Найти тему

«Самое важное в родительстве — быть такими, какими мы хотим видеть своих детей в будущем» — интервью с Анастасией Хачатуровой в честь НДК

Уважаемые любители литературы! Приглашаем Вас принять участие во всероссийском благотворительном проекте «Неделя детской книги», который пройдет с 25 по 31 марта 2024 г. Юные читатели со всех регионов России смогут встретиться с любимыми детскими авторами, поучаствовать в мастер-классах, задать вопросы, принять участие в розыгрышах и многое-многое другое! Записывайтесь здесь.

Узнать подробности о Книжкиной неделе:
https://souzdetlit.ru/неделя-детской-книги-2024/.

Организаторы: СоюзДетЛит совместно с Российской государственной детской библиотекой и Ассоциацией «Растим читателя».

25 марта в 12:00 пройдет встреча «Напиши свою историю» с детским писателем, членом Союза детских и юношеских писателей Анастасией Хачатуровой. Предлагаем познакомиться с автором поподробнее.

Анастасия Хачатурова - детский писатель, член Союза детских и юношеских писателей.
Анастасия Хачатурова - детский писатель, член Союза детских и юношеских писателей.

Анастасия, мы знаем, что Вы отучились в МГИМО на журфаке, работали по профессии (в журнале GEO). У Вас даже был швейный бизнес. Как же Вы приняли решение стать писателем?

Это решение мне кажется довольно естественным. Я выбрала профессию журналиста, потому что мне всегда нравилось работать со словом. И когда я оказалась в декрете со второй дочкой, то решила продолжать писать, только теперь уже для детей. Для своих дочерей в первую очередь. У меня был план: за пару лет записать сказки, которые я сочиняла для старшей дочки, чтобы они остались в семейном архиве — на память. Но писательство меня так увлекло, что я до сих пор продолжаю им заниматься. С большим удовольствием и уже на большую аудиторию. Мне нравится не только сочинять, но и познавать безграничные возможности русского языка, искать новые формы и жанры для передачи задуманного. Я учусь при любой возможности, в том числе и у детей, с которыми теперь часто встречаюсь на выступлениях. Мне очень интересно быть детским писателем.

Если на Вас находит творческий кризис, как Вы избавляетесь от него? Может быть, есть какие-то чудесные упражнения?

Я ничего не делаю. Не борюсь с ним. Мой опыт показывает, что любые сложные внутренние состояния быстрее проходят в расслаблении. Я могу не писать месяцами — без всякого чувства вины. Потому что в эти моменты я же не перестаю быть писателем. Размышления над сюжетами в голове всё равно идут беспрерывно. И чем больше я даю им свободы, не загружая обязательствами, тем ярче они становятся. Творческий кризис — это не катастрофа, не конец, не точка. Обычная запятая в судьбе писателя. А без запятых, как мы знаем, никуда, с ними появляется нужный смысл.

Расскажите, что даёт Вам членство в Союзе детских и юношеских писателей?

Ощущение надежной протоптанной дорожки под ногами. По ней можно идти в ногу со всеми, можно отстать на время, но не потерять при этом направления, можно даже в какой-то момент свернуть в сторону, чтобы окунуться в приключения, преодолеть свои собственные препятствия… А потом вернуться: ведь тропинка эта никуда не исчезает. И главное — порой убегать вперёд, уверенно и смело, зная, что твой путь для кого-то может стать поддержкой и опорой.

Есть ли у героев книги «Как воспитать пингвина, или Приключения Чейзи и Зои» прототипы? Или это полностью Ваша выдумка?

Любая выдумка основана на реальности, на опыте того, кто её рассказывает. Так и Чейзи «списан» с моей старшей дочери. В тот период, когда ей было три года, и она училась жить с нахлынувшими на неё вдруг эмоциями. Оскар — это в чем-то мой муж, а Лерка — я. Даже лемур, который, как мне казалось в процессе работы над историей, не имеет прототипов, тоже оказался из реальности. Уже после выхода книги я поняла, что в эпизоде с ним я описала появление в нашей семье второй дочери. Ну и конечно, все эти игрушки есть в нашем доме: и чёрный медведь в трусах, и белка с огромным пузом, и пингвин с пятью торчащими перьями на груди, и лемур, которого нам привезли из-за границы… Даже голубая свинья на обложке — это реальная игрушка, самая моя любимая. С 4 лет я с ней не расставалась, спала с ней и везде брала с собой. А в книге просто упомянула, но иллюстратор Елена Теплова почувствовала, что её место — на обложке.

«Жизнь на воде» — очень масштабный проект! Расскажите, как Вы работали над произведением, с какими сложностями столкнулись и почему читателям стоит обратить внимание на эту книгу?

Сложностей почти не возникло, я работала над книгой с огромным удовольствием. Мне очень помог мой журналистский опыт: поиск информации (а её в книге огромное количество, ведь в мире так много людей, которые жили, живут и планируют жить на воде) проходил легко и быстро. Благодаря работе репортёром, я знаю, как и где находить достоверные факты, не боюсь задавать вопрос за вопросом, чтобы докопаться до сути, и умею сложные понятия объяснять просто. В GEO я написала сотни научных статей. И процедура факт-чекинга мне хорошо знакома: в редакции «Абраказябры» перепроверяют всю информацию и просят автора подтвердить все находки надежными источниками. Редактура научно-популярных текстов может занимать несколько месяцев. А потом ещё и иллюстратор тщательно работает над разворотами, стараясь передать через свой стиль наш удивительный мир, как можно точнее. Анастасии Фоминых это отлично удалось. Над этой книгой почти год трудилась целая команда профессионалов, и мы очень горды результатом.

Внутри читатели смогут найти истории не только про плавучие дома, но и деревни, и даже целые города на воде, представят себя учёными в водных экспедициях, поживут на подводной лодке, отправятся в круиз на гигантском лайнере, разведут коров на плавучих фермах, посетят подводные музеи и даже узнают, как пожениться под водой. С помощью нашей книги можно изучить географию, архитектуру, строение атомного реактора (да-да, на воде строят даже АЭС), а также узнать историю великих путешественников и исследователей мирового океана. Каждый разворот — новая точка планеты и новое открытие.

Какая книга повлияла на Вас в детстве. Почему именно она?

Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания». Из-за этой книги я пропустила обед, а потом и ужин. Поругалась с родителями из-за уборки, не пошла гулять. Её задали нам в школе на летние каникулы. И я в прямом смысле этого слова не могла (и не хотела) от неё оторваться. Во взрослом возрасте ещё не перечитывала, но с детства несу в себе свободу фантазировать и проявляться благодаря этой истории.

Вы очень активно ведёте страницу в социальных сетях. Расскажите, сложно ли заниматься самопродвижением?

Продвижение — это полноценная работа. Она занимает половину моего рабочего времени, но я это всегда делаю из любви. Потому что уверена: лучше автора про его книгу никто не расскажет. У меня нет четкого плана и понимания, как продвигать книги, я просто люблю о них писать, творить по ним, создавая настолки и игрушки, рассказывать с горящими глазами про сюжеты и персонажей всем, кому интересно об этом послушать. Так и получаются партнёрские проекты. Я открыта для любых предложений, ведь мне хочется, чтобы мои книги читали. Иначе зачем тогда их писать?

Что бы Вы посоветовали родителям, которые хотят увлечь детей чтением?

Читать самим. Дети ведь так хотят быть похожими на родителей, они жадно впитывают в себя все, что происходит в семье и потом несут это с собой всю жизнь. Так что самое важное, на мой взгляд, в родительстве быть самим такими, какими мы хотим видеть своих детей в будущем.

Анастасия, спасибо за беседу!

Ещё не записались на встречу? Сделать это можно по ссылке: https://forms.gle/7dsKhVEUhFtvmnUS7.

С нетерпением ждём вас!

Статья подготовлена при поддержке Союза детских и юношеских писателей.
Статья подготовлена при поддержке Союза детских и юношеских писателей.
- Союз детских и юношеских писателей

#souzdetlit #союздетлит #неделя детской книги #встреча с писателем #детский писатель #литература для детей #книги для детей