И который в финале оставил больше вопросов, чем ответов. Тот случай, когда ты все десять серий уверен в развязке, так как просмотрено уже великое множество антиутопий, а в конце оказывается, что всё вообще не так. Мало того, что ясно, что ничего не ясно, так еще и на самом интересном месте оборвали, обещая второй сезон. Очень хочется верить, что качество проект не потеряет и продолжение будет достойным. Но. Даже если его не будет вовсе, тут огромное поле для размышлений - кто, что, где, когда и почему? Мы с мужем накидали с десяток вариантов по каждому пункту, что так и остался загадкой.
В основе сериала одноимённая серия научно-фантастических, антиутопических/ постапокалиптических романов Хью Хауи. Их вроде как штук десять в цикле, но я, пока писала статью, неоднократно наткнулась на мнение фанатов жанра, что действительно удачный у Хауи только первый роман, ибо после его успеха в дальнейших частях разобраться весьма сложно, они получились едва ли не штамповкой. Так это или нет, судить не могу, я не читала ни цикл (на русском издан под названием «Бункер»), ни первую книгу, поэтому выводы делаю исключительно на основе сериала.
🎬Укрытие (2023)
Silo
Разумеется, я не буду раскрывать вам сюжет, иначе какой смысл смотреть. Просто вводные, которые тех, кто любит жанр даже и не удивят, как не удивили и меня, когда я читала аннотацию.
Итак, есть огромный подземный бункер в 144 этажа с населением 10 000 человек.
В Укрытии есть мэр, шериф и его помощники, судья, медблок, отдел айтишников, курьеры (как у нас Яндекс-еда, только ящики постапокалиптичные) и законники (кто-то вроде ЦРУ/ФСБ-шников, которые всем всегда портят жизнь и никому не подчиняются). Все строго соблюдают Устав и живут строго на своих этажах, перемещаясь по лестницам.
То есть даже здесь есть система градации, каст, неравенства. Те, кто на верхах, имеют весьма смутное представление о жизни ниже 50-го этажа. И если элита ни в чем себе не отказывает, включая алкоголь из реликтовой эпохи и шикарные букеты в вазах, то низы – справляются, как могут. То есть влачат жалкое существование в каморках. Хотя при этом - едва ли не самые главные люди, ведь механики со 144 уровня отвечают за работу генератора, а, стало быть, за жизнь всего Бункера. И неравенство это заметно во всем – от одежды и условий отсека, где живут люди, до чистоты их кожи, усталости взглядов и манер. Гетто и Олимп.
Вопрос деторождения в условиях ограниченности помещения, разумеется, строго регламентирован. Хочешь ребенка – это как повезет. Или не повезет. Конечно, у меня есть вопросы не только по финалу, но и по «ходу пьесы» - где, например, они берут одежду, лекарства? Потому что показана только ферма, то есть еда.
«Мы не знаем, почему мы в укрытии. Как не знаем, почему оно было построено. Не знаем, почему мир за пределом таков, каков есть. Не знаем, когда будет можно выйти наружу, только то, что этот день ещё не настал».
Именно так, уже 140 лет народ в укрытии понятия не имеет, от чего прячется. Якобы мир токсичен. Никаких записей о времени до Бункера не сохранилось, поэтому нужно просто жить свою жизнь, функционировать и приносить пользу обществу.
Но, конечно, как и везде, есть здесь свои революционеры-мятежники с пытливым умом, которым покоя не дает вопрос, что на самом деле за стенами бункера? Нет, у них даже окна есть. Правда пейзаж не радует – одна и та же картинка с пылью, серостью и туманом. Засохшее дерево, засохшие кустарники, потрескавшаяся земля. Такой лунный ландшафт. Но кто вообще знает, как должно быть (небо синее, трава зеленая и прочее), если никто из живущих в бункере этого не видел? Они даже не знают, что такое звезды, гадая, почему какие-то огоньки перемещаются или вообще исчезают.
Ах, да. Важная часть пейзажа - трупы в скафандрах. Те, кто нарушил самый главный запрет, совершил самое страшное преступление, сказав: «Я хочу выйти». Такой житель Укрытия становится «чистильщиком» - выйдя на свободу он может губкой протереть внешнюю камеру от пыли, тем самым улучшив видимость тем, кто остался в Бункере. Собственно, на этом его функция окончена. Не дойдя до дерева человек умирает. Почему– еще один секрет.
И вот начинается сериал с того, что шериф Укрытия, любимец всех жителей, вдруг произносит перед своим помощником страшную фразу «Я хочу выйти»…
Здесь нет размусоливания и бессмысленных диалогов. Снято интересно и стильно. Конечно, это похоже на многие другие антиутопии, тут особо новое что-то придумать уже сложно, как в литературе, так и в кино, но очень динамично и с интригой до самого финала.
Понравился побор актеров (Ребекка Фергюсон, Тим Роббинс, Иэн Глен, Рашида Джонс, Дэвид Ойелоуо, Гарриет Уолтер, Лонни Рашид Линн, более известный как Коммон) – запоминающиеся лица и отличная работа в кадре.