Многим отечественным фермерам известны фронтальные погрузчики под маркой «АМКОДОР», но компания производит еще и телескопические погрузчики, а также прицепную сельхозтехнику и колесные тракторы. Среди многочисленных разработок холдинга — трактор Амкодор 5300 с шарнирно-сочлененной рамой, который был впервые представлен рынку ещё в 2017 году.
На наш взгляд, этот перспективный проект достаточно сильно «покрыт тайнами» и не заслуженно «задвинут в закулисье». Предлагаем Вам познакомиться с моделью поближе и оценить реальны ли шансы у белорусских машиностроителей потеснить импортные аналоги или всё-таки это достаточно «туманная перспектива».
Разработанная модель предназначена для выполнения энергоемких сельскохозяйственных работ общего назначения, основной и предпосевной обработки почвы, посева зерновых и других культур в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов, уборочных работ в составе высокопроизводительных уборочных комплексов по заготовке кормов, уборке зерновых и технических культур, а также выполнения транспортных.
Для привода трактора, имеющего эксплуатационную массу в 16 тонн, Минским моторным заводом (ММЗ) был специально сконструирован перспективный шестицилиндровый дизельный двигатель Д-262S2-158, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха мощностью 330 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 2100 оборотов в минуту. Эта силовая установка также оснащена топливной системой Common Rail с блоком электронного управления от фирмы Bosch. Новый двигатель соответствует мировым аналогам и экологическим нормам.
Модель также получила гидромеханическую трансмиссию с электроуправлением, предоставляющую возможность переключения передач под нагрузкой без разрыва потока мощности (типа Powershift). Отсутствие разрыва потока мощности обеспечивает высокую скорость движения при выполнении полевых и транспортных работ, она также в полной мере раскрывает возможности самой силовой установки.
Трактор имеет габаритные размеры: длина — 7330 мм, ширина — 2744 мм (со спаркой 4411 мм), высота — 3894. Колесную базу — 3910 мм и колею — 2024 мм.
Мощная рамная конструкция шарнирно-сочлененного типа выполнена таким образом, чтобы обеспечить идеальную межосевую развесовку машины, а радиальные широкопрофильные бескамерные шины 710/70R42 с глубоким рисунком обеспечивают способность преодолевать любые препятствия, подъемы, броды, колеи, мелководье, раскисший грунт и рыхлый снег.
Для увеличения запаса хода трактора конструкторы предусмотрели вместительный топливный бак объемом 980 литров, позволяющий работать в беспрерывном режиме в течение десяти часов. Трактор оснащен трехточечным навесным устройством 4-й категории и независимым валом отбора мощности (ВОМ) со сменными хвостовиками.
Технические характеристики трактора Амкодор 5300:
- конструкционная масса — 14 700 кг;
- эксплуатационная масса — 16 000 кг;
- общий вес буксируемых прицепов — от 40 т;
- двигатель — Д-262S2;
- мощность — 330 л.с.;
- рабочий объем — 8 л;
- экологический стандарт — Tier2;
- тяговая категория — 5;
- коробка передач — Powershift, с тяговым усилием 50 кН;
- число передач переднего хода — 16;
- число передач заднего хода — 2;
- скорость — 37 км/час (максимальная);
- ширина радиуса поворота — 6400 мм;
- преодолеваемый подъем без прицепа/с прицепом — 20/12 градусов;
- глубина преодолеваемой воды (брода) — 80 см;
- колесная компоновка — 4х4;
- габариты покрышек — 710/70R42;
- есть функция раздваивания колес;
Показатели гидравлической системы:
- расход — 150 л/мин;
- давление — 20 Мпа;
- топливный бак — 980 л;
- частота вращения ВОМ — 1000 об/мин.
Разработчики отмечают, что данные технические характеристики позволят модели решать самые сложные задачи и конкурировать с такими зарубежными аналогами, как New Holland и Case IH, а также российским Кировцем. При этом отмечается, что новый класс тракторов для белорусских машиностроителей не станет конкурентом МТЗ или интегральному агрегату от Гомсельмаш.
Кроме того, трактор получил полностью остекленную кабину, что обеспечивает обзорность на 360 градусов, при этом кабина защищена жестким каркасом с усиленным ребром жесткости, который позволяет защитить оператора при опрокидывании трактора. Рулевая колонка и сиденье регулируются в широком диапазоне, что позволяет быстро подстроить под себя рабочее место. При необходимости можно установить кондиционер, а в базовой комплектации предусмотрена система отопления.
Несмотря на то, что у этого проекта нашлись противники, утверждавшие, что Беларусь «не потянет» два тракторных производства (тем более речь идет о создании новых типов тракторов), Правительству РБ тем не менее удалось убедить главу государства в целесообразности реализации данного предложения. Однако нюансы всё-таки есть.
Ожидалось, что серийное производство начнется после проведения разносторонних испытаний в ближайшие пару лет, но пока этого не случилось. К слову, остается открытым и вопрос, под каким именно брендом и на каком предприятии будут собираться тракторы с шарнирно-сочлененной рамой.
Не исключено, что в скором времени встанет вопрос об обмене между белорусскими производителями своими технологиями и наработками, или же и Амкодор, и МТЗ пойдут на тесную кооперацию, что позволит объединить усилия лучших специалистов в стране и уйти от излишних расходов, которых было бы не избежать при создании производства с нуля.
Несмотря на все трудности и неопределенности, компания Амкодор разработала более мощные модели и модификации — Амкодор 5350AG, 5450AG и 5550AG.
Модель 5450AG получила дизельный шестицилиндровый двигатель PERKINS 2206D-E13DA мощностью 440 л.с. с рабочим объемом 12,5 литров, трансмиссию Full Powershift обеспечивающие диапазон скоростей от 4,6 до 35 км/ч, электрогидравлическую блокировку дифференциала, а также гидросистему производительностью 200 л/мин и 5-секционный распределитель.
Более мощная модель 5500AG, имеющая массу 19500 кг, получила:
- дизельный двигатель рабочим объемом 13,5 литров, мощностью 490 л.с. при 2100 об/мин (информация о производителе отсутствует);
- трансмиссию Full Powershift с 16 передачами переднего и 4 заднего хода, обеспечивающую диапазон скоростей от 2,65 до 41,68 км/ч;
- гидросистему с электрогидравлическим 5-секционным распределителем и встроенным электрогидравлическим регулятором управления ЗНУ, а также насосом переменной производительности — до 200 л/мин.
Модели 5450AG и 5500AG, относящиеся к 5-8-тяговому классу, в полной мере могут составить конкуренцию моделям отечественного производства, кроме того, в Беларуси и сегодня нет серийных машин в данной мощностной линейке. Лишь МТЗ уже долгие годы проводит испытание моделей мощностью 450 и 500 л.с.
Осмелимся предположить, что главным сдерживающим фактором к началу производства тракторов Амкодор с шарнирно-сочлененной рамой является не только серьёзные финансовые вложения в этот проект, но и трудности с поставками таких узлов и агрегатов, как двигатель, трансмиссия, гидравлика и так далее. На сегодня доподлинно неизвестно заморожен ли этот проект или остановлен вовсе, при этом, очевидно, что он пока точно находится «в стадии ожидания».
Тем не менее фермеры и эксперты рынка не теряют надежды, что все проблемы будут решены и перспективный трактор всё-таки будет создан. Многие верят, что рано или поздно мы увидим нового «белорусского мастодонта» в полях России и Беларуси. А вот когда именно это случится и случится ли вообще, покажет только время.
© Николай ПЕТРОЧЕНКО, магистр технических наук, Glavpahar, 2024 г.