Найти тему
Le Kovër

Le Персона: Микеланджело Буонарроти

6 марта 1475 года родился выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, мыслитель и поэт эпохи Возрождения. Рассказываем, как на протяжении почти шести веков Микеланджело продолжает удивлять человечество.

Портрет Микеланджело Буанарроти, Марчелло Венусти, около 1535
Портрет Микеланджело Буанарроти, Марчелло Венусти, около 1535

Микеланджело — один из редких примеров, когда гений автора был оценен ещё при его жизни. Его биография вошла в заключительную главу сборника «Жизни художников» Джорджо Вазари и была единственной биографией живущего на тот момент автора. На момент выхода книги (1550 год) итальянский мастер был уже в почтенном возрасте — 75 лет. Однако солидные года не помешали Микеланджело по-юношески отреагировать на свое упоминание.

Несмотря на то, что Вазари комплементарно отзывался о работах Микеланджело (они буквально представлялись как кульминация совершенства искусства и произведения, превосходящие усилия всех до него), мастер был не совсем доволен публикацией. Тогда в 1553 году Микеланджело поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу, вероятно, основанную на его собственных комментариях.

Гротескные лица Микеланджело Буонарроти. Рисунки и иллюстрации, 1530, 25.5×35 см
Гротескные лица Микеланджело Буонарроти. Рисунки и иллюстрации, 1530, 25.5×35 см

В новой книге, практически автобиографии, художник предстает таким, каким он хотел бы казаться. Насколько Микеланджело преукрасил свои заслуги — остается догадываться, но после смерти Микеланджело Вазари предложил опровержения. Важность персоны Вазари и его книг в целом привели к тому, что именно его описание жизни Микеланджело считается наиболее верным.

При таком трепетном отношении к своей персоне сам Микеланджело в средние лета мог похвастаться самоиронией и шутливыми стихотворениями. Справа от сонета, написанного предположительно в 1509 году, также можно рассмотреть собственную карикатуру: так Микеланджело видел себя во время работы над росписью потолка Сикстинской капеллы.

Микеланджело Буонарроти. Лист с сонетом и наброском. Около 1509 года
Микеланджело Буонарроти. Лист с сонетом и наброском. Около 1509 года
Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.
Средь этих-то докук
Рассудок мой пришел к сужденьям странным
(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):
Так! Живопись — с изъяном!
Но ты, Джованни, будь в защите смел:
Ведь я — пришлец, и кисть — не мой удел!
(Перевод Абрама Эфроса)

Так Микеланджело иронизирует над неудобством росписи свода: рабо­тать приходилось, подняв голову вверх, из-за чего страдала осанка и портилось зрение (долгое время Микеланджело даже читать мог, только держа текст над голо­вой). Но вся комичность ситуации заключается в том, что в описанных скрюченных позах мастер создавал изображения идеальных обнаженных фигур.

И если о существовании стихотворных работ Микеланджело было известно, пусть и не всем, давно, то работы, написанные «в тайной комнате», были обнаружены только в XXI веке. Речь идет о рисунках в хранилище, которое, как полагают, служило для Микеланджело убежищем от политических врагов в 1530 году. Тогда во время изгнания семьи Медичи Микеланджело был надзирателем за городскими укреплениями и Папа Климент VII приказал казнить художника.

Камерное пространство длиной 10 м и шириной 3 м стало холстом для десятка рисунков. Впервые это уникальное пространство стало доступно для публики 15 ноября 2023. До 30 марта 2024 года в него всё ещё можно попасть: через Новую Ризницу в Музее Капеллы Медичи во Флоренции. Доступ в секретную комнату осуществляется исключительно по предварительной записи, по четыре человека в группе, но не более 100 человек в неделю. Максимальное время пребывания в помещении — 15 минут в сопровождении сотрудников службы безопасности музея.

Хранилище, которое, как полагают, служило для Микеланджело убежищем от политических врагов в 1530 году
Хранилище, которое, как полагают, служило для Микеланджело убежищем от политических врагов в 1530 году