Бесконечно много комбинаций различного грунта, размеров и типажа лодки, водоемов, в которых она будет якориться и прочих факторов. Поэтому новые якоря появляются каждый день. О нескольких наиболее распространенных мы расскажем в этой статье, а в конце дадим парочку советов, один из которых позволит вам покупать якоря чуть реже.
Но сперва, пожалуй, ответим на самый животрепещущий вопрос: какой вес должен быть у моего якоря? Правило простое, один метр лодки - один килограмм якоря, если у вас нет дополнительных факторов, вроде течения или сильного ветра.
Переходим к самим якорям.
Якорь Холла
В 1885 году в английском городке Шеффилд бывший капитан по фамилии Холл изобрел свой якорь. Для того времени это была настоящая революция, якорь Холла стал основой, от которой после отталкивались многие изобретатели. Сейчас же мы можем сказать, что такой тип якоря устарел, главным его недостатком является отношение держащей силы к массе якоря - чтобы такой якорь нормально работал, он должен быть больше своих конкурентов. Однако смотреться на вашей лодке он будет весьма солидно, так что если вам не так важна держащая сила или вес якоря, можно выбрать его в пользу эстетики.
Якорь Денфорта
Самый яркий пример эволюции творения Холла - якорь Денфорта. В конце 19 века считали, что чем больше грунта загребет якорь, тем лучше будет держать. но позже инженеры поняли, что намного эффективнее углубиться в более твердые слои грунта, чем загребать верхний слой, и якорь Денфорта создавался именно с этой целью. Его лопасти расположены ближе друг к другу, он лишен приливов (широких пластин по бокам коробки якоря), которые позволяли быстрее закопаться, но затем выталкивали якорь из грунта, и если у Холла на концах есть углубления, то лопасти Денфорта абсолютно плоские. Помимо этого денфорт имеет шток - поперечный стержень, не позволяющий якорю перевернуться на бок.
Идеальный грунт для денфорта - плотный песчаный, в такой среде даже небольшие якоря дают до 50 килограмм держащей силы на килограмм своего веса, что значительно превышает большинство существующих якорей, если и вовсе не все. Неплохо сработает на иле, а вот на каменистом дне он куда менее хорош. Кроме того денфорт дрейфует на сильных течениях, приземляясь совершенно непредсказуемо, а из-за углубления в грунт, его иногда бывает сложно вытащить руками. В остальном же это прекрасный вариант, особенно для лодок побольше, для которых, к примеру, кошки уже будет недостаточно.
Якорь «кошка»
Это, едва ли не самый древний якорь из нашей подборки, посоперничать с ним может разве что адмиралтейский. Но с возрастом он не потерял своей актуальности для маломерных судов. Кошка работает одинаково хорошо на любом грунте, а благодаря складным лапам (в наши дни практически все кошки умеют складывать лапы) он значительно компактнее большинства конкурентов. Однако ради всего это приходится слегка жертвовать держащей силой, что становится критичным с увеличением судна - поэтому на судах от 10 метров его используют только в качестве вспомогательного.
Адмиралтейский якорь
Якоря подобной конструкции были известны издревле, а с тех пор как в 19 веке Ричард Перинг усовершенствовал технологию производства и задал стандарты для Адмиралтейства Англии, его стали называть адмиралтейским. Адмиралтейский якорь, как и кошка, справляется с большинством грунтов, но обладает куда большей держащей силой. Однако он крайне громоздкий, вы вряд ли захотите держать такой якорь на небольшой лодке. К тому же он не втяжной (из-за штока в верхней части веретена его нельзя втянуть в клюз), так что с лебедкой он тоже не подойдет.
Однако если все это вас не смущает, то адмиралтейский якорь не даст вам дрейфовать как попало даже в самых неблагоприятных условиях.
Якоря «гриб» и «ромашка»
Сторонний наблюдатель по названию якорей может сделать некоторые выводы: солидные брюс, денфорт, плуг - это для больших судов, ну а кошка, гриб и ромашка - вероятно, якоря для лодок поменьше. Но на самом деле грибовидный (он же зонтообразный) якорь создавался вовсе не для маломерных судов, а для длительного якорения, например, плавучих маяков.
И все же предположение новичка не совсем ошибочно, так как помимо больших маяков, гриб нашел свое применение на ПВХ-лодках. Посудите сами - он компактен, не имеет острых углов, которые могут повредить лодку и такой якорь намного сложнее потерять, зацепившись за корягу, кабель или кусок арматуры. При этом на рыхлых грунтах гриб показывает прекрасную держащую силу. Однако на каменистом дне он окажется практически бесполезен, поэтому существует его модификация, которая лучше справится с плотными грунтами (конечно потеряв на рыхлых) - якорь ромашка или лепестковый якорь.
Плуг - это целый тип якорей, которые по своей конструкции, как несложно догадаться, напоминают орудие землепашца, с той разницей, что если орало старается иметь наименьшее сопротивление, то якорь имеет прямо противоположные цели.
Наиболее известный тип в данной категории - якорь CQR. Эти буквы читаются как английское слово secure, то есть “надежный”, “безопасный”. CQR отлично покажет себя на песке, неплохо справится с илом, но на камнях начнет ползти. Его более современная модификация - Дельта, за счет отсутствия шарнира чуть лучше работает на каменистом грунте и в целом показывает бОльшую держащую силу, но, как и якорь Брюса, может хуже справляться с водорослями. Якорь Брюса схож с дельтой по параметрам, хоть иногда и проигрывает ей, зато за счет формы лапы он способен закапываться даже если упал боком. Якоря типа плуг редко используют на небольших лодках, но они нашли себя в яхтинге, так как идеально ложатся в носовой клюз.
Советы
- Якорную цепь редко используют с якорями до десяти килограмм, однако один-два метра цепи у якоря, к которой уже будет привязан трос, все же имеют смысл даже при малых весах – во первых это утяжелит якорь, а значит даст дополнительную держащую силу, а кроме того трос непосредственно у якоря сильнее всего подвержен перетиранию, цепь же позволит этого избежать.
- Защитить трос от перетирания (если у вас ПВХ, то это уже будет защита лодки, а не троса) также помогут роульсы, да и вытягивание якоря станет куда приятнее.
- Чтобы не потерять якорь при зацепе, привяжите трос не к верхнему рыму, а к нижнему, а у верхнего закрепите его, например, пластиковой стяжкой. Тогда при зацепе вы сможете порвать эту стяжку мотором и вытащить якорь за нижний рым. Однако помните, что такой способ может сыграть и против вас, если стяжку порвет не мотор, а естественные условия, ведь в этом случае вы, считай, не желая того, снялись с якоря. Поэтому подумайте, какое усилие даст ваш двигатель, возможно, поставьте несколько стяжек, или вообще используйте алюминиевые хомуты, и уж конечно, не делайте так, если вам предстоят сложные погодные условия. А если все-таки потеряете якорь, не беда - у нас всегда найдется новый, лучше старого!