«Таривердиев был отчаянно влюблён в Максакову, дьявольски красивую, а ещё — чрезвычайно свободную». Уголовный срок из-за любви (две версии)

189K прочитали

— Он был болен ею, околдован. Поэтому готов был сесть в тюрьму! Он, прославленный талантливый композитор, выдающийся человек, принёс ей жертву, разрушил свою жизнь и поэтому рано умер, — уверяла Мария Максакова*. — А она его бросила!

Людмила Максакова и Микаэл Таривердиев
Людмила Максакова и Микаэл Таривердиев

Дочь актрисы Людмилы Максаковой, находящаяся в сложных отношениях со своей матерью, поддерживала версию, озвученную лет 20 назад вдовой композитора Микаэла Таривердиева Верой. Любопытно, что Мария охотно в это верила, хотя её слова мало что значат. Трагедия, о которой идёт речь, произошла в далёком 1967 году, а Мария родилась в 1977-м. О чём же идёт речь?

Микаэл Таривердиев
Микаэл Таривердиев

Версия вдовы композитора: «все его женщины ему вонзали нож в спину!»

— Этот роман между Микаэлом и Людмилой случился в шестидесятые годы, — рассказывала Вера Таривердиева. — Таривердиев был отчаянно влюблён в Максакову. Она была дьявольски красива и привлекательна, а ещё — чрезвычайно свободна.

По словам Веры Микаэл и Людмила ехали на его «Волге» по Ленинградскому проспекту в ночи. За рулём была Максакова. Вдруг на проезжую часть выскочил какой-то человек, и она его сбила. Якобы, он был пьян, и Максакова, наверное, не была виновата в его смерти, но всё равно перед законом отвечать пришлось бы.

Людмила Максакова в молодости
Людмила Максакова в молодости

Таривердиева восхищалась благородством человека, который в 1990 году стал её мужем, а через шесть лет ушёл из жизни. Она не сомневалась, что он пересел за руль и взял на себя вину женщины, которую тогда так страстно любил.

— У Микаэла было очень много женщин! Он сам не знал, сколько раз женился, — рассказывала Вера. — Он обладал специфическим мифологическим сознанием, наделяя каждую женщину чертами, которых у неё могло и не быть. А они ему вонзали нож в спину! Все отношения с женщинами заканчивались для него ощущением предательства.

Людмила Максакова в фильме «Антрацит», 1971
Людмила Максакова в фильме «Антрацит», 1971

Было разбирательство, был суд, и Таривердиева осудили на два года, но, как говорила Вера, так как следствие продолжалось тоже два года, срок он не отбывал. Переживал страшно, а Максакова фактически его бросила, не придя на последнее заседание. У него даже отнялись ноги, такая драма! К тому же, к его матери пришла одна из бывших жён со словами: «Вы же понимаете, что он не перенесёт тюрьмы. Умрёт там. Пусть напишет завещание...».

К слову, в СССР так называемые «аварийщики» в тюрьмах не сидели! Они отбывали срок в колониях-поселениях, где условия были очень мягкими. Но, конечно, человеку изнеженному, привыкшему к богатой красивой жизни, и колония-поселение могла показаться адом.

На съёмках фильма «Вокзал для двоих»
На съёмках фильма «Вокзал для двоих»

Таривердиева утверждала, что эта история мужского благородства её супруга была воспроизведена в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1983). Микаэл пошёл на премьеру фильма и, якобы, был шокирован и задет. Ему казалось, что все зрители в зале чуть ли не показывают на него пальцем: «он тоже взял вину любимой женщины на себя!». Он даже, по её словам, отдалился от друзей из мира кино и компаний артистов.

Микаэл и Вера Таривердиевы
Микаэл и Вера Таривердиевы

Вере в 1967 году было 10 лет, она младше Микаэла на 26 лет и, конечно тогда об этом ДТП ничего не знала. Но, видимо, он ей объяснял, как всё произошло. А у самой Людмилы Максаковой версия событий совершенно другая.

Немного поиграв на рояле, он, соблазнительно улыбнувшись, развязал на её платье поясок

Актриса отдыхала в Крыму в известном санатории «Актёр», где впервые увидела Таривердиева. Он подошёл к ней на пляже и пригласил прийти в ресторан вечером. Она вспоминала, что на Микаэла невозможно было не обратить внимания: элегантный, одет модно, ездит на собственной «Волге». После ресторана договорились встретиться и следующим вечером — композитор попросил Людмилу зайти за ним в его гостиницу.

Микаэл Таривердиев
Микаэл Таривердиев

В номере выяснилось, что Микаэл ещё не переодевался для выхода, встретив актрису в обвислых трениках. У него было свое представление, как они плодотворно проведут свидание: немного поиграв на рояле, он, соблазнительно улыбнувшись, развязал на её платье поясок. Актриса в шоке убежала в свой санаторий и больше в ту поездку не видела Таривердиева.

Людмила Максакова в молодости
Людмила Максакова в молодости

— Но от судьбы не уйдешь! — рассказывала Людмила. — Через год мы опять встретились в «Актёре», и на сей раз он действительно красиво ухаживал за мной. Оба мы были свободны, и наше счастье длилось три года. Роман этот был очень красивым.

Людмила Максакова в молодости
Людмила Максакова в молодости

Версия Людмилы Максаковой: «Таривердиев себя ужасно чувствовал из-за того, что струсил, а мне было неловко за человека, которого я любила»

Максакова прекрасно помнила тот злополучный день, 9 мая 1967 года. Людмила и Микаэл ужинали с друзьями в «Национале». К столику подошёл хорошо знакомый актрисе журналист и спросил, как дела у режиссёра Григория Чухрая (она снималась в его фильме «Жили-были старик со старухой» в 1964 году). И тут вдруг Таривердиев приревновал Максакову к упомянутому Чухраю и, чтобы успокоиться, выпил водки.

После ужина именно Таривердиев сел за руль своей машины по словам Максаковой. Он мчался по улице Горького на большой скорости. В городе гуляла праздничная толпа, Москва светилась огнями, повсюду переливалась праздничная иллюминация.

Микаэл не смог затормозить, когда напротив гостиницы «Советская» на пешеходный переход выскочил 16-летний паренёк, спешивший к своей девушке, ждавшей его на другой стороне улицы.

Людмила Максакова в фильме «Жили-были старик со старухой», 1964
Людмила Максакова в фильме «Жили-были старик со старухой», 1964

Композитор, должно быть в шоке, продолжал гнать машину, в которой сидели и Людмила с друзьями. Они кричали, чтобы он остановился, но Микаэл словно бы их не слышал. Их нагнала другая «Волга», и сидевший в ней военный крикнул, открыв окошко: «Что же ты, сво..., делаешь?! Сбил человека и уехал?» Композитор пришёл в себя и повернул машину. Юноша скончался в больнице через три дня.

Людмила Максакова в фильме «Конец Сатурна», 1967
Людмила Максакова в фильме «Конец Сатурна», 1967

— Мы все были на месте преступления до шести утра с милицией. Милиционеры допрашивали нас, опрашивали свидетелей, перемеряли тормозной путь и составляли протоколы. Потом мы молча разошлись по домам, — вздыхала Людмила. — На душе разливалась свинцовая тяжесть. Таривердиев себя ужасно чувствовал из-за того, что струсил, а мне было неловко за человека, которого я любила. Как он мог так себя повести!

И она порвала отношения. Здоровались при встрече на каких-то мероприятиях и не более того.

Людмила Максакова в молодости
Людмила Максакова в молодости

— Я была шокирована опубликованным интервью с Верой Таривердиевой через 10 лет после смерти Микаэла. Вера говорила явную неправду! — возмущалась Максакова. — Это чудовищный миф! Ведь всё произошло в центре Москвы, на глазах у десятков свидетелей!

Возможно, кто-то придумал версию моей виновности в том смертельном ДТП и внушил Микаэлу, что он так будет выглядеть благороднее. В итоге, Таривердиев через годы и сам уверовал в то, чего не было!

Кадр из фильма «Вокзал для двоих»
Кадр из фильма «Вокзал для двоих»

Людмила уверена, что эта трагедия исковеркала Таривердиеву жизнь. Он перенёс несколько инфарктов и умер в 64 года.

Вот такие две противоречивые версии!

Кадр из фильма «Вокзал для двоих»
Кадр из фильма «Вокзал для двоих»

Эльдар Рязанов действительно взял сюжет из жизни, но он не разгласил имён. Вот его подробный рассказ о прототипах главного героя:

В сценарии фильма «Вокзал для двоих» причудливо преломились и видоизменились истории, тоже случившиеся в действительности.
Ситуация, когда за рулем сидела женщина, сбившая человека, а вину принял на себя мужчина, бывший в машине пассажиром и любивший эту женщину, взята из жизни. Я знаю этих людей, но не буду называть их имен.
Вторая история, толкнувшая нас на написание сценария, произошла с талантливым поэтом Ярославом Смеляковым. Судьба его при сталинщине сложилась трагически. Он трижды сидел в лагерях и смерть Сталина встретил за колючей проволокой. В 53-м году, после смерти вождя, заключенные ждали амнистии, ждали изменений и вохровцы. В лагере, где отбывал наказание Смеляков, режим чуть-чуть смягчился, и поэта отпустили навестить своих товарищей по несчастью Валерия Фрида и Юлия Дунского - будущих известных кинодраматургов, которые уже отбыли срок и жили на поселении в нескольких километрах от зоны.
Но к утренней поверке Смеляков должен был стоять в строю зэков. Отсутствие его в этот момент считалось бы побегом, и срок отсидки автоматически увеличился бы. Обрадованные свиданием, надеждами на улучшение участи, бывшие лагерники и их гость хорошо провели время. Выпито было, вероятно, немало. Все трое проспали час подъема, и более молодые Фрид и Дунский помогали Ярославу Васильевичу добраться до лагеря, тащили его, ослабевшего, чтобы он поспел в срок к утренней поверке. Эту правдивую и одновременно невероятную историю мы слышали от непосредственных участников.
Вот эти два эпизода, а также давнее желание сделать фильм о вокзальной официантке стали отправными пунктами и привели к тому, что родился сценарий трагикомедии «Вокзал для двоих».

*Мария Максакова признана иноагентом по решению Министерства юстиции РФ