Найти тему
ГлавПахарь

Амкодор 5300 — белорусский Кировец: история или перспектива?

Фото: amkodor-centr.ru Трактор Амкодор 5300
Фото: amkodor-centr.ru Трактор Амкодор 5300

Многим отечественным фермерам известны фронтальные погрузчики под маркой «АМКОДОР», но компания производит еще и телескопические погрузчики, а также прицепную сельхозтехнику и колесные тракторы. Среди многочисленных разработок холдинга трактор Амкодор 5300 с шарнирно-сочлененной рамой, который был впервые представлен рынку ещё в 2017 году.

На наш взгляд, этот перспективный проект достаточно сильно «покрыт тайнами» и не заслуженно «задвинут в закулисье». Предлагаем Вам познакомиться с моделью поближе и оценить реальны ли шансы у белорусских машиностроителей потеснить импортные аналоги или всё-таки это достаточно «туманная перспектива».

Фото: amkodor-centr.ru Трактор Амкодор 5300 с шарнирно-сочлененной рамой
Фото: amkodor-centr.ru Трактор Амкодор 5300 с шарнирно-сочлененной рамой

Разработанная модель предназначена для выполнения энергоемких сельскохозяйственных работ общего назначения, основной и предпосевной обработки почвы, посева зерновых и других культур в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов, уборочных работ в составе высокопроизводительных уборочных комплексов по заготовке кормов, уборке зерновых и технических культур, а также выполнения транспортных.

Для привода трактора, имеющего эксплуатационную массу в 16 тонн, Минским моторным заводом (ММЗ) был специально сконструирован перспективный шестицилиндровый дизельный двигатель Д-262S2-158, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха мощностью 330 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 2100 оборотов в минуту. Эта силовая установка также оснащена топливной системой Common Rail с блоком электронного управления от фирмы Bosch. Новый двигатель соответствует мировым аналогам и экологическим нормам.

Габаритные размеры трактора Амкодор 5300 (источник: amkodor-centr.ru)
Габаритные размеры трактора Амкодор 5300 (источник: amkodor-centr.ru)

Модель также получила гидромеханическую трансмиссию с электроуправлением, предоставляющую возможность переключения передач под нагрузкой без разрыва потока мощности (типа Powershift). Отсутствие разрыва потока мощности обеспечивает высокую скорость движения при выполнении полевых и транспортных работ, она также в полной мере раскрывает возможности самой силовой установки.

Трактор имеет габаритные размеры: длина — 7330 мм, ширина — 2744 мм (со спаркой 4411 мм), высота — 3894. Колесную базу — 3910 мм и колею — 2024 мм.

Мощная рамная конструкция шарнирно-сочлененного типа выполнена таким образом, чтобы обеспечить идеальную межосевую развесовку машины, а радиальные широкопрофильные бескамерные шины 710/70R42 с глубоким рисунком обеспечивают способность преодолевать любые препятствия, подъемы, броды, колеи, мелководье, раскисший грунт и рыхлый снег.

Переднее навесное устройство трактора Амкодор 5300 (источник: © Николай Петроченко / Glavpahar.ru)
Переднее навесное устройство трактора Амкодор 5300 (источник: © Николай Петроченко / Glavpahar.ru)

Для увеличения запаса хода трактора конструкторы предусмотрели вместительный топливный бак объемом 980 литров, позволяющий работать в беспрерывном режиме в течение десяти часов. Трактор оснащен трехточечным навесным устройством 4-й категории и независимым валом отбора мощности (ВОМ) со сменными хвостовиками.

Технические характеристики трактора Амкодор 5300:

  • конструкционная масса — 14 700 кг;
  • эксплуатационная масса — 16 000 кг;
  • общий вес буксируемых прицепов — от 40 т;
  • двигатель — Д-262S2;
  • мощность — 330 л.с.;
  • рабочий объем — 8 л;
  • экологический стандарт — Tier2;
  • тяговая категория — 5;
  • коробка передач — Powershift, с тяговым усилием 50 кН;
  • число передач переднего хода — 16;
  • число передач заднего хода — 2;
  • скорость — 37 км/час (максимальная);
  • ширина радиуса поворота — 6400 мм;
  • преодолеваемый подъем без прицепа/с прицепом — 20/12 градусов;
  • глубина преодолеваемой воды (брода) — 80 см;
  • колесная компоновка — 4х4;
  • габариты покрышек — 710/70R42;
  • есть функция раздваивания колес;

Показатели гидравлической системы:

  • расход — 150 л/мин;
  • давление — 20 Мпа;
  • топливный бак — 980 л;
  • частота вращения ВОМ — 1000 об/мин.

Разработчики отмечают, что данные технические характеристики позволят модели решать самые сложные задачи и конкурировать с такими зарубежными аналогами, как New Holland и Case IH, а также российским Кировцем. При этом отмечается, что новый класс тракторов для белорусских машиностроителей не станет конкурентом МТЗ или интегральному агрегату от Гомсельмаш.

Фото: amkodor-centr.ru
Фото: amkodor-centr.ru
Фото: amkodor-centr.ru
Фото: amkodor-centr.ru

Кроме того, трактор получил полностью остекленную кабину, что обеспечивает обзорность на 360 градусов, при этом кабина защищена жестким каркасом с усиленным ребром жесткости, который позволяет защитить оператора при опрокидывании трактора. Рулевая колонка и сиденье регулируются в широком диапазоне, что позволяет быстро подстроить под себя рабочее место. При необходимости можно установить кондиционер, а в базовой комплектации предусмотрена система отопления.

Несмотря на то, что у этого проекта нашлись противники, утверждавшие, что Беларусь «не потянет» два тракторных производства (тем более речь идет о создании новых типов тракторов), Правительству РБ тем не менее удалось убедить главу государства в целесообразности реализации данного предложения. Однако нюансы всё-таки есть.

Ожидалось, что серийное производство начнется после проведения разносторонних испытаний в ближайшие пару лет, но пока этого не случилось. К слову, остается открытым и вопрос, под каким именно брендом и на каком предприятии будут собираться тракторы с шарнирно-сочлененной рамой.

Не исключено, что в скором времени встанет вопрос об обмене между белорусскими производителями своими технологиями и наработками, или же и Амкодор, и МТЗ пойдут на тесную кооперацию, что позволит объединить усилия лучших специалистов в стране и уйти от излишних расходов, которых было бы не избежать при создании производства с нуля.

Фото: amkodor-centr.ru
Фото: amkodor-centr.ru
Фото: amkodor-centr.ru
Фото: amkodor-centr.ru

Несмотря на все трудности и неопределенности, компания Амкодор разработала более мощные модели и модификации — Амкодор 5350AG, 5450AG и 5550AG.

Модель 5450AG получила дизельный шестицилиндровый двигатель PERKINS 2206D-E13DA мощностью 440 л.с. с рабочим объемом 12,5 литров, трансмиссию Full Powershift обеспечивающие диапазон скоростей от 4,6 до 35 км/ч, электрогидравлическую блокировку дифференциала, а также гидросистему производительностью 200 л/мин и 5-секционный распределитель.
Фото: amkodor-centr.ru Прототип трактора Амкодор 5450
Фото: amkodor-centr.ru Прототип трактора Амкодор 5450

Более мощная модель 5500AG, имеющая массу 19500 кг, получила:

  • дизельный двигатель рабочим объемом 13,5 литров, мощностью 490 л.с. при 2100 об/мин (информация о производителе отсутствует);
  • трансмиссию Full Powershift с 16 передачами переднего и 4 заднего хода, обеспечивающую диапазон скоростей от 2,65 до 41,68 км/ч;
  • гидросистему с электрогидравлическим 5-секционным распределителем и встроенным электрогидравлическим регулятором управления ЗНУ, а также насосом переменной производительности — до 200 л/мин.
Модели 5450AG и 5500AG, относящиеся к 5-8-тяговому классу, в полной мере могут составить конкуренцию моделям отечественного производства, кроме того, в Беларуси и сегодня нет серийных машин в данной мощностной линейке. Лишь МТЗ уже долгие годы проводит испытание моделей мощностью 450 и 500 л.с.

Осмелимся предположить, что главным сдерживающим фактором к началу производства тракторов Амкодор с шарнирно-сочлененной рамой является не только серьёзные финансовые вложения в этот проект, но и трудности с поставками таких узлов и агрегатов, как двигатель, трансмиссия, гидравлика и так далее. На сегодня доподлинно неизвестно заморожен ли этот проект или остановлен вовсе, при этом, очевидно, что он пока точно находится «в стадии ожидания».

Тем не менее фермеры и эксперты рынка не теряют надежды, что все проблемы будут решены и перспективный трактор всё-таки будет создан. Многие верят, что рано или поздно мы увидим нового «белорусского мастодонта» в полях России и Беларуси. А вот когда именно это случится и случится ли вообще, покажет только время.

© Николай ПЕТРОЧЕНКО, магистр технических наук, Glavpahar, 2024 г.