Найти тему
Женский журнал

История женской литературы в эпохах и лицах

Обложка книги Джейн Остин "Любовь и дружба"
Обложка книги Джейн Остин "Любовь и дружба"

Феномен женского писательства

3 марта – День писателя. Веками считалось, что литература, философия, наука – это прерогатива мужчин. Стремление женщин в текстах выразить свое самосознание и ограничения, с которыми они сталкиваются в жизни, расценивалось как «подрывное для общества».

История женщин в литературе – это непрерывное, кропотливое, упорное открытие писательницами «окон Овертона». Все творческие женщины, знаменитые и те, что остались в тени, претерпевая критику и неодобрение, меняли взгляды общества. Ведь только в 20 веке стало общественной нормой: женщина может профессионально заниматься писательством и зарабатывать деньги этим непростым трудом.

Благодаря им, мы, современные европейские женщины, имеем большие возможности быть проявленными в текстах. Горизонт открыт. Дали завораживают и пугают одновременно. И, если немного знать историю женщин в литературе, то окажется, что у нас сейчас есть только внутренние запреты.

Главные вехи истории женского писательства

История женщин в литературе начинается с древнего мира. Эту эпоху представляет греческая поэтесса Сафо (Сапфо). Удивительно, но ни одна писавшая женщина не может сравниться в литературной славе с «царицей поэтов» - Сафо. Платон назвал ее «десятой музой».

Мне кажется, это очень символично. Сафо открывает историю женской литературы, начиная с 500 годов до н.э. (!). Она становится путеводной звездой для пишущих женщин на все последующие времена.

В период раннего и более позднего средневековья (с 5 по 14 века) возможность писать имели женщины образованные и с особым социальным статусом. Принцессы, императрицы, княгини, монахини – вот кто был авторами множества религиозных текстов и посланий, гимнов, религиозной поэзии. Византийская императрица Элия Евдокия, святая Кассия Константинопольская, сестра Хильдегарда Бингенская, святая Екатерина Сиенская – этих женщин не называли писательницами. У них были другие общественные роли. Но именно они показали пример, что женщины могут создавать литературные произведения.

Светские тексты стали появляться в эпоху Ренессанса (XV—XVI века).

В Италии занятие поэзией было достопочтенным для женщин. Стихи писали королева Елизавета Тюдор, Маргарита Наваррская. Именно в это время в Европе появляется первая профессиональная писательница Кристина Пизанская (ок.1364 - ок.1430). В своем самом известном романе «Книга о Граде женском», она на примерах выдающихся женщин защищала права прекрасного пола в мире, где доминировали мужчины. Считается, что именно этот роман способствовал появлению феминистского течения в литературе.

После либеральной эпохи Ренессанса, начиная с 17 века, общественное мнение меняется. Редкая привилегированная дама могла рискнуть и опубликовать что-нибудь под своим именем. Это было недопустимо – в глазах общества. «Увы! Та женщина, что за перо берется - за нарушителя порядка выдается» (Леди Уинчилси, конец 17 века).

Но и в эти времена жили смелые женщины. Важнейший поворот в истории женской литературы сделала английская романистка и драматург Афра Бен (1640-1689). Ее считают первой профессиональной писательницей в истории Англии, кто своим примером показала, что женщина-литератор может быть финансово самостоятельна

Главное достижение эпохи 18-19 веков: начали писать женщины среднего класса. Ставшее более доступным образование позволило взяться за перо не только богатым аристократкам, уединявшимся в своих поместьях. Пишущие украдкой в общей гостиной (у женщин среднего класса не было своих комнат), не смотря на постоянную критику глубоко патриархального общества, что писать и как писать, они смогли подарить миру шедевры женской литературы. Кто сегодня не знает романы Джейн Остин, Эмили Бронте, Шарлотта Бронте, Джордж Элиот?

20 век становится самым плодотворным в истории женской литературы. Женщины пишут много и не только романы: стихи, пьесы, критические работы, исторические труды, биографии, заметки о путешествиях, книги о философии, экономике, истории. Именно в это время ценность женской литературы стали признавать, присуждая Нобелевскую премию писательницам. С 1901-го по 2023 год Нобелевской премии по литературе удостоились 16 женщин.

«Своя комната»

Одним из первых высказываний о женщинах в литературе, ставшее классикой, было «Своя комната» Вирджинии Вулф, английской писательницы, феминистки первой половины XX века.

Вирджиния пишет: «Интеллектуальная свобода зависит от материальных факторов. Для творчества необходима интеллектуальная свобода. А женщины всегда жили в нищете: не только последние двести лет (18, 19 века), а с самого начала времен. Поэтому у женщин не было ни малейшего шанса создавать литературу. Вот почему я настаиваю на важности дохода для женщины и собственной комнаты. Но благодаря трудам известных и неизвестных – увы! – женщин прошлого, мы стоим на пути исправления. И каждая женщина не только творит, но и наследует. Своим существованием обязана появляющейся привычке писать. А значит такая деятельность неоценима для последующих творческих женщин».

Не имея шансов, женщины создавали произведения, ставшие классикой. У современных женщин шансов творить больше. Пишущие женщины могут быть финансово самостоятельны. И у кого-то, возможно, уже есть свой кабинет. Будем достойны этой традиции: творить и наследовать привычку писать новому поколению пишущих женщин.

Поделитесь своим мнением, а вы любите писать тексты? Какие произведения женской литературы для вас любимые?