Найти тему
History Hub

Образование первых банановых республик или бизнес с ложкой демократии

Оглавление

Выращивание бананов, на первый взгляд, дело безобидное. Но, как показывает история, торговля этим фруктом может означать гигантские прибыли - а это и нарушение закона и свергнутые правительства. Центральная Америка - рай для банановых ферм. Влажность и жара - что еще надо чтобы собрать гигантский урожай. Желательно меньше торнадо и короче сезон дождей, чтобы деревья не ломало и грузовик мог доехать. Но это уже тепличные условия, а суровые джунгли - это не место для любителей нежностей.

Стартуем в Коста-Рике

До середины 19-го века интерес к бананам, за пределами стран где он выращивался естественно, был минимальным. Этому способствовало развитие судоходства - корабли быстрее могли перемещаться и брать более скоропортящийся товар на борт. Еще США развили экономику до тесноты на одном континенте и начали исследовать Центральную Америку, на предмет заработка, конечно. Возникновение United Fruit Company (UFCO) связывают с Коста-Рикой и 1880-ми годами. Американский предприниматель Минор К. Кит заключил чрезвычайно важную сделку с местным правительством того времени. Кит уже несколько лет пытался построить железную дорогу, соединяющую столицу страны, Сан-Хосе, с карибским портом Лимон.

Минор К. Кит. Источник: fot.Library of Congress/общественное достояние
Минор К. Кит. Источник: fot.Library of Congress/общественное достояние

Работы шли очень медленно из-за болезней, уничтожающих рабочих, сложного рельефа местности и финансовых проблем правительства Коста-Рики. Поэтому будущий владелец банановой империи предложил иное решение. В обмен на помощь в реструктуризации долга, получении финансирования и завершении инвестиций он должен был получить ряд привилегий. Прежде всего, 99-летнюю аренду самой железной дороги, а также 324000 гектара земли в провинции Лимон. Это составило 7 процентов страны - это очень много. А главное это была готовая схема экспансии в чужие страны, особенно если в такие гектары (чисто случайно) попадали ключевые объекты инфраструктуры - порты, железные дороги. По такому же примеру захват территорий повторился в Гватемале, Гондурасе и Белизе.

Слияние и создание UFCO

В 1899 году компания Кита объединилась с Бостонской фруктовой компанией, предыдущим конкурентом в банановом бизнесе. Новая компания получила название United Fruit Company и в то время практически не имела конкуренции, поскольку контролировала три четверти бананового рынка. UFCO была практически воплощением корпорации зла, единственной целью которой было получение прибыли. В период расцвета размер формы был головокружительным. Как пример:

В 1920-х годах UFCO была крупнейшим покупателем мачете в мире. Компания закупала 36 000 штук в год. Когда наступила Великая депрессия, оборот упал до минимума, как и спрос на инструменты. Но UFCO по-прежнему покупала 24 000 штук в год.

Огромные земли, которыми владела компания, означали, что во многих регионах Центральной Америки UFCO была единственным работодателем. Следовательно, рабочим приходилось соглашаться на расценки, предлагаемые гигантом. А они, как нетрудно догадаться, были не очень высокими. Даже если в некоторых странах UFCO не владела землей, банановые фермеры были вынуждены продавать свои бананы UFCO, потому что других покупателей не было.

Нейросеть
Нейросеть

Работникам на плантациях было еще хуже. Зачастую приходилось жить в антисанитарии и с минимальным питанием. Занимательная была и система оплаты их труда. Недалеко от банановых плантаций UFCO строило свои магазины для рабочих. Трудяги получали ваучеры за работу и покупали продукты в этих лабазах. Корпорация могла устанавливать цены достаточно свободно, и такой побочный бизнес тоже приносил прибыль.

Уровень и магазинов, и поместий варьировался в зависимости от того, кого они должны были обслуживать. Хозяева плантаций, приехавшие из США, могли рассчитывать на дополнительные удобства, такие как бассейны или поля для гольфа. А если его работник подвергался насилию или погибал, худшее, что ему грозило, - это переезд в другую страну, на другую плантацию. В ситуации когда хозяйством руководил наемный латиноамериканский фермер, и он начинал воровать или "выбивать" улучшение условий труда, то он легко мог просто исчезнуть навсегда.

Борьба с эксплуатацией

Попытки изменить такое унизительное положение предпринимались постоянно с переменным успехом. Забастовки стали традицией на плантациях, но UFCO было наплевать. Они просто привозили других трудяг, которым платили так же. Например забастовка в Панаме - значит будут трудиться работяги из Никарагуа и даже армия Коста-Рики помогает на подхвате. А когда бастовать задумали на крупной плантации Коста-Рики туда привезли замену с острова Сент-Китс. Но случались и жестокие подавления беспорядков.

Печальные события случились в колумбийском городе Сент-Март в 1928.В октябре 32 000 рабочих окрестных плантаций объявили забастовку. Их требования включали в себя введение 8-часового дня и 6-дневной недели, медицинское страхование, оплату наличными, а не ваучерами, и улучшение санитарных условий. Подобные решения уже становились стандартными в США и Европе. Кроме того, в годы, предшествовавшие Великой депрессии, банановый бизнес процветал, поэтому UFCO могла удовлетворить требования без ущерба для прибыли.

Вместо этого все требования были отвергнуты как продукт коммунистов и анархистов. Протестующие, раздосадованные отсутствием перспектив соглашения, начали разрушать магазины компании и помещения для руководителей. Колумбийское правительство, опасаясь вмешательства американских военных, решило направить в район протестов войска.

6 декабря толпа забастовщиков собралась на центральной площади города Сьенага. Предполагалось, что это будет мирная демонстрация, но военные заняли крыши зданий, окружающих площадь. Солдаты установили пулеметы. Офицер, руководивший акцией, дал протестующим пять минут на то, чтобы разойтись. Толпа осталась на месте, и солдаты в форме открыли огонь.

Количество пострадавших и погибших не подсчитаны до сих пор. По официальным данным от 500 до 1000 человек.

"Мул стоит больше, чем член парламента Гондураса"

Кто-то может спросить: почему правительства всех этих стран не встали на защиту своих граждан? Дело в том, что термин "банановая республика" возник не на пустом месте. Не случайно он стал синонимом политической коррупции, бесхозяйственности и зависимости от других стран. У UFCO было достаточно влияния и денег, чтобы коррумпировать практически всех политиков Центральной Америки. Как сказал Самуэль Земуррей (также известный как Банановый человек), один из руководителей компании:

"Мул стоит больше, чем член парламента Гондураса".

Неслучайно компания называлась el pulpo, или "осьминог".

Самым впечатляющим достижением UFCO стало убеждение Госдепартамента США устроить переворот в Гватемале. В 1951 году к власти в стране пришел президент Хакобо Арбенс Гусман, который решил провести земельную реформу. Реформа заключалась в том, чтобы разделить земли, лежащие под паром, между безземельными крестьянами. Это ударило по интересам UFCO, которая держала большие площади земли "в резерве". Как заявил президент, целью преобразований было превращение Гватемалы в "современную капиталистическую страну".

Источник: Общественное достояние
Источник: Общественное достояние

Несмотря на это - благодаря своим связям в администрации Эйзенхауэра - UFCO удалось убедить правительство США в том, что Гватемала становится гнездом коммунистов в западном полушарии. В июне 1954 года при поддержке ЦРУ начался переворот. Когда стало ясно, что за всем этим заговором стоят США, Хакобо Арбенс Гусман покинул свой пост и отправился в изгнание. В своем последнем обращении к нации он все же успел обвинить UFCO в организации путча. Никаких доказательств предполагаемых связей Гватемалы с Советами найти не удалось. Всю эту историю наблюдал Че Гевара, который в то время работал простым врачом.

Непотопляемые

Гватемальский переворот стал лебединой песней UFCO. В 1950-1960-е годы компания начала терять позиции. Прежде всего, решающим фактором стало отсутствие диверсификации культур, в то время как бананы приносили все меньшую прибыль. Болезни уничтожили сорт Gros Michel, и пришлось выводить новый сорт - Cavendish. Гигантские плантации стерилизовали почву, что привело к необходимости использования большого количества удобрений, а это, в свою очередь, заставило банановые деревья расти в высоту и чаще ломаться при торнадо.

Политический климат в регионе также ухудшился. В 1974 году местные правительства создали картель UPEB (Unión de Países Exportadores de Banano - Союз стран-экспортеров бананов), что позволило им занять более сильную позицию на переговорах с компаниями, работающими на их территории. Сменявшие друг друга правительства США также начали присматриваться к деятельности UFCO, которая в 1970 году сменила название на United Brands. Бывшая мощная компания постепенно превратилась в одну из многих компаний, торгующих экзотическими фруктами.

Как поживает United Fruit Company сегодня? Довольно хорошо. Под названием Chiquita Brands International она продолжает продавать бананы.