Был учителем, рабочим-модельщиком, полицейским, администратором на мойке, а вот поди же - занесло меня в торговлю.
После ухода с мойки, долго не мог найти работу. Да кто ж возьмет мужика в 52 года с дипломом учителя, с непонятным послужным списком и седой головой.
Каждый из нас хоть раз был в роли соискателя на выставленную вакансию и проходил череду заполнения бессмысленных анкет. И чем толще эти анкеты, тем тоскливее на душе - понимаешь, что весь этот абсурд только для того, чтобы намекнуть: эй, парень, ты тут явно лишний:)))
Спасибо эйчарам, открывают нам глаза на самих себя, одна молоденькая кадровичка мне намекнула, что с моей седой головой (а я рано седеть начал, с 30 лет примерно) у меня мало шансов на трудоустройство и предложила покраситься. Я вначале офонарел, считая, что закрашивают седину одни плейбои, а настоящим мужикам ее нечего стыдиться. Потом все-таки решился, на какой только шаг не пойдешь от отчаяния. Сработало-выглядеть стал моложе, но возраст-то из паспорта не вымараешь...
Немного "омолодившийся" вновь приступил к поискам. Звонил, проходил бесчисленные собеседования, тебе мило улыбались и ... отказывали, даже не объясняя почему.
На мой вопрос конкретно указать причину отказа в работе, на которую подходил буквально по всем параметрам (не знаю даже, то ли занудство брало верх или просто хотел припереть к стенке своим знанием закона), многозначительно отвечали - служба безопасности не пропускает!!!
И это бывшего силовика! И хоть головой об стену бейся - других объяснений не дают. И хотя я как бывший работник правоохранительных органов прекрасно знал всю процедуру этих проверок, бесполезно доказывать, что это лишь повод для отказа по возрасту. Раз не пришелся ко двору-зачем стучаться в закрытые двери.
Наконец, повезло - нашел вакансию сотрудника внутреннего контроля в гипермаркете «МАГНИТ». Собеседование прошел на "ура", потому что службу контроля возглавлял бывший сотрудник нашего РОВД. Он сразу меня узнал, поэтому оформление не заняло много времени. Выдали форму, ознакомили с обязанностями и вперед – на смену.
Магазин работал с 8:00 и до 23:00. Режим два через два, скользящие выходные, официальная зарплата 15 тысяч (это в 2013 году). Плюс все по трудовой с полным соцпакетом (оплачиваемым больничным, отпусками и отгулами в праздничные дни). Были еще и другие плюшки: скидки при покупках, обещали премии за хорошие показатели, плюс бесплатные обеды, это мне особенно понравилось - бери что хочешь и ешь до пуза в ведомственной столовке, где готовили из просрочки. И я от души объедался пирожными и тортами, потому что сладкоежка).
После работы администратора, где выходило по 30 тысяч, было, конечно маловато. Но режим два через два, вполне устраивал, планировал в эти дни еще где-нибудь подработать.
Работа вроде нехитрая, хотя и со своими нюансами. В мою задачу входил контроль десяти касс, всего их было в супермаркете 20. Народ целый день шел толпами, не то что сейчас - полупустые торговые залы, а тогда около полумиллиона в день была проходимость.
Тут же стояли сигнальные стойки, которые издавали противный сигнал в случае проноса неоплаченного товара. Поэтому надо было везде успеть и быстро разрулить ситуацию. Иногда это был просто возврат товара, иногда приходилось разбираться с воришками в служебном кабинете, было и силовое задержание (это случаи, когда покупатель в нетрезвом виде вел себя агрессивно и распускал руки).
У нас было свое служебное помещение, где велось видеонаблюдение, и со временем мой знакомый обещал меня перевести туда, а пока надо было немного поработь "в поле".
В 2012-2013 огромные супермаркеты приносили неплохую прибыль и финансовая стабильность компании позволяла держать сотрудников контроля, работающих «под прикрытием». Как правило, это были женщины, неприметные в толпе, блуждающие по магазину как простые покупатели.
Здесь требовался особый талант: нужно было не только выглядеть правдоподобно, но и уметь распознавать потенциальных воришек. В случае подозрения завести непринужденный разговор с воришкой, войти в доверие для получения информации - один он «работает» или с напарником, и определить схему воровства. Настоящая оперативная работа.
И только после выяснения всех обстоятельств сотрудница подавала особый знак на камеры видеонаблюдения о задержании.
Мы подходили и вежливо просили пройти на беседу в отдельный кабинет. Иногда, если это был не профессионал, воришка сам все отдавал и обходилось без протокола. Но некоторые вели себя нагло, зная, что обыскивать мы права не имеем и приходилось вызывать полицию.
В магазине четко было налажено взаимодействие с полицией. По-первому звонку оперативно прибывала группа захвата (эх, на бытовые семейные разборки они бы так быстро являлись:).
Выгода была обоюдная: полицейские получали нарушителя с готовыми доказательствами (записью видео о факте правонарушения), это значит на их личный счет засчитывалась лишняя «палка» - протокол и задержание. Сотрудникам магазина тоже своя очевидная выгода - одной кражей меньше (и не только одной, порой вскрывались целые преступные группы, месяцами промышлявшие в магазине, с очень хитроумными схемами отвлечения продавцов и сотрудников контроля), а значит меньше ущерб по итогам месяца, здравствуй, премия!
Как я уже писал, зарплата была небольшая, но были и приятные моменты, например, бесплатные обеды и ужины. Ты приходишь в столовую, и как в добрые советские времена берешь поднос и набираешь чего душа пожелает. Можно было взять два борща и три порции картошки с котлетами, прихватив разных салатов, чай, сок, компот и сколько угодно пряников, коржиков и пирожных. И все это бесплатно!!! Все за счет заведения. В первое время я не верил, что такое вообще возможно! Но почувствовав, что буквально за месяц я набрал лишних пять кило, решил воздерживаться от обжорства.
Иногда нас, сотрудников внутреннего контроля, меняли местами. Для многих любимым местом дежурства был терминал разгрузки товаров. Мне посчастливилось там постоять всего пару раз, эти были места для избранных, новичков туда редко ставили.
Работа там - не бей лежачего, это тебе не беготня возле касс. Надо было тупо следить за тем, чтобы во время разгрузки все проходило спокойно и ровно, товар не «уплывал» в карман грузчиков, а разгруженный товар своевременно увозили в отдел.
У этого дежурства была очень привлекательная сторона. Именно через эти служебные выходы выносили просроченный товар для утилизации. Меня совсем не волновали синюшные куры и заплесневелая колбаса. Но когда мимо тебя несут торты и пирожные, срок просрочки которых максимум день, тут уж удержаться было трудно.
Пользуясь служебным положением, мы «заворачивали» часть просрочки в нашу подсобку, а по вечерам с удовольствием распивали чаи с вкусняшками. Вы даже не подозреваете, сколько среди мужиков сладкоежек! Так что прибаутка «кто горькую пьет, тот сладкого не ест» в корне не верна!
Работая бок о бок с более опытными сотрудниками, я узнавал для себя много интересного о наших изобретательных гражданах: как воруют женщины, пряча товар под младенца в детской коляске, как самым наглым образом катят тележку, нагруженную доверху на кассу, при этом «скромно» положив деликатесы на нижнюю полку тележки и почему-то «забывают» выложить их на ленту.
Кассир добросовестно все пробивает, что выложено, но не видит, что лежит внизу. Вот поэтому возле кассира установлены зеркала под определенным углом обзора, чтобы было понятно, все ли выложено покупателем на ленту. Но ведь кассир может отвлечься и не заметить, а мы обязаны все держать в поле зрения.
Много было и «забывчивых» старушек, которые якобы забывали заплатить за товар (типа, старость-не радость, что делать, память плоха, милок!), правда ума вполне хватало воровать дорогие коньяки и ликеры, припрятав в верхнюю одежду. Они не знали, что на особо дорогой товар, такой как элитные вина и коньяки, красную рыбу и икру, дорогую колбасу, сотрудники внутреннего контроля, выходя в ночные смены, клеили особые скрытые «пищалки», о которых не знали даже кассиры и продавцы.
И когда такая пищалка срабатывает, на выходе из кассы раздается сигнал, и нужно вовремя оказаться на месте и быстро выяснить ситуацию. А так как в поле твоего зрения десять касс, то двигаться приходилось бегом.
Воровство в магазинах было всегда - и в тяжелые кризисные годы, и в сытые нулевые. Для кого-то это просто образ жизни и способ наживы (дорогостоящие продукты потом перепродаются). Бывало, одни и те же попадались систематически, а поняв, что примелькались, уходили промышлять в другие магазины.
Кроме воровства покупателей, мы выявляли попутно и воровство продавцов и кассиров. Причем они тоже проявляли необыкновенную изобретательность. Иногда кассир, пикая товар, как бы случайно что-то не проводил через сканер, якобы из-за того что много покупателей. Эти случаи сговора кассира и покупателя тоже не были редкостью. У нас работала кассирша, которая так каждый день своих родственников и соседей «невнимательно» обслуживала.
В час пик народа было не протолкнуться. Именно на такое время и приходился наплыв воришек. Вот и бегаешь от кассы к кассе, чтобы не прозевать правонарушителя. Но самая большая нервотрепка была, когда в магазин заходил целый цыганский табор.
Цыганки гортанно хохотали, взмахивали юбками, сметая с полок товар упаковками, словно фокусники. Дети верещали и запихивали себе в рот прямо с прилавков фрукты и сладости. Это было просто спланированным «налетом» на магазин.
Уследить за этими «профессионалами» было невозможно, да и покупатели тогда из торгового зала срочно бежали к кассам, увеличивая толкотню и неразбериху.
Мудрое решение нашли начальник охраны и директор магазина. Встретившись с местным цыганским бароном, договорились, что его люди в магазин ходить больше не будут. Но за это магазин всю просрочку отдавал цыганам, которые всем табором на телегах приезжали к месту выноса просрочки. Так, раз и навсегда, мы были избавлены от этой головной боли. Правда, потом просрочка всплывала в близлежащих ларьках - маленький цыганский «бизнес».
Постепенно стали выявляться и неприятные стороны этой работы - мне оказалось непросто пятнадцать часов! простоять и пробегать на своих двоих, это не в кабинете сидеть:)
Хотя на вид я вроде был крепкий и физической работы не боялся, но возраст сказывался. Ноги стали отекать и болеть. На ночь приходилось подкладывать под ноги подушки, чтобы к утру отеки спадали. Появились боли в пояснице. Какая тут подработка, отлеживался в выходные, как тюлень, чтобы можно было как-то работать дальше.
Присаживаться на отдых, кроме получасовых обеда и ужина нельзя, уйти с поста по надобности, только на 10-15 минут, причем предварительно надо было договориться, чтобы тебя подменили. Если заметят отсутствие длительное время на посту-штрафы, выговоры. А еще был свой план на поимку нарушителей.
К тому же стал сильно уставать морально. Сотрудник внутреннего контроля это только такое красивое название должности. А на деле - это даже ниже по статусу, чем охранник. Охранники имеют лицензию, разряды, право ношения оружия и спецсредства, а главное - право задержания и составления протоколов. А сотрудник внутреннего контроля – это скорее огородное чучело, не имеющее никаких прав.
Очень скоро я стал ощущать моральную усталость от сплошных ежедневных «разборок» с покупателями, которые по 150 раз на дню посылают тебя на **й. В общем, стал понимать, что выискивать и наказывать – это не моё, какой-то душевный дискомфорт постоянно ощущаю, поэтому не прекращал поиски новой работы.
Продолжение о моей короткой "карьере" в МАГНИТЕ читайте здесь: