Продолжаю тему, начатую в первых двух частях. Там про мультфильмы и эпохальную "Гостью из будущего"
Дисклеймер: всё написанное ниже является мнением автора, большого почитателя творчества Игоря Можейко. Я не считаю, что любимые книги нужно воспринимать как догму, поэтому оставляю за собой право на беззлобную критику и юмор, тем более что юмор и критика в "Алисиане" это КАНОН. Все не разделяющие такое мнение могут дальше не читать. Общение приветствуется, ругань и скабрезности - будут блокироваться
Переписывать содержание книг я не собираюсь - все они в лёгком доступе, в том числе существует масса аудиоверсий. Буду останавливаться на отдельных, наиболее зацепивших моментах.
Итак, в 80-х годах были экранизированы:
1) "Путешествие Алисы" 1974 года стало мультфильмом "Тайна третьей планеты" в 1981 году
2) "Сто лет тому вперёд"1978 - фильм из 5 серий "Гостья из будущего"
3) "Два билета в Индию" 1980 - небольшой одноимённый мультфильм 1985 года
4) "Лиловый шар" 1983 - фильм 1987
5) "Ржавый фельдмаршал" 1967 - фильм "Остров ржавого генерала" 1988
6) "Узники Ямагири-Мару" - часть сборника "Миллион приключений"1985 , кукольный мультфильм появился в 1988
Сценарии написаны самим Киром Булычёвым.
Предыстория мрачных событий на планете "Бродяга"
Начну издалека: с "Последней войны". Это был первый роман писателя Кира Булычёва - до него были фантастические рассказы для взрослых и пара сказок про Алису Селезнёву для детей.
Книга вышла в свет в 1970 году. Через некоторое время роман был переведён в Венгрии, Болгарии и Литве. В московском издании (...) помещена исправленная версия "Последней войны", которая, впрочем, не так уж сильно отличается от первоначального варианта. Зато в петербургском издании (...) сохраняется текст издания 1970 года без всяких исправлений. КИР БУЛЫЧЁВ 1991
Если кто-то считает Булычёва писателем в розовых очках, сочиняющим утопии для детей - очень рекомендую ознакомиться с этим произведением. Атмосфера весьма мрачная.
Дальше немного спойлера: действие происходит на планете, которая погибла в результате ядерной войны. Жизнь уничтожена почти полностью.
На этот печальный апофеоз войны в стиле победившего постапокалипсиса прибывают на космическом корабле "Сегежа" (ударение на второе "е") люди с Земли. И их более развитые технически коллеги - рептилоиды из цивилизации народа корон. Помимо прочего, они владеют способностью восстанавливать объекты разумной жизни по нескольким уцелевшим клеткам
Заметим - до "Пятого элемента" и Лилу ещё целая четверть века.
И вот короны с землянами приступают к восстановлению жизни на мёртвой планете. И оживляют местных людей... Некоторые представители которых ведут себя настолько омерзительно, что неизбежно возникает вопрос: а стоит ли таким давать второй шанс? Ведь свой главный экзамен они уже провалили.
Идея мёртвых или вымирающих планет у Кира Булычёва встречается неоднократно, в том числе и в детской "Алисиане":
1) Планета Шелезяка, где цивилизация роботов полностью уничтожила воду, воздух, биосферу и выработала все полезные ископаемые. ("Путешествие Алисы")
Подробнее по ссылке:
2) Планета Крокрыс. Была населена разумными ксеноморфами, напоминающими скорпионов с крыльями. Они были одержимы инстинктом убийц, в результате чего полностью уничтожили всё живое на своей планете. Осталось всего несколько крокрысов, в частности пират Крыс и его родители. Несколько позже мать Крыса убивает и его отца ("Шкатулка пиратской мамаши" 1976)
Подробнее про пирата Крыса:
3) Астероид "Черный странник", населённый деградировавшими от безделья и гиперопеки роботов гуманоидами. ("Пленники астероида" 1981)
4) Планета Бродяга из "Лилового шара". О ней расскажу ниже
5) Планета Крина. Высокоразвитая цивилизация гуманоидов терпит бедствие в результате эксперимента одержимого учёного. Люди теряют память. В результате общество откатывается к первобытно-общинному строю и ранней монархии. ("Город без памяти" 1988)
Лиловый шар
Повесть "Лиловый шар" (1983) состоит из двух довольно непохожих частей. Первая часть напоминает адаптацию романа "Последняя война" для детей. Действие происходит в космосе, известные уже герои "Алисианы" обнаруживают искусственную планету Бродягу. Она летит в мировом пространстве, направляясь к Земле. Разумная жизнь на планете давно погибла - две расы (рабов и господ) по необъяснимой причине перебили друг друга до последнего человека. Однако война на этом не заканчивается: животный и растительный мир внутренней поверхности планеты ведёт постоянную борьбу всех против всех, нарушая этим все законы биологии.
Тут вспоминаются похожие описываемые миры: Пандора братьев Стругацких ("Попытка к бегству" 1962), "Неукротимая планета" Гарри Гаррисона 1960 года, а также совсем неправдоподобные романы о Венере Эдгара Берроуза 1930-х годов
Причиной всего этого сверхагрессивного поведения, как впоследствии выясняется, послужил вирус вражды, применяемый в качестве биологического оружия.
На глазах юной Алисы проводится жёсткий эксперимент на морских свинках, которые контактируют с содержимым Лилового шара. Домашние животные звереют и яростно рвут друг друга зубами, пока не погибают в схватке...
Я предупреждаю родителей маленьких читателей - в книге есть такая сцена!
И, хотя разумные обитатели Бродяги давно погибли, участь этих несчастных свинок грозит самой Земле - где-то на ней тысячи лет назад был спрятан подобный Лиловый шар. И скоро он взорвётся!
Почему этой проблемой должны заниматься не специалисты из Института Времени или Галактической Безопасности, а именно маленькая Алиса ( возраст не указан, ей около десяти лет)?!!
Вопрос вполне закономерный. Дело в том, что уже довольно давно, ещё до путешествия в систему Медузы, маленькая Алиса успела побывать в Эпохе Легенд. Это был такой период в истории Земли, когда существовали драконы, колдуны, ведьмы и добрые волшебники. Людям тогда жилось очень нелегко.
Потом наступивший ледниковый период уничтожил все чудеса почти без следа. Остались только сказки. Дети в них верят (поэтому способны проходить сказочные квесты), а взрослые - нет.
Неверие взрослых просто анекдотично: в Москве имеется Заповедник Сказок в пешей доступности от профессора Селезнёва. Он даже оказывает ветеринарную помощь трехглавому говорящему огнедышащему змею. Но такая мелочь не может поколебать космобиолога. Эка невидаль - драконы! На Эвридике вон тоже дракончики водятся: малый дракончик размером с диплодока, но при этом хищный и Большой дракончик, значительно более крупный. Его ещё никто не сумел поймать. А поймавшему придётся думать, как прокормить злобную тварь, съедающую за день две тонны мяса и бананов! ( "Путешествие Алисы", "Заповедник сказок", "Козлик Иван Иванович")
Зная предысторию действий Алисы в прошлом (восьмилетка побеждает в споре ведущих учёных Земли и спасает директора Заповедника, превращённого в козлика) переход ко второй части повести "Лиловый шар" вполне понятен.
Вот при съёмке фильма этот момент совершенно не учли. В результате не читавшие Булычёва зрители совершенно не поняли, почему довольно жёсткая космоопера для подростков вдруг превратилась в сказку для самых маленьких вроде "Новогодних приключений Маши и Вити"
В результате фильм собрал массу хейта не только за ужасные спецэффекты (их даже самые ленивые уже успели пнуть), но и за явный провал сценария, страшно разочаровавший множество влюблённых в Алису поклонников фильма "Гостья из будущего".
Народ шёл на Наташу Гусеву!
А она, кто бы мог подумать, с 1982 года (начало съёмок "Гостьи") просто выросла в пятнадцатилетнюю девушку. И Алиса стала уже не та!!!
Беда с этими актёрами-детьми... Взрослеют.
Возможно, несколько меньшее наплевательство на зрителя (при просмотре в голову приходит именно это) и могло бы спасти картину.
Но создатели фильма думали иначе.
И зрители до сих пор не могут этого простить (меня, к примеру, фильм тоже страшно выбесил!)
К примеру все ведь знали как выглядит капитан Зелёный (ладно, пусть он будет именно капитан, а не механик)
Так на какого, спрашивается, беса было в качестве капитана Зелёного показывать странный гибрид внешности физкультурника Ильи Муромца с повадками робота Вертера?
Наталья Гусева играет маленькую девочку, верящую в сказки, настолько безобразно, что начинаешь ждать Станиславского с пыльным мешком!
Не верю! И не только я. Никто ей не поверил. Вся эта чехарда с лягушкой в космосе...
Вячеслав Невинный играет хорошо. Но очевидное сходство Громозеки с пиратом Весельчаком У тоже приносит свой вклад в количество дизлайков фильму
А уж сцена с пропагандой веганства чудищам-людоедам это уже не шутка. Это прямое издевательство над зрителями!
Мне больше всего запомнился летающий воланчик для бадминтона над обсерваторией. Место съёмки - плато Ай-Петри, Крым
Большие голубые глаза Алисы и много беготни присутствовали. Больше смотреть было не на что.
Тот самый птенец на верёвочках.
Надо сказать, с тех пор у нас всё-таки сняли более убедительную сцену вылупления гигантской сказочной птицы
Правда только в 2010 году. Фильм "Легенда острова Двид" Его зрительский рейтинг 1.9 из 10-ти. Против 6.7 у "Лилового шара" Думаю, можно его описание не продолжать... Мне, кстати, этот фильм понравился. Возможно, просто потому, что я никогда не читал Крапивина)))
Концовка же "Лилового шара" происходит как-то скомкано. В детстве было чёткое ощущение, что меня обманули. Режиссёр, актёры, исполнение песен вроде бы и те же... А фильм не удался.
Очень рекомендую книгу. Фильм на один раз.
Ржавый генерал
"Ржавый фельдмаршал" 1967 - фильм "Остров ржавого генерала" 1988
А в следующем 1988 году выйдет фильм "Остров ржавого генерала". Также не очень любимый зрителями. Основная претензия была, правда, совершенно фанатского характера - зритель хотел смотреть на 12-летнюю Наташу Гусеву, которой на тот момент просто не существовало - девочка выросла.
Поэтому 11-летняя актриса Катя Прижбиляк наслушалась много всего "хорошего" в свой адрес. Хотя играла она (на мой, естественно, вкус) куда лучше вечно улыбающейся совершенно не к месту в "Лиловом шаре" Гусевой.
Фильм снимали по уже 20-летней повести Кира Булычёва "Ржавый фельдмаршал" 1967 года. В разных издательствах публиковалась также часть этой повести "Новости будущего века" и вариант "Остров ржавого лейтенанта" заметно отличающийся несколькими поворотами сюжета.
Действие происходит после "Тайны третьей планеты", но до "Дня рождения Алисы". То есть девочке 9 лет.
Она уже работает в своей биологической отрасли. Спорит с отцом насчёт способности дельфинов говорить по человечески. И в повести у неё с собой тот самый миелофон.
Отметив как следует первый день наступивших каникул (экскурсией по городу, естественно) Алиса оказывается на съёмках фильма в Крыму. Где и начинается квест.
Оказывается, боевые роботы ХХ века, заказанные одним из европейских тиранов ХХ века для ведения войны, были не так давно обнаружены археологами. При перевозке ржавых ликвидаторов произошёл сбой по вине погоды и баржа потерялась. Роботов особенно не искали - кому нужен это металлолом в конце 21 века?!
А робот-офицер случайно включился и принялся выполнять свою задачу. Без всякого первого правила робототехники!
Алиса попадает в плен к роботам на остров. И должна как-то выжить сама, да ещё и не допустить убийств мирных людей обезумевшей техникой! Нормальная задачка для ребёнка?
К счастью, Алиса - не просто маленькая девочка и уже имеет большой опыт самостоятельных решений в трудных ситуациях! Сначала ей помогал робот-старик со съёмочной площадки. Но потом он был уничтожен железным кулаком...
Теперь о фильме. Действие происходит в Крыму. Большая часть съёмок проводилась в других местах, в частности, в Тольятти. (Закон жанра - вот в "Лиловом шаре" можно было обойтись и без Крыма).
Спецэффекты ожидаемо слабые - бюджет был ограничен. Зато девочка вполне убедительно играет, да и по фигу на то, что длинные тёмные волосы для Алисы НЕ КАНОН.
Алиса ведёт себя очень смело, хоть и не демонстрирует отсутствия нервов.
Взрослые, как часто бывает в детских фильмах, изображают каких-то недотёп. Толстый, шепелявый и нервный режиссёр как-то не очень коррелирует с описанием Светлого Будущего.
Светлана Одинокая... Это квинтэссенция иронии к женщине-учёному. К сожалению явно переходящая в клоунаду.
При знакомстве Алисы со Светланой происходит та самая знаменитая сцена: Алиса босиком забралась на сосну и стоит на ветке, разглядывая яркую ядовитую гусеницу молочайного бражника...
Немножко подушню: " Листья дубовые падают с ясеня ..." Крайне маловероятно, чтобы эта гусеница стала забираться на сосну. Гусеница соснового бражника имеет несколько иную внешность:
Далее по ходу происходит разговор Светланы с Алисой. Сначала заблудившаяся на планете (!) женщина видит только алисины пятки и от волнения несёт полную ерунду. Но они быстро договариваются и идут к морю...
Отдельно взятые борцы с ветряными мельницами уже в настоящее время углядели в этой сцене перестроечный разврат и кексуальный подтекст. Ну что тут можно сказать, ёлки-палки!
- Люди, ау! Вам не стыдно?
Если кого-то безнадёжно травмирует вид коленок и ступней девочки 11 лет, тут, на мой взгляд, дело вовсе не в детском фильме. Гумбертов Гумбертов нужно вовремя вычислять, пока они чего нехорошего не натворили.
Да, во ВСЕХ детских фильмах советского периода про лето, детские (обоих полов) ноги присутствуют в большом количестве. Да ещё и в трусиках купаются!А внешний вид Сыроежкина и Электроника в труселях ВНЕ купальной зоны тоже небось кого-то там задел? Ну так и не смотрите!
Ладно, возвращаемся к острову с устаревшей военной техникой. Вместо робота-старика Алису Сопровождает Баба Яга в исполнении Александра Сергеевича Линькова.
Тут мнения зрителей диаметрально противоположны: либо считают Бабу Ягу единственным интересным персонажем в скучном фильме, либо кривляния Линькова их раздражают (я с детства в этой группе!)
Поскольку взрослые на берегу обнаружить Алису не в состоянии, хотя и предпринимают поиски по земле и с воздуха, она сама противостоит сильным, но глупым роботам.
Юная актриса Катя работала как следует, невзирая на достаточно трудные условия съёмок (на Дзене есть описания очевидцев). Но этого показалось мало
К тому моменту отечественный зритель уже успел несколько избаловаться и желал зрелищ поэффектнее!
Книгу и фильм к просмотру рекомендую. Конечно, они заметно устарели. Но до сих пор хороши.
После "Острова ржавого генерала" не было экранизаций "Алисианы" очень долгое время. По понятным причинам. До 2009 года, когда вышел полнометражный мультфильм "День рождения Алисы".
А что Вы думаете про экранизации "Алисианы"?