Мы давно живем в капиталистическом обществе, где деньги имеют первостепенное значение. Все стараются их заработать побольше. В Советском Союзе был социализм. К деньгам относились несколько иначе.
Президент РФ зарабатывает десятки миллионов людей, что подтверждается декларациями. Сталина вопрос денег никогда не интересовал. Или почти никогда. Как вспоминала его дочь Светлана, вождь народов не знал даже, что сколько стоит в стране. Он находился на полном государственном обеспечении.
Интересно, что и до Революции Иосиф Виссарионович не бедствовал, даже в ссылках. Деньги были. Государство выделяло, и партия помогала.
Воспоминания о Сталине
Однажды Иосиф Виссарионович рассказывал авиаконструктору Александру Яковлеву, как бежал из своей очередной ссылки. Дело было в зимой, в сильнейшие морозы. Коба договорился с ямщиком, что тот довезет его до Красноярска. Ехали ночами.
Тогда, по словам Сталина, сговорились оплачивать «такси» так: полтора аршина водки за прогон. Но аршин – это мера длины (71 сантиметр). Как можно было в аршинах измерять алкогольный напиток?
Оказывается, на каждом постоялом дворе делали остановку. Сталин на полу выстраивал ряд «шкаликов» длиной в аршин. Так и добирались.
Можно сделать вывод, что денег у Кобы тогда было очень много.
Про ещё одну ссылку Иосиф Виссарионович рассказывал Хрущеву. Никита Сергеевич позже эту информацию обнародовал.
В ссылке в Вологодской губернии Коба сошелся с уголовниками. Они ходили в питейное заведение, прикрепляли к оконному стеклу рубль, три рубля или больше, если было, и пили, пока эту сумму не пропивали.
Сталин сетовал, что политические ссыльные это осуждали. И пьянство, и то, что Иосиф сошелся с уголовниками.
Интересно, что в дореволюционной России на 1 рубль можно было жить несколько дней. А это значит, что Сталин в ссылке нехватки денег не испытывал.
Был с Иосифом Виссарионовичем ещё один забавный случай. О нем рассказывал Вячеслав Молотов.
Однажды зимним вечером Сталин шел по Москве. Охраны тогда ещё не было, машины – тоже. Иосиф Виссарионович был одет в шубу, валенки, ушанку. Его никто не узнавал.
И тут к Сталину и Молотову пристал нищий, который просил подаяния. Коба дал десятку. Нищий же, вместо слов благодарности, крикнул вслед: «У, буржуи проклятые!».
Сталин засмеялся: «Вот пойми наш народ! Мало дашь – плохо. Много – тоже».
Светлана Аллилуева вспоминала, что её отец не знал счета деньгам. Не был в курсе того, что сколько стоит. Потому что находился на государственном обеспечении.
Светлана Иосифовна говорила, что отец однажды ей дал несколько сотен рублей, думая, что 100 рублей – это до сих пор большие деньги – мыслил дореволюционными шаблонами.
Возможно, дочь преувеличила. Все же Сталин управлял огромным государством, ему необходимо было вникать не только в вопросы политики, но и в вопросы экономики. Вряд ли Иосиф Виссарионович не понимал, что сколько стоит, какие зарплаты получают граждане в его стране.
То, что, зачастую, денег у него с собой не было – это факт. Однажды где-то на юге к Сталину подошли грузины – соратники по прежнему подполью. У них кончились деньги. У Иосифа Виссарионовича средств тоже не было. Пришлось пускать фуражку по кругу. Набрали 300 рублей.
А однажды Сталин, тоже на юге, раздавал детям конфеты. Брал он их у местного киоскера-грузина. К вечеру Иосиф Виссарионович вспомнил, что расплатиться с торговцем забыли. Послал начальника охраны Николая Власика. Торговец, который было решил, что денег не увидит, получил причитающееся за несколько ящиков конфет. Он был несказанно рад, кланялся в сторону удаляющейся машины с Власиком.
Хрущев, Косыгин, Брежнев
Эти люди тоже находились на государственном обеспечении. За Брежнева частенько платили его охранники. Позже Леонид Ильич возвращал им средства. А, может, были случаи, когда ничего не возвращал.
У Хрущева, как рассказывал его сын Сергей, одно время была навязчивая идея: купить хорошие Швейцарские часы. Однажды появилась такая возможность. Никита Сергеевич приобрел отличные позолоченные часы. Когда узнал, сколько они стоят, посчитал, что это «сущие копейки», распорядился купить такие всем домашним.
Про Косыгина рассказывали, что он забирал с работы много «конвертов». Приносили. С деньгами. Средства тратил по своему усмотрению. Например, купил однажды на дачу мебель. Хотя всё должны были приобрести за счет государства.
Про Брежнева ходили слухи, что он любил брать натурой. На банкетах, например, просил «завернуть с собой». Хотя дома всё необходимое всегда было. Но очень уж нравилось Леониду Ильичу прихватить что-то с собой.