Найти в Дзене
Моменты жизни ღ

Почему у детей зеркальное письмо? Игры для поиска причины и устранения

Итак, копаясь глубже в зеркальное письмо у детей в возрасте 6+ и учеников начальной школы, я нашла в нейропсихологии следующие возможные причины зеркального письма. 1. Оптическая причина. Это когда в букве "б", "р", "о" ребёнок видит только крупные элементы, а точнее всегда букву "о". 2. Оптически-пространственная. Это когда элементы буквы теряются в пространстве. Вместо "И", получается "N". Но здесь может быть подвох. Ибо если ребёнок легко ориентируется в пространстве, например на верёвочной полосе", и у ребёнка норма со зрением, то тогда причина зеркального письма глубже. 3. Оптически-мнестическая. Данный вид определяется при переписывании букв. Краткая временная память не успевает запомнить элементы из которых состоит буква. Она быстро схватывает крупные, вертикальные полосы, а потом додумывает примерно схожие. Но тут тоже может быть подвох, если проверка памяти по картинкам идеальна. 4. Коммисуарная причина. Отсутствуют внутренние межнейронные цепочки между разными долями в рамках

Итак, копаясь глубже в зеркальное письмо у детей в возрасте 6+ и учеников начальной школы, я нашла в нейропсихологии следующие возможные причины зеркального письма.

1. Оптическая причина.

Это когда в букве "б", "р", "о" ребёнок видит только крупные элементы, а точнее всегда букву "о".

2. Оптически-пространственная.

Это когда элементы буквы теряются в пространстве. Вместо "И", получается "N". Но здесь может быть подвох. Ибо если ребёнок легко ориентируется в пространстве, например на верёвочной полосе", и у ребёнка норма со зрением, то тогда причина зеркального письма глубже.

3. Оптически-мнестическая.

Данный вид определяется при переписывании букв. Краткая временная память не успевает запомнить элементы из которых состоит буква. Она быстро схватывает крупные, вертикальные полосы, а потом додумывает примерно схожие. Но тут тоже может быть подвох, если проверка памяти по картинкам идеальна.

4. Коммисуарная причина.

Отсутствуют внутренние межнейронные цепочки между разными долями в рамках одного полушария. Например, между височной и зрительной. Нет стыковки звука с образом. Например, ребёнок видит дерево, но не знает, что это дерево.

5. Межполушарная причина.

Отсутствие слаженной работы между правым и левым полушарием. Такое возможно, когда ребёнок мало ползал на четвереньках, а сразу встал и пошёл. После чего он либо рисует сидя за столом, либо ходит с пустыми руками. А лучше внедрять такие действия, где руки и ноги "дружат" в игре. Например, рисовать классики мелом на асфальте. Ибо рисует и творит правое полушарие, а двигает телом левое полушарие.

6. Акустически-мнестическая.

Ребёнок на слух не силён в запоминании в звуках. Он всё время просит повторить. В этом случае чаще разговаривать с ребёнком, нежели вместе с ним смотреть телевизор молча.

7. Акустически- пространственная.

Это когда ребёнок на слух слабо ориентируется в предлогах "над", "под", "в", "около". Проверить это легко. Достаточно предложить нарисовать домик из фигур под диктовку: "Нарисуй треугольник, под ним прямоугольник, внутри в центре квадрат, на треугольнике маленький прямоугольник". Если рисунок рисует с лёгкостью домик, то улыбаемся и шагаем дальше в поисках причины.

8. Тактильная.

Если ребёнку дать в руки магнитную букву, то он не может её на ощупь определить. Также, если нарисовать ему букву на спине, он не может понять её образ и перевести в блокнот.

9. Смысловая (образная).

Ребёнок с лёгкостью рисует в блокноте любую букву, которую вы ему рисуете на спине, но иногда зеркалит "Я" в "R". Тогда в этом случае ему не хватает внутреннего образа этой буквы, которая живёт в теменной доли мозга, отвечающий за воображение. Кстати, если ребёнок боится темноты и видит в ней монстров, то однозначно теменная доля левого полушария ещё созревает для анализа воображаемых картинок в голове.

10. Мнемическая причина.

Это про слабую кратковременную память и на слух, и на видимость, и на тактильность. В книгах по нейронаукам пишут, что кратковременная память живёт в таламусе, и он же отвечает за обоняние и за вкус. Если наполнять жизнь ребёнка разными вкусами, то будут увеличиваться объёмы кратковременной памяти. Для тех, кто в теме про компьютеры, то кратковременная память, это та же оперативная память.

Уф... Как их всё же много этих причин, по которым зеркалят дети при письме в начальной школе.

Но что делать? Как устранять? Когда выясняется причина, тогда легче приступить к корректировке. Например, узнав, что в случаем с моим сыном, обнаружилась смысловая (образная) причина зеркальности букв при письме, я принялась "добавлять" воображение в жизнь ребёнка. Ведь только через фантазии в голове рождаются и запечатляются образы. Это не я придумала, это нейронауки доказали, что так устроен мозг. Короче, например, придумала, что диван - это плот в океане, и если свесить ноги или упасть за борт, то моментально пятки съест акула. А после мы стали с ребёнком спихивать друг друга с плота, чтоб проверить этот факт. Включили воображение, добавили артистичности и десять минут включали тело в воображение мозга. Это такой нейропсихологический трюк.

После этой игры ребёнок сам попросил меня поиграть с ним снова в буквы. Он предложил мне диктовать ему образ буквы по частям, а он на слух будет их рисовать и узнавать. Так исчезла зеркальность буквы "Б". После я предложила игру "вылечить" буквы, где нужно было дописывать буквы до недостоющего элемента. Удивилась, что ребёнок моментально справился и с этим заданием. Улыбнулась и решила ещё придумать, что-нибудь воображаемое в реальной жизни, чтоб не только устранить зеркальное письмо, но и автоматизировать его в письме на уроках русского языка.

--

Яна Терентьева, детский логопед и автор книжек с лайфхаками для мам и пап. Мне нравится разгадывать головоломки детского мозга и делиться с миром отгадками.