Найти тему

Кто поедет на БАМ?

Оглавление

На строительство БАМа приглашали добровольцев со всего СССР, но в реальности стать участником комсомольской стройки было непросто.

Отбор добровольцев

Потенциальные бамовцы проходили строгий отбор, а порой и стажировки, чтобы приехать в тайгу уже подготовленными к суровым условиям. Байкало-Амурская магистраль ждала тех, у кого была нужная специальность или какие-то необходимые умения.

Самые первые

Специалисты требовались разные. До комсомольцев по тайге прошли те, благодаря кому стройка вообще стала возможной. Это изыскатели, картографы, геологи, геодезисты… Именно они определяли, где лучше построить магистраль, чтобы она работала максимально эффективно. В условиях непроходимой тайги нужно было изучить все нюансы местности (о том, чем занимаются изыскатели мы рассказывали в этой статье). Затем к делу приступили механизаторы и взрывники. Ну а уже после них на БАМ поехали комсомольцы.

-2

Лучшие специалисты

В первую очередь требовались строители. Но не простые, а мастера на все руки: нужно было рубить лес, копать, проектировать, возводить… Здесь к месту был опыт монтажников, крановщиков, электрослесарей и других профессионалов.

Ждали на БАМе также специалистов в машиностроении и приборостроении: техника в непростом климате нуждалась в особенно бережном уходе. Не получилось бы построить магистраль также без водителей и механизаторов. Только они могли обеспечить связь между разными звеньями растянувшейся на многие километры стройки. Все участники процесса делились на бригады, а они в свою очередь приписывались к строительно-монтажному поезду или мехколонне на определённом участке. Участки же курировали специалисты Главбамстроя, который сначала находился в Москве, а потом переехал в Тынду.

Профессии для жизни

С ростом БАМа росла и территория вокруг него. Люди здесь не только работали, но и жили. Им требовались врачи, учителя, повара, продавцы… Те, кто прибыл на стройку через несколько лет после начала основного этапа в 1974-м, вспоминают, что приезжали уже совсем не в глухую тайгу, а в настоящие посёлки и города.

Фотография из личного архива БАМовцев
Фотография из личного архива БАМовцев

Один из многих

Машинист Алексей Михайлович Шевченко признаётся, что они с женой отправились на БАМ, в Северобайкальск, за квартирой. Три года Алексей Михайлович трудился там в локомотивном депо, до строительства Байкальского тоннеля он водил поезда через сложнейший перевал Даван. Ну а позже — переучился на машиниста электровоза. Алексей Шевченко остался в Северобайкальске и после выхода на пенсию.

-4

За заслуги

И таких историй на БАМе много. Все разные и все чем-то похожи. Стройка века стала временным или постоянным домом для тысяч человек. В 1978 году в СССР утвердили почётный знак "За участие в сооружении Байкало-Амурской магистрали". Им наградили больше 4000 тех, кто внёс вклад в строительство БАМа, а также посёлков и городов вокруг него.