Найти тему
Вести: Приморье

"Недетский разговор": если ребенок начинает драться и ругаться, значит, он боится

Оглавление

Тема эмоционального состояния человека, как маленького, так и взрослого, взаимоотношения детей и родителей в настоящее время чрезвычайно актуальны. Эмоциональное состояние в одинаковой степени сказывается на жизни, на здоровье и на поведении детей. Собственно, о чем наша программа, о чем мы не устаем говорить. И много последствий всевозможных негативных можно было бы избежать, если бы взрослые были чуть внимательнее к тому, что чувствуют и испытывают в тот или иной момент их дети, особенно подростки, в переломный возраст. Об этом в программе "Недетский разговор" ГТРК "Владивосток".

Сергей Нелюбин, Ольга Романова, Ирина Бердникова в медиастудии ГТРК "Владивосток"
Сергей Нелюбин, Ольга Романова, Ирина Бердникова в медиастудии ГТРК "Владивосток"

Говорят на одном языке, но не слышат друг друга

Сергей Нелюбин:

- Здравствуйте, дорогие друзья, наши телезрители и радиослушатели! У нас в эфире очередная программа «Не детский разговор», и тема этого выпуска нашей программы — это эмоциональное состояние, детско-родительское отношение и безопасность ребенка.

И как связаны эти понятия, вот мы о чем будем сегодня разговаривать.

В студии я, Сергей Нелюбин, моя соведущая, это Ольга Романова, уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае.

Оля, еще раз поздороваемся. И, конечно же, не обойтись тут без специалиста, потому что разговор серьезный, специфический. Это психолог Центра психолога педагогической медицинкой и социальной помощи «Твой маяк» Ирина Николаевна Бердникова.

Ирина Николаевна, здравствуйте! С какими последствиями неверно выстроенных отношений между родителями и детьми вам приходилось работать?

Ирина Бердникова:

- Запросы разные бывают, но в основном это сложности в отношениях между родителями и детьми. Чаще всего родители не понимают своих детей, а дети не понимают своих родителей. Вроде бы говорят вместе на одном языке, но не слышат друг друга. Основная, наверное, проблема в этих детско-родительских отношениях, что мы взрослые не слышим своих детей. Отсюда появляются обиды у детей на родителей, на взрослых, какие-то сопутствующие переживания, тревоги, страхи, агрессивное поведение очень часто бывает, потому что дети не понимают, что хотят от них родители.

Ольга Романова:

Часто бывает, что мы не понимаем не только их слова, но вообще, что за словами скрывается. Почему ребенок появился именно таким образом? Что это? Он голоден в этот момент или ему страшно? Вот как здесь еще родителям подсказать, какие есть секреты?

Почему ребенок боится?

Ирина Бердникова:

- В основном все переживания детей связаны со страхом, потому что они знают, что с этим делать. Если ребенок пытается донести до мамы, что в этот момент ему некомфортно, что-то его беспокоит, а мама отмахивается, не слышит, или папа, то ребенок начинает бояться. И, соответственно, отсюда поведение, такое деструктивное поведение, которое общество не принимает. Он может начинать драться, может ругаться, может уходить из дома, по-разному проявлять свое вот такое негативное отношение, которое происходит в семье.

Сергей Нелюбин:

- То есть, может быть, что родитель думает, что ребенок неадекватно воспринимает его распоряжение или воспитательные какие-то методы, а на самом деле может быть ситуация, что это родитель неадекватен к эмоциональному состоянию ребенка.

Ирина Бердникова:

- Да, так часто бывает, потому что дети на самом деле очень понятны. Они всегда говорят то, что они хотят, и открыто говорят, просто взрослые это не слышат.

Ольга Романова:

- А может, какой-нибудь пример из вашей практики, когда на таком простом элементарном уровне что-то произошло, потому что родители не поняли?

Ирина Бердникова:

- Ну, банальный, наверное, пример – это когда родители хотят, чтобы ребенок занимался, к примеру, спортом. А он говорит «нет». А ребенок говорит «я не хочу», а мама говорит «нет, у тебя есть все данные». А то, что ребенок большой, высокого роста или как-то у него телосложение такое, это еще не говорит о том, что он будет атлетом или еще каким-то великим спортсменом, бегуном. Я не знаю, какие виды спорта можно еще сюда приписать. И так часто бывает.

Либо, например, очень худенькая девочка, она должна быть балериной. Мама очень хочет и говорит, что так должно быть. А ребенок говорит «да я не хочу быть балериной, я вообще хочу рисовать». Да, и так часто бывает. И вот, наверное, это такой самый банальный пример.

Сергей Нелюбин:

- Ну, у каких-то подростков могут быть комплексы. Они же растут, они развиваются, физические какие-то изменения тела происходят. Я вот маленький был, а потом пошел самый быстрый рост. Короткую рубашку меня тогда не заставить было одеть, стеснялся. Ну, благо, меня засунули в спортивную секцию, а кого-то нет такой возможности.

Дети чувствуют ненужность

Ирина Бердникова:

- Очень часто бывает, что дети чувствуют какою-то свое ненужность. Сейчас, конечно, такой очень быстрый век. Все работают, пытаются заработать денег, обеспечивать семью. Ну, и за этим скрывается как раз вот это вот ощущение у детей, что они ненужны.

Родители приходят поздно с работы и не находят время для того, чтобы как-то поговорить с ребенком, пообщаться с ним. И даже если ребенок об этом его просит, родители говорят не сейчас, не объясняя, почему не сейчас.

Сергей Нелюбин:

- А с другой стороны, родители, которые приходят, они твой вот этот дефицит времени общения с ребенком, они посвящают тому, что они пытаются как бы нагнать то упущенное время, и просто ребенок шагу не может вступить без родительского глаза. Вот такая гиперопека, да? Вот чему она может привести? Это уже как бы немножко, наверное, другой вариант.

Ирина Бердникова:

- Да. Получается такое. На самом деле, дети сейчас научились прятаться. Да, научились как-то находить выходы, потому что все равно каждый ребенок хочет как-то реализоваться самостоятельно, особенно подростки. Это нормально, потому что они становятся взрослыми, а родители пытаются контролировать. На самом деле, не надо недооценивать своих детей. Они очень умны.

Сергей Нелюбин:

- Это тоже история. Да, я в домике. Мама, вроде бы, здесь он под боком, он сидит, ничего не случается, а он уже там гуляет в другом мире, на самом деле.

Ирина Бердникова:

- Это не только про интернет, это и про родительский контроль. Вроде бы, как родители заботятся о своих детях, а на самом деле за этим скрывается, наверное, даже не забота о детях, а о собственной безопасности. Потому что, если что-то случится с ребенком, буду виноват я, или буду виновата я.

Ольга Романова:

- У меня была совсем недавно история одна, хочу привести ее в пример, когда мама установила видеокамеру, потому что она очень переживала. В комнате своей дочери подростка она очень переживала из-за того, как время проводит девочка. Девочка увидела эту камеру и восприняла ее крайне болезненно, потому что она, конечно, для подростка это не просто контроль за тобой, это недоверие. Она эту камеру разнесла в щепки, а поскольку мама все равно продолжала переживать о девочке, она установила в другом месте.

Эта история про непонимание, это то, о чем говорит Ирина Николаевна. Ребенок не может сказать, что ему нужно больше всего на свете, чтобы мама доверяла. А мама не может ребенку сказать, что она за нее боится. И вот эта история про то, когда мы не можем что-то произнести обычными человеческими словами, что мы чувствуем в этот момент, приводит к колоссальным проблемам, к разрыву отношений, к протесту, к тому, что дети оказываются на улице и становятся объектом каких-то других людей, притязания других людей.

Все из-за того, что простые вещи не произносят простыми словами. Один ребенок говорит, ну один человек говорит, что мне больно, потому что ты мне доверяешь, а второй говорит, я за тебя очень боюсь, поэтому я хочу, чтобы ты избежала каких-то проблем.

Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».

Если ребенок начинает драться и ругаться, значит, он боится. Недетский разговор