В начале 1971 года КБ «МиГ» представило проект лёгкого истребительного самолёта, который обозначили: «МиГ-29Д». Предполагалось, что он будет полезен в противовоздушной защите небольших территорий, важных стратегических объектов.
В то время, когда во всём мире занимались самолётами второго поколения, Советский Союз смотрел в будущее и работал над созданием машин третьего и даже четвертого поколения.
Известно, что в СССР особое внимание уделяли военно-промышленному комплексу. Тут можно вспомнить слова Иосифа Виссарионовича Сталина, произнесенные в мае 1941 года – перед началом Великой Отечественной войны.
Георгий Константинович Жуков, Тимошенко, Василевский и некоторые другие предложили вождю нанести превентивный удар по нацистской Германии. Но этому предшествовала та самая фраза Сталина: «Мы не пацифисты, мы коммунисты».
А после Великой Отечественной вопрос обороны встал очень остро. Постепенно всё шло к тому, что союзники отдалялись друг от друга. Итог: начало холодной войны. Советский Союз просто не мог позволить себе иметь не самое лучшее вооружение в мире.
Поэтому-то, в частности, разработали проект «МиГ-29Д». Один из лучших истребителей времен СССР. Впрочем, без проблем не обошлось.
Особенности
При создании истребителя использовали самые современные технологии. Например:
1. Фюзеляж и крылья сделали так, чтобы они представляли собой единую конструкцию. Теперь, конечно, подобное не удивляет. А в начале 70-х годов прошлого века это был прорыв.
2. Крылья оснастили вихревыми наплывами, которые улучшали управление истребителем во время атаки.
3. Воздухозаборники при посадке и взлёте плотно закрывались, чтобы в ключевые узлы и агрегаты самолёта не попадало ничего лишнего. Открывались они только в полёте. А воздух истребитель затягивал, благодаря «жабрам», расположенным в передней части крыла.
4. Между соплами, под тормозными щитками, расположили парашют, чтобы самолёт быстрее останавливался при приземлении.
5. Истребитель решили оснастить двумя двигателями – для подстраховки. Опыт показывал, одномоторный самолёт легче вывести из строя. Даже если уцелевший двигатель не удержит машину в воздухе, то у лётчика будет больше времени, чтобы спастись, катапультировавшись.
Долго думали над тем, на какой системе управления остановиться: на классической, или же на электродистанционной. И здесь конструкторам хотелось внедрить передовые разработки, но остановились на классике, потому что она была проверенной временем.
Никто не рискнул тратить время на доведение до ума ЭДСУ – электродистанционной системы управления.
Производство и испытания
Первый самолёт изготовили на ММЗ «Микояна». А серийное производство планировали наладить на ММЗ «Знамя труда». В 1978 году начались испытания, в которых принимал самое непосредственное участие лётчик-испытатель Федотов Александр Васильевич.
Всё начиналось очень даже неплохо. Самолёт показывал прекрасные результаты. Происшествий не было. И только в ходе 9-го полёта компрессор одного из двигателей разрушился. Полетели обломки, которые попали в различные системы машины. Истребитель стал неуправляемым. Федотов катапультировался.
Над изучением причин происшествия начали работать. При этом был отмечен и положительный момент: второй двигатель исправно работал до момента «жесткой посадки» истребителя. Возможно, на нём можно было долететь до аэродрома, но никто не собирался так рисковать лётчиком.
В итоге советским конструкторам удалось собрать очень быстрый и манёвренный истребитель, который отлично справлялся с поставленными перед ним задачами. Эта боевая машина, несомненно, опередила своё время. Она стала одной из лучших в ряду моделей советских военных самолётов.
К счастью, Российской Федерации удалось не потерять такую отрасль, как авиастроение. И в 21 веке Россия производит отличные самолёты, которые, как минимум, не уступают американским моделям. А, скорее, даже превосходят. Но нужно продолжать работать. Шапкозакидательских настроений быть не должно. Соперничество продолжается. В Штатах трудятся отличные конструкторы. Как и в некоторых государствах Европы. Например, считается, что шведские истребители намного лучше американских и, возможно, даже наших.