напряжением. Необходимо применить на входе разделительный трансформатор, и переменные резисторы с изолированными ручками. Настройки, (подбор резисторов, конденсаторов) лучше произвести на низком напряжении. В схеме важна фазировка обмоток трансформатора, если не знаете где начала обмоток (на схеме обозначены точкой), и схема сразу не заработала, поменяйте местами подключение проводов обозначенных на схеме буквами «б» и «в»
Продолжение следует. (нажмите на синее) https://dzen.ru/a/ZecQdOkqLBLULf20
Посмотреть работу ЦМУ можно по ссылкам:
https://dzen.ru/video/watch/65e59c8a7750b25a64ae953e
https://dzen.ru/video/watch/65e7300d3f571d6feeca818c
https://dzen.ru/video/watch/65e5dbcd228ac73d22816f01