Когда люди слышат «эволюционный», «эволюция», у многих сразу возникают ассоциации с биологией, с Ч. Дарвиным, с понятием естественного отбора. Но я хочу показать, что «эволюционный подход» - это понятие гораздо более широкое, выходящее далеко за пределы биологии. Это универсальный подход, который можно применить к любой области знаний. И я заметила, что его применение всегда является признаком и гарантией основательности, системности, глубины знаний.
Что означает «эволюционный подход»? Это означает исследование того или иного явления в ДИНАМИКЕ, во времени – от момента зарождения и до угасания. И в зависимости от масштаба времени мы можем увидеть разные объекты исследования, разную «картину мира».
Чем глобальнее временной масштаб, тем более универсальные закономерности мы способны обнаружить, но при этом утрачивается детализация «картины мира». А чем меньше масштаб, тем более конкретную форму обретают явления – сначала образную, а затем и материальную. Но изучая локальные явления по отдельности, не имея возможности выйти на более глобальный масштаб, трудно понять их взаимосвязь и закономерности развития. В этом, видимо, и заключается принцип неопределенности Гейзенберга.
Таким образом, то, как мы видим и понимаем мир, зависит от нашей способности управлять фокусировкой внимания и масштабом восприятия. Но многие даже не представляют, что это вообще возможно.
И когда люди пытаются описывать и объяснять мир с точки зрения какого-то фиксированного фокуса, какого-то абсолютно неизменного, статичного образа, получается довольно ограниченная, субъективная картина мира, которая рано или поздно обнаруживает свою несостоятельность, неспособность объяснить новые явления и факты.
А эволюционный подход замечателен тем, что, во-первых, всегда оставляет простор для развития и, во-вторых, отражает взаимосвязь наблюдателя с наблюдаемым. Это дает понимание того, что эволюция – это изменение не только форм, но и их ВОСПРИЯТИЯ, образов. И эти процессы взаимосвязаны.
С точки зрения эволюционного подхода нет смысла в том, чтобы «знать всё», т.е. составить самую полную и подробную картину мира. К тому же, это невозможно согласно принципу неопределенности Гейзенберга. Но важно уметь управлять своим состоянием, деятельностью, своим активным вниманием, выделять важное и существенное для решения как конкретных локальных, так и глобальных задач. Иными словами, важна способность к эффективной самоорганизации, к адекватному взаимодействию, а не поиск «идеального» представления о мире.