Найти тему
Этобаза

«Сперва отправляли на помывку, а затем без одежды - на осмотр». Как жили женщины в сталинском ГУЛАГе, рассказываем, показываем

Сталинский ГУЛАГ - одна из тяжелейших страниц нашей истории XX-го века. Я прямо сейчас не возьмусь судить, хорошо то было или плохо, оправдано было суровостью эпохи или нет.

Однако факт есть факт - через систему лагерей прошли не только миллионы мужчин. Но и сотни тысяч женщин. Только к 1950-му году в сталинских лагерях томилось свыше 500 тысяч дам - вполне себе население целого крупного областного центра той поры.

-2

Особых женских лагерей в системе ГУЛАГа не имелось - просто особые женские отделения, лагпункты, отделенные от мужских колючей проволокой. Так, например, в знаменитом Озерлаге в Иркутской области из примерно 37 тысяч зэков 8 тысяч были именно женского пола.

Попадали женщины в ГУЛАГ, на ту же Колыму, 3 основными путями.

Понятное дело, как уголовницы - от матерых воровок до просто в чем-то проштрафившихся на работе бедолаг. Как жены, сестры, дочери так называемых "врагов народа". И, наконец, по собственной "вине" - например, за рассказ политического анекдота или же клевету на советскую власть (минимум 10 лет лагерей по той самой 58-й статье). А ведь можно и на 25 лет загреметь по 58-й статье угодить в лагеря - например, за "осуждение политики Партии".

-3

Попадали женщины в ГУЛАГ обычно в том виде в каком, их задерживали. А арест при Сталине, сами понимаете, делом очень неожиданным был. В случае ночного ареста "черным воронком" - в сорочках, домашних тапочках, домашних или вечерних платьях.

Впрочем, некоторых женщин арестовывали во время свиданий с мужьями - как например, актриса Лидия Френкель угодила в лагеря прямо в дорогом заграничном пальто с нежным ароматом французских духов.

Все прибывшие в лагеря первоходки принудительно отправлялись в баню. А затем проходили обязательное медицинское обследование - в костюме Евы, понятное дело.

Причем на таком обследовании, внезапно, помимо медиков оказывались и мужчины из лагерного начальства. Сами определявшие куда и на какие работы отправятся сиделицы. Их условно делили на "рублевых" (молодых да красивых), "полурублевых" (так себе), и пятиалтынных (пожилых, некрасивых слабых доходяг).

При этом "рублевых" могли сразу же определить в кухарки, обслугу, а то и просто в любовницы лагерных начальников... Со всем дополнительными благами и проблемами...

Любопытно, что женское население ГУЛАГа было крайне разношерстным. По профессиям. По национальности. Тут можно было отыскать даже американок - из числа тех, кто некогда замуж за советских мужчин на свою голову вышел.
Воркуталаг
Воркуталаг

В лагерях заключенным женщинам предоставлялись условия ничуть не лучших мужских.

Такие же окруженные колючей проволокой холодные бараки из дерева или замешанного самими же узницами самана. Внутри - убогие двухэтажные нары с матрацами из соломы или камыша, тумбочки из расчета одна на двух сиделиц.

Понятное дело, женщина всегда женщины - старались, например, украсить бараки марлевыми занавесочками на окнах, стелили на стоящий в центре "дубок" (стол) некое подобие скатерти. Мылись в тазах...

Женщины в лагерях Челябметаллургстроя, 1945—1946 гг
Женщины в лагерях Челябметаллургстроя, 1945—1946 гг

Серые дни сиделиц напоминали один другой - утром перекличка перед бараком. В обед - половник жидкой каши, на ужин - перловая размазня. Из одежды - страшные бесформенные черные платья, мужские шапки-ушанки.

Но в системе ГУЛАГа сиделицы отнюдь не скучали. Почти каждая занята была трудом - чаще всего в швейных мастерских. Трудились с ночи до утра, при всего одном выходном в месяц - и то при условии выполнения или даже перевыполнения плана. Не выполнивших норму за положенные десять часов работниц наказывали дополнительными парой часов труда да штрафным урезанием и без того скудного пайка.

-6

Также арестанток отправляли на работы в поля и огороды или даже на стройку - заставляли месить ногами тот же саман для новых бараков.

Тем гражданкам, кому более всего не повезло, приходилось трудиться и на строительстве железных дорог - например, укладывать рельсы или возить тяжеленные тачки с грунтом. В том же Озерлаге женщины наравне с мужчинами строили дороги, валили лес.

-7

Внезапно, по-своему фартило тем дамам, кто изначально не отличался крепким здоровьем - таких могли и на щадящие хозработы по рекомендации лагерных врачей отправить. Или например, на такой простой труд как поддержание огня в костре для конвоиров на лесозаготовках.

В особой барак с щадящим режимом шли и пожилые сиделицы, толку от которых все равно на работе б не было никакого. А также внезапно, более мягкие условия получали и дамы с низкой социальной ответственностью, пойманные на своей "работе". Многие из которых были тяжело больны "профессионально".

Женщины на работах в Нижне-Амурском ИТЛ. Хабаровский край, 1940-е
Женщины на работах в Нижне-Амурском ИТЛ. Хабаровский край, 1940-е

Особый барак установлен был для арестанток, попавших за решетку с маленькими детьми, или уже родившими на зоне. Такие бараки называли "детскими садами". Дети находились с материями тут до достижения трех лет. После чего принудительно передавались в детдома.

Зато передовицам труда в ГУЛАГе могли вполне даже позволить праздник - "танцы с мужиками" - заключенными из мужских отделений лагерей.

Мужчины и женщины в ГУЛАГе, вообще запросто могли друг с другом пересекаться - например, на общих работах. При этом дружба и общение между мужчинами и женщинами в сталинских лагерях обычно не наказывались. Но вот любовь, проникновение в барак соседнего пола, уже так просто не прощались - при поимке 10 суток карцера плюс диета в 100 грамм хлеба каждый день.

Отмечу, что уголовницы очень хотели попасть на отсидку в бараки к политическим зэчкам. Просто потому в бараках для политических уголовному элементу, как социально близкому, без проблем предоставлялись поблажки. Например, назначение бригадиршами.
Чтоб стать политическими зэчками уголовницы проделывали простые штуки - рисовали на куске картона рожу с усами, подписывали ее "И.В. Сталин". Показывали начальству - и вуаля, вот уже срок по политической статье...

А.Л.Ж.И.Р.

-9

Жены "врагов народа" часто попадали в созданное в 1938-м году так называемое Акмолинское лагерное отделение Карагандинского исправительно-трудового лагеря («Карлаг»). Известное в народе просто как «А.Л.Ж.И.Р.» - акмолинский лагерь жен изменников Родины.

Всех "алжирок" называли краткой аббревиатурой - ЧСИР (членами семьи изменника Родины). То есть, они приходились политосужденным женами, матерями, дочерями, сестрами, просто родственницами.

Здесь одновременно содержалось до 8 тысяч узниц - в том, числе через казахстанский «А.Л.Ж.И.Р.» прошли матери балерины Майи Плесецкой, барда Булата Окуджавы. Тут же сидела и певица Лидия Русланова, жена арестованного генерала Владимира Крюков

Условия в «А.Л.Ж.И.Р.е» были наиболее суровыми. Сиделиц тут же обривали наголо. Зэчки не получали передач с воли, долго не могли вести переписку с родными - лишь в 1939-м разрешили по два письма в год.

***

Ягринский ИТЛ, 1946—1947 гг
Ягринский ИТЛ, 1946—1947 гг

Система женских лагерей, как и весь ГУЛАГ, просуществовали до конца 1950-х годов. Тот же А.Л.Ж.И.Р. впрочем закрыт был уже в 1953-м, с окончанием массовых политрепрессий.

Впрочем, после освобождения мытарства бывших узниц ГУЛАГа еще не заканчивались. Многие вчерашние зэчки получали особые отметки в паспорта, запрещавшие им жить и работать в крупных городах, учиться в университетах. Многим пришлось еще добиваться реабилитации, восстановления своего честного доброго имени...