Найти тему
Интересный Крым

Археология Крыма. В Крыму обнаружен новый некрополь I - II веков н.э. с обрядом трупосожжения.

Оглавление

Недавно у посёлка Научное Бахчисарайского района благодаря бдительному местному жителю был найден древний могильник. Не потревоженный грабителями и с необычными захоронениями.

Между таврами и скифами

Откройте любой учебник по истории Крыма — и узнаете, что самые древние народы, названия которых нам известны из письменных источников — тавры и скифы. Первые жили в горах и предгорьях, вторые — в степях.

От скифов-кочевников остались курганы, от тавров — каменные ящики из массивных известняковых плит.

«Есть упоминания о нескольких обгоревших костях в таврских ящиках, — рассказала «АиФ-Крым» старший научный сотрудник отдела археологии раннего железного века Института археологии Крыма РАН Анастасия Стоянова. — Однако тавры практику сожжения умерших не использовали, хоронив своих умерших по обряду ингумации (трупоположения) в каменных ящиках».

Материальные следы культуры тавров исчезли примерно в IV-III веках до нашей эры. И древнегреческие историки и географы пишут, что на рубеже тысячелетий в Крыму уже жили некие тавроскифы. Бывшие кочевники — учёные называют их «поздними скифами» — осели на землю, стали основывать свои города и государство. Возможно, в них «растворились» и потомки тавров.

В Крыму кремацию практиковали только в Херсонесе и городах Боспорского царства. А в середине III веке н.э. «понаехали» германцы со своей традицией погребения в огне.

Кто эти люди?

Внятная и понятная, хотя и с пробелами, картина «крымоустройства» поколебалась лет пятнадцать назад. Известный археолог Олег Савеля в двух долинах, недалеко от Севастополя — Варнаутской и Байдарской, раскопал, как сам их назвал, «поля погребальных урн». Это были места с плотно уложенными амфорами и лепными сосудами, внутри которых находились пережжённые кости и немногочисленные предметы. Время — I-II века нашей эры.

Раздавленные амфоры со ссыпанными в них костями. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Стоянова
Раздавленные амфоры со ссыпанными в них костями. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Стоянова

«Изучены эти могильники слабо, но стало очевидным: в районе Херсонеса какие-то люди, задолго до германцев, хоронили близких, кремируя останки, — объяснила Анастасия Стоянова. — С натяжкой можно было предположить, что римляне или херсонеситы зачем-то в отдалении от города устроили такие «поля». Но затем сосуды с кремированными останками выявили на могильнике Лучистое-2 под Алуштой — датировали по инвентарю их I веком нашей эры».

И вот — новый могильник у посёлка Научное, это северный склон главной гряды Крымских гор. С такими же кремациями, погребениями в амфорах. Предположительно — тоже I-II века нашей эры, четвёртая точка на карте Крыма.

Часть амфоры, служившей погребальной урной. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Стоянова
Часть амфоры, служившей погребальной урной. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Стоянова

Получается, что в горной части полуострова, от Севастополя до Бахчисарайского района и южного склона Крымских гор, в это время жил какой-то неизвестный народ. Он был достаточно изолирован, раз сохранил собственный погребальный обряд. Но имел контакты с античными поселениями, ибо урны для останков эти люди мастерили из античных амфор, отбивая у них горлышко и ручки.

Новый могильник учёные планируют изучать дальше, продолжив раскопки уже в этом году.

Уступи место!

Крым всегда был местом, куда приходили новые народы: теснили местных, сливались с ними. Сюда «выплескивались» люди иных культур при великом переселении народов. Поэтому могильники дают немало информации о тех, кто здесь когда-то жил. Само устройство погребения и вещи, которыми снабдили умершего соплеменники, учёным рассказывают немало. Хотя ответов на некоторые вопросы мы не узнаем никогда.

Например, почему древние обитатели Крыма порой шли на невероятные трудозатраты. На могильнике Опушки в Симферопольском районе археологи раскапывали склепы III-V веков нашей эры. Сооружения монументальные: строители пробивали грунт на глубину до трёх метров. Затем копали входную яму склепа длиной 2,5-3 метра и шириной около метра. За ней был коридор-дромос, соединяющий входную яму и камеру склепа – узкий, подземный лаз как раз шириной 60-80 сантиметров. Поместить в такое «последнее жилище» покойника было задачей нелёгкой. А ещё его требовалось снабдить сосудами с пищей. Иногда внутрь заносили коня — по частям, иначе никак!

В позднескифское время сооружались многоразовые грунтовые склепы, скорее всего, клановые. Когда возникала необходимость, вход раскапывали. Умерших их хоронили ярусами, иногда освобождая место для новых тел, а ранее погребённых сдвигали к стенкам.

В таких склепах, которые могли действовать век-полтора, археологи находили десятки и даже более сотни костяков.

Жители средневековых пещерных городов не имели возможности заводить полноценные кладбища, для этого просто не было территорий. Поэтому каждый покойник получал временное пристанище в земле. Потом останки извлекали, очищали и помещали в выдолбленные в скале полости — костехранилища (оссуарии).

Из ряда вон

При раскопках могильников, наряду с «понятными» и укладывающимися в общую картину находками, то и дело случаются «из ряда вон выходящие».

Каждое необычное погребение — фрагмент какой-то отдельной истории. Во время прокладки маршрута трассы «Таврида у Бахчисарая археологи открыли большую яму, заполненную останками мужчин. Среди них не было слишком молодых и старых, все, как бы сказали сейчас, призывного возраста. И все погребённые, без малого семьдесят человек, были... без голов. Захоронение датировали IX-XIII веками и упокоились здесь, скорее всего, захваченные в одном из сражений пленные.

Семейный склеп позднескифского времени. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Стоянова
Семейный склеп позднескифского времени. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Стоянова

Два года назад на упоминавшемся уже могильнике Опушки были вскрыты три необычных конусообразных могилы. Одну вырыли для собаки, вторая оказалась пустой. А в третьей «слоями» уложили собак и людей. Причём в могиле оказались останки взрослого и младенцев. Те, кто хоронили, в последний путь не выдали покойным ни плошки, ни бусинки, ни погребальной пищи.

В Белогорском районе у села Сенное почти семь лет назад был открыт склеп I-II века нашей эры. Останки изучал антрополог, выяснив, что почти все полсотни похороненных — женщины и дети. Причём, отмечал директор историко-археологического заповедника «Неаполь Скифский» Юрий Зайцев, по костям и суставам удалось определить: эти люди имели развитую мускулатуру рук. То есть, много занимались каким-то физическим трудом. Что удивительно, склеп находился недалеко от некрополя: оба места захоронения могли относиться к одному поселению. И на могильнике погребения оказались заметно богаче. Выходит, тогда были какие-то работники с низким статусом, которые и после смерти должны были находиться отдельно от остальных?

Погребение лошади на могильнике Опушки. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Стоянова
Погребение лошади на могильнике Опушки. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Стоянова

Не навреди!

Среди необычных погребений встречаются наводящие на мысль, что покойников соплеменники почему-то опасались. То есть они были важны и нужны при жизни, но были по поводу их загробной жизни какие-то опасения. Лекари, жрецы, колдуны и прочие люди, соприкасавшиеся, по мнению остальных, с другим миром...

Возможно, в одних случаях достаточно было сопроводить их в последний путь со всем «рабочим инвентарём». Так, на могильнике Усть-Альма в Бахчисарайском районе находили богатые женские погребения с предметами ритуального назначения, множеством амулетов. В одной из таких могил I века н.э. в ноги умершей положили мешочек с бронзовыми колокольчиками, кольца, клык животного, бусы, обломки сосудов. В мешочке этом были окаменелости фрагменты молотков эпохи бронзы — то есть вещи, почти на тысячелетие старше покойницы. Возможно, всё это она использовала для ритуалов.

Научный сотрудник НИЦ истории и археологии Крымского федерального университета Анна Антипенко изучала случаи, когда в погребениях прослеживались попытки... «обезвредить» умерших. Для этого их лишали части тела или «нестандартно» укладывали в могилу: на живот, подогнув руки вниз. Или в «позу молящегося», или иначе, но не так, как хоронили остальных.

Например, на могильнике Дружное, что в двух десятках километров от Симферополя, было найдено погребение мужчины IV века н.э., которого похоронили без головы и одной руки. А на некрополе Нейзац молодого покойника, страдавшего заболеванием позвоночника, «обезвредили», положив на бёдра кости и череп ребёнка. Мужчина отличался от других, поэтому его побаивались.

Соплеменники женщины, жившей на Неаполе Скифском во II-III веках н.э. основательно «поработали» над телом. Глазницы сохранили следы выжигания, руки были обрублены выше локтя, а стопы сожжены. При этом со всем уважением покойнице «выдали» бронзовое зеркальце, иглу, колечко, застёжку-фибулу и другие предметы, которые могли понадобиться в загробной жизни.

КСТАТИ
С необычным «кладом» столкнулись археологи на могильнике Нейзац в Белогорском районе. Между захоронениями IV века нашей эры оказались миски, тарелки, кружки. Причём их не выбросили: совершенно целую посуду принесли и заботливо закопали. То ли снабдили умерших дополнительными вещами, то ли ели-пили, справляя на могилах тризну — и обычай требовал оставить посуду здесь. Позже скопления посуды, не относящиеся к конкретным погребениям, находили и в Опушках.
На этом могильнике открыто и место, где погребали... коней. Причём не как спутников своих хозяев. Нет, лошади в последний пусть отправлялись сами по себе, заботливо уложенные на живот с поджатыми ногами, со сбруей. Иногда рядом оказывались погребения собак. Находили специальные могилы для четвероногих и на могильнике Левадки в Симферопольском районе.

Автор статьи - Наталья Дремова

Источник: https://krym.aif.ru/society/obuglennye_kosti_v_amforah_v_krymu_nashli_nekropol_neizvestnogo_naroda